урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов-ек-ик в именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тип урока: открытие  новых знаний.

Цели и задачи урока:

Ø предметные: формирование  умения грамотно писать слова с суффиксами –ик-, -ек- ( организация наблюдения за словами с данными суффиксами, обучение приёмам исследовательской деятельности);  развитие орфографической зоркости;

Ø метапредметные: формирование умений принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения;

Ø личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного  и продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

 

Формы организации познавательной деятельности:

групповая, индивидуальная, фронтальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28

Г.Балаково Саратовская область.

        

Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Правописание суффиксов –ек,-ик- в именах существительных»

Номинация- «В поисках истины»

        Учитель высшей

                                                                                   квалификационной

категории        

Кузьмичёва Н.В    

Г.Балаково

2014г.

Русский язык 3 класс.

I.Тема урока: Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

        (Система Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаевой)

Тип урока: открытие  новых знаний.

Цели и задачи урока:

  • предметные: формирование  умения грамотно писать слова с суффиксами –ик-, -ек- ( организация наблюдения за словами с данными суффиксами, обучение приёмам исследовательской деятельности);  развитие орфографической зоркости;
  • метапредметные: формирование умений принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения;
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного  и продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности:

групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Средства обучения:.

Для учащихся раздаточный материал, учебник, мультимедийна презентация»Правописание суффиксов –ик,-ек-«

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы.  

 Русский язык: Учебник  для 3 класса.Н.В.Нечаева.

Технологическая карта урока.

Этап урока

      Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

                                      Формируемые УУД

      Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

      регулятивные

   познавательные

коммуникативные

1 Организацион-

ный.

« У Мудреца однажды ученик спросил

(он пред этим бабочку словил)

Скажи, Мудрейший , знаешь ты ответ?

Жив мотылёк в руках  моих , иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Пленённый мотылёк затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

Ты держишь всё , сейчас в твоих руках!»

- Вы верите в свои силы?

-И я верю в ваши силы

Приветствуют друг друга улыбкой.

Формирование и развитие ценностных отношений к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

Эмоциональный настрой учащихся на урок.

2. Минутка чистописагния.

3.Повторение изученного материала.

Результат нашей работы с вами в наших руках. Всё зависит от нас.

- Вы верите в свои силы?

-И я верю в ваши силы.

-Посмотрите на ряд слов

 - Если вы догадаетесь, что общего в этих слова ,то назовете букву,  которую  мы будем писать на минутке чистописания.

Корка    горка     дочка

(слайд 1)

-Запишите буквосочетания , установив закономерность.

Кк, кККк,

- Кто догадался, какой частью  слова является буква  -к  в этих словах?

- Что такое суффикс?

-У вас на столах лежат листочки.

-Выберите верное утверждение.

(Суффикс- это маленькое слово;

Суффикс-это часть слова;

Суффикс служит для образования новых слов;

-Буква –к-.

Буква –к- является суффиксом

(Работа в парах на карточках )

Дети выбирают верное утверждение.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

Систематизируют информацию до изучения нового материала материала. Действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой целью.

Осуществлять запись, указанной учителем .Пользоваться знаками, символами.

Находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.

Строить сообщения в соответствии с учебной задачей

Учитывают другое мнение и позицию

 4.Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

Суффикс служит для связи слов в предложении;

Суффикс стоит перед корнем;

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.)

Проверка по эталону.

Молодцы,

Мы вооружились крепкими теоретическими знаниями, которые помогут нам в дальнейшей работе.

- Прочитайте слова (.слайд 2)

Смел.сть, глад.кий, крас.чка, ключ.к.

- Определите в какой части

слова пропущена орфограмма. Вставьте пропущенную букву

 и объясните правописание.

- Где возникло затруднение?

Один ученик заполняет таблицу у доски.

(Приложение №2)

- Орфограмма пропущена в суффиксе.

Не знаем каую гласную будем писать в суффиксе в слове –ключик и или е.

Самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной

Задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Строят небольшие сообщения в устной речи.

Договариваются, приходят к общему решению.

5. Сообщение темы урока.

6. Знакомство с новым материалом.

Над чем сегодня будем работать?

Какие цели и задачи поставим перед собой?

Групповая работа .Приём «Мозговой штурм»

- Чтобы понять, когда надо писать суффикс –ик-, а когда – -ек-, исследуем пары слов :

мячик           барашек

 фонарик      орешек 

Измените число слов и выделите суффикс

(Проверка по слайдам.3,4)

Сделайте вывод:

Узнаем когда пишется гласная и - е в суффиксах –ик-, - ек-.

-Узнать когда пишется  суффиксах -ик, а когда –ек, научиться писать слова с этими суффиксами.

Дети заполняют таблицу, работая в парах( приложение 3)

Ед.  ч. Мн.ч.

Дети заполняют на листочках таблицу.

(приложение 4)

- Мы изменили форму слов с суффиксом –ик –и поставили во множмножественное число и заметили, что гласная в суффиксе остаётся.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера допущенных ошибок.

Ставят задачи перед собой и определяют пути их решения.

Анализировать изучаемый объект с выделением существенных  и несущественных и несущественных признаков

Учитывать другое мнение и позицию.

Договариваться, приходить к общему решению.

А теперь измените слова, поставив слово нет. Что заметили.

Какое предположение можно сделать, выслушав все выводы?

- А как вы изменяли форму слова?

- Как проверить правильность нашего вывода?

- Обратимся к научному источнику.

ножественном числе.

Потом мы изменили форму двух других слов и заметили, что гласная исчезает.

-Мы изменили слова с суффиксом –ик подставили нет, гласная осталась.

-Изменили слова с суффиксом –ек, гласная исчезла.

- При изменении формы слова с суффиксом –ик, гласная остаётся, а при изменении формы слова с суффиксом –ек, гласная выпадает.

.-Меняли число, подставляли слово нет.

- Прочитать правило по учебнику.

;

7.Физминутка

8. Первичное закрепление нового материала

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Откройте учебник на стр.115

- Прочитайте правило.

-Какую информацию получили из учебника?

- Какое открытие для себя сделали?

- А какое значение вносят суффиксы –ик,-ек в слова?

Продолжим заполнять таблицу.

Что надо для того , чтобы правильно писать слова с суффиксами –ик,-ек.

- Проверяем по слайду.

Работа в учебнике.

Стр.114 упр. 477

Задание для девочек и мальчиков.

М ы узнали о правописании суффиксов-ик,-ек в именах существителтных

- Уменбшительно-ласкательное.

- нужно определить шаги действия. Составить алгоритм.

(дети читают  ещё раз правило и составляют алгоритм)

Алгоритм:

-читаю слово;

-изменяю форму слова(подставляю слово «нет» или меняю число):

-если гласный звук выпадает,пишу –ек-, если не выпадает, пишу –ик-.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Строить сообщения в соответствии с учебной задачей.

9.Физминутка.

Для глпаз

10.Упражнения в закреплении нового материала

Учимся применять на практике новые знания (.Слайд 5)

1.Вставить нужные орфограммы

Мы нашли секрет…к и открыли ключ…ком ларч…к

Выборочный диктант Девочки записывают слова с суффиксом –ик, мальчики слова с суффиксом –ек.

Платочек, винтик, кружочек, бантик, комочек, звоночек,

Билетик, кораблик.

- Что вы делали , чтобы правильно написать  слова с суффиксами-ик,-ек

(Слайд 6)

Дети самостоятельно записывают предложение и объясняют выбор орфограммы.

-Изменяли форму слова. Если буква суффикса сохранялась, то писали суффикс -ик, если выпадала, то  -ек.)

Самостоятельно находят варианты решения учебной задачи.

Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

11.Подведение итогов.

Рефлексия

Какова была тема урока?

Какова была проблема?

А теперь оцените свою работу на уроке в оценочных листах

Дети заполняют оценочные листы

(приложение)

Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Умение формулировать высказывание

Умение выражать свои мысли.


12.Домашнее задание

Выучить правило стр.115

Упр.478 с заданием.

;

Список  используемой литературы:

  1. Н.В.Нечаева Русский язык: 2ч, 3 класс. -  С.Издательство «Учебная литература»Издательский дом  «Фёдоров».
  2. Материалы дистанционной мастерской «Современные образовательные технологии: /http://www.cerm.ru/index.php?action=article&a=70

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных

Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века  Тема: «Склонение имен существительных...

Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс

В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися....

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "

Технологическая карта урока русского языка  3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России...