Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Панихина Ирина Николаевна

Панихина Ирина Николаевна МБОУ СОШ №10

Предмет: русский язык.

Класс – третий

Тема: «Род имён существительных»

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный урок  с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания. Работа в малых группах.

Задачи урока:

1) Воспитательная

Уметь работать по правилам работы в группе, паре;

Стремиться к выполнению ролевых правил;

Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера

Уметь сотрудничать в поиске и сборе информации

2) Развивающая

Уметь самостоятельно формировать познавательные цели

Уметь составить алгоритм определения рода имён существительных

Уметь формулировать проблему и самостоятельно находить способы решения проблем при помощи общения

3) Обучающая

Уметь пользоваться алгоритмом определения рода имён существительных

Уметь логически рассуждая доказывать;

.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» Канакина В.П.,

Горецкий В.Г., учебник русского языка для 3 класса.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  • мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT
  • технологический сценарий занятия: презентация – последовательная модель
  • содержание учебных слайдов

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx29.3 КБ
Office presentation icon rod_imen_sushchestvitelnykh.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Панихина Ирина Николаевна МБОУ СОШ №10

Предмет: русский язык.

Класс – третий

Тема: «Род имён существительных»

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный урок  с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания. Работа в малых группах.

Задачи урока:

1) Воспитательная

Уметь работать по правилам работы в группе, паре;

Стремиться к выполнению ролевых правил;

Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера

Уметь сотрудничать в поиске и сборе информации

2) Развивающая

Уметь самостоятельно формировать познавательные цели

Уметь составить алгоритм определения рода имён существительных

Уметь формулировать проблему и самостоятельно находить способы решения проблем при помощи общения

3) Обучающая

Уметь пользоваться алгоритмом определения рода имён существительных

Уметь логически рассуждая доказывать;

.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» Канакина В.П.,

Горецкий В.Г., учебник русского языка для 3 класса.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  • мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT
  • технологический сценарий занятия: презентация – последовательная модель
  • содержание учебных слайдов

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

- Вы готовы открывать что-то новое? Тогда вперед.

 Как вы это будете делать?

- Желаю успехов!

Обсуждение

- Мы рады сегодняшнему дню!

  Мы рады встрече друг с другом!

  Мы рады познать себя и окружающий мир!

  И это здорово!

- Выясним, что мы не знаем, зафиксируем затруднение и определим его причину. Затем сами построим новое знание.

Функциональная грамотность: сфера учебной деятельности.

Познавательные УУД:

1) уметь формулировать познавательные цели

2) уметь составить самостоятельно находить способы решения проблем при помощи общения

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Функциональная грамотность: сфера общения, сотрудничества с другими людьми

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

5) Уметь сотрудничать в поиске и сборе информации

Функциональная грамотность

Мотивационно-ценностная сфера личности школьника

Личностные УУД:

1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Актуализация знаний и фиксация в затруднении деятельности.

Цель:актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Беседа.

Слайд №1.(р,Р)ека (в,В)олга, (о,О)зеро

(б,Б)айкал,(а,А)лексей(т,Т)олстой,

                     (к,К)озаз.З)орька,(п,П)ёс (б,Б)об

(с,С)ело,(м,М)ихайловское,

                   (у,У)лица (с,С)еверная, (ч,Ч)ёрное(м,М)оре, (б,Б)ерингов (з,З)алив.

- К какой части речи относятся слова?

- Почему одни слова пишутся с заглавной буквы, а другие со строчной?

Восприятие, диалог с учителем, работа в тетрадях.

-Имена существительные.

- Собственные имена существительные всегда пишутся с заглавной буквы.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

(постановка учебной задачи).

Цель: организовать наблюдение, поводящее к открытию нового знания.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Слайд №2. Белье, стол, метель, зима, облако, поле, башня, дело, дядя, солома, яблоко, север, улица, рисунок, посуда, платок, море, дедушка.

- Выпишите слова в три столбика.

- Как мы спросим о мальчике?

- А о девочке?

- Какой вопрос поставим к картинке с солнышком?

- А можно  к другим словам поставить такие же вопросы?

- Так как же мы можем определить род имён существительных?

-Определите тему нашего урока.

-Какова цельнашей работы?

Решение проблемы

- По какому признаку?

- Кто он?

- Кто она?

- Что оно?

- Да.

-По словам он, она, оно.

- Род имён существительных.

-Научиться определять род имён существительных.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать составление совместного плана действий.

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

- Слайд №6.

-  Распределите слова в три столбика.

- Давайте выделим окончания у всех имен существительных.

Слайд №7.

У. Проверьте правильность выполненной вами работы.

   Давайте выделим окончания у всех имен существительных.

Слайд №8.

-  У всех ли слов одинаковые окончания.

- Можно ли выделить окончания для каждой из этих трёх групп слов?

Слайд №9.

- Какие окончания у имен существительных мужского рода?

Слайд №10.

-  Какие окончания у имен существительных женского рода?

Слайд №11.

-  Какие окончания у имен существительных среднего рода?

Слайд №12.

-  Давайте откроем учебник и прочитаем правило.

он мой   мужской род

она моя  женский род

 оно моё  средний род

Выполнение задания

Самопроверка.

Выполнение задания

Ответы на вопросы учителя.

Чтение правила

5.Физкультминутка

Слайд №13-16.  Гимнастика для глаз

Выполнение совместно с учителем

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Слайд №17.

- Незнайка решил определить род имен существительных. Помогите ему.

     Я предлагаю вам объединиться в группы и помочь Незнайке выполнить задание.

- Подумайте, что для этого можно сделать?

Слайд №18.

-  Проверьте. У каких слов не определили род? Почему?

Работа в группах.

- Но мы не знаем, как определить род имен существительных во множественном числе.

- Поставить существительное в единственное число.

Работа групп.

- У этих слов нет формы единственного числа.

Коммуникативные УУД:

управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:организовать самопроверку по эталону.

- Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?

- У всех слов можно определить род?

- Слайд №20.

-  Давайте проверим наше открытие по учебнику и выполним упражнение

- Поставить слова-помощники.

- Нет. Не определяется род у имен существительных,не имеющих формы единственного числа.

Чтение алгоритма в учебнике и выполнение задания.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия его результата с заданным заданием, оценивание качества и уровня усвоения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания.

Выполнение разноуровневых заданий.

Базовый уровень.

Повышенный уровень.

- У всех слов вы могли определить род? Почему?

  Давайте вернемся к эталону и хором проговорим.

Применив новое знание, вы смогли выполнить работу правильно.

- Определить род имен существительных. (карточки)

- Распредели слова на группы по родам, вставь пропущенные орфограммы. Дополни в каждую группу по 2 слова.(карточки)

Коммуникативные УУД:

уметь высказывать свое предположение на основе с материалом учебника, тетради, доски.

Познавательные УУД:

находить необходимую информацию и работать с ней.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

Какую ставили  цель  урока?

Достигли  мы  эту  цель?

По  какому  плану  мы  действовали?

Оценить себя с помощью таблицы.

Я сам  озвучил  тему урока

Было интересно мне самому (доказать,озвучитьтему,сделать вывод)

Было трудно  мне

Я  сам  сделал первый шаг

Могу  похвалить  себя  за то,что…

Оценить,  с каким настроением мы уходим с  урока, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

.Литература:

 УМК «Школа России» авторов: Канакина В.П., Горецкий В.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...