Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бережная Татьяна Петровна

Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sushchestvitelnye_s_shipyashchim_zvukom_na_kontse.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Бережная Татьяна Петровна

Тема: Имена существительные с шипящим звуком на конце.

Цель: 1. Организовать деятельность по ознакомлению с особенностями написания имён существительных с шипящим звуком на конце и первичному закреплением умения употреблять мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.

2. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать речь учащихся.

Цели: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

  • Давайте поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
  • Сегодня мы на уроке мы будем исследователями и наблюдателями. В ас ожидает новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:

  1. Определить тему урока.
  2. Вывести новое орфографическое правило.
  3. Научиться применять правило на письме Жела вам успешной работы! Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа. А начнём

мы наш урок как всегда с        Посмотрите на образцы в тетради, на экран и

назовите эти буквы.

  1. Чистописание.

Ж ч шщ

  • Что общего у этих букв? (они обозначают согласные шипящие звуки). -Какие правила правописания слов с шипящими вы знаете? Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
  • Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые шипящие звуки. ЖЕ, ША
  • Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие шипящие звуки. ЩА, ЧЕ
  • Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
  1. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Исследовательская работа.

1. Прочитайте слова на доске: Нож, рожь, камыш, тишь, мяч, ночь, вещь, плащ.

  • Что их объединяет? (Все слова - имена существительные в начальной форме.) Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.
  • Что ещё объединяет эти слова? Я произнесу каждое слово, а вы и понаблюдайте, какой звук слышен на конце. Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук).
  • Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук. Вспомним тему урока. (Имена существительные с шипящим звуком на конце). А цель нашего урока: научиться писать существительные с шипящим звуком на конце.

Мы научились выделять данные сущ.

2. Давайте сравним существительные с одинаковыми шипящими на конце, (нож

  • рожь, тишь - камыш, ночь - луч, вещь - плащ)
  • Чем отличаются эти слова? ( В одних есть ь после шипящих, а в других - его нет)
  • Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)
  • А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.). На какие две группы можно разделить эти слова? Ваши предположения?

-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети по очереди выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради. )

  • Будем подчёркивать буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, а Ь
  • одной чертой. Так обозначается эта орфограмма. Дети записывают ж.р. м.р.

рожь нож тишь камыш ночь луч вещь плащ

IV. Работа по теме урока. 7. Работа над формулировкой правила.

  • Что вы заметили в записи имён существительных женского рода? А у существительных мужского рода? У существительных какого рода после шипящего пишется ь?

(У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода после шипящих ь нет.)

  • Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.73 и прочитайте правило (вслух).

Значит, Ь является показателем женского рода имён существительных

  • Кто может его повторить правило? Мы выполнили вторую задачу.

2. Закрепление изученного с опорой на алгоритм.

Посмотрите на экран Перед вами существительные с шипящим на конце. Нужно, правильно их записать, пользуясь алгоритмом. Будем работать комментировано.

  • Молодцы.

Физкультминутка (под музыку). Потрудились - отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения.

  • Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода, подпрыгиваете и хлопаете руками над головой

Слова: ёж, дочь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

V. Закрепление изученного материала.

  • Ребята, вы не забыли, о чём шла речь на уроке? Давайте ещё раз повторим. Нам осталось решить последнюю задачу: Научиться применять правило на письме.

1 .Работа по учебнику

Откройте учебники на странице 74. Будем выполнять упражнение 59. По цепочке будем читать слова, определять форму числа, называть окончание и основу.

Что же нас просят сделать? Что значит поставить слово в начальную форму? (единственное число, вопросы кто? что?)

В каких существительных с шипящим звуком на конце пишется ь. А в каких не пишется?

  • Выполним это задание у доски с комментированием.
  • Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием! Тему урока все поняли?

2. Работа по карточкам разного уровня.

Жёлтая карточка (самая лёгкая) предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Красная карточка (самая трудная)- подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные (синонимы) с шипящими на конце и записать их, выделить орфограмму и указать род.

Доктор , приятель ; темнота (время суток); охранник , богатырь .

Зелёная карточка (средней трудности)-образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

  • Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).

 Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

Дополнительные задания.

Игра «Замени выражение одним словом» и запиши слова, указывая род

  • Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
  • Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) • Без него не откроешь замок (Ключ)
  • Мелкие деньги. (Мелочь) • Маленький ребёнок. (Малыш)
  • В поле колосится золотая ...(рожь). • Часть суток с вечера до утра, (ночь Прочитай текст. Вставь, где нужно ь.

Словарная работа. (Перфокарты)

Тяжёлый кирпич весёлый москвич красивый ландыш осенний пейзаж русская речь

Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы.

Весна. В лесу тиш... Вот сверкнул луч... солнца. Под горкой бьёт ключ... На

проталине ходит чёрный грач...

VI. Итог урока. Оценка работы.

Домашнее задание. Упр. 60. Правил стр. 74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...