Урок русского языка в 3 классе по теме: «Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Дьякова Ольга Николаевна

 

 

Сценарий урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с постановкой целей (обучающей, развивающей и воспитательной), указанием УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка в 3 кл.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Урок русского языка

 Класс: 3

Учитель: Дьякова Ольга Николаевна                                                   

Тема: «Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: обучающая: формирование понятия  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного;

развивающая: развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных;

воспитательная:

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
  • формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Оборудование:  учебник «Русский язык 3 класс» Бунеев Е.В., кластеры, карточки со словами, цветные карандаши, карточки для групповой работы, мультимедиапроектор, презентация к уроку.

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам, лексическому значению слов  и по грамматическим показателям – совпадении падежных форм в определённых падежах.

Задачи:- активизировать ранее изученную лексику;

             - учить употреблять имена существительные  в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса;

             - определять грамматические признаки имени существительного;

            - систематизировать знания детей об одушевлённых  и неодушевлённых именах существительных.          

Планируемый результат:

Предметные:

    Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам.

Личностные:
   Уметь проводить самооценку
на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

   Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

   Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

   Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму. (Познавательные УУД).

                                               

                             

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации (самоопределения)  

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Формулирова-ние темы урока, постановка цели.

5. Открытие новых знаний.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

8. Этап включения в систему знаний.

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

10. Домашнее задание.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников.

- Настройте себя положительно на урок. Покажите ваше настроение сигнальной карточкой «Солнышко».

Словарная работа. СЛАЙД 1.

Запишите «четвертое лишнее слово» Подчеркните орфограммы.

Прыгать, сорока, стрекотать, летать.

Вперёд, назад, затем, галерея.

Абрикос, заяц, пшеница, рябина.

Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.

- На какие вопросы отвечают записанные слова? Распределите слова в две группы? СЛАЙД 2.

- Чем отличаются слова каждой группы?

Как они могут называться? Какова же тема урока?

А цель урока? (Чему мы будем учиться?)

1. Наблюдение над новым материалом.

СЛАЙД 3.

-Что объединяет все эти слова?

- Распределите слова в две группы: одушевленные и неодушевленные. Подчеркните  орфограммы.

Кто?                                      Что?

Дерево, приятель, ненастье, олень, ласточка, трамвай, родители, страна.

- Сформулируйте вывод? Какие слова мы называем одушевленными, а какие неодушевленными? Сравните свой вывод с авторским на с.14 учебника.

 - Подумайте, почему эти слова получили такое название?

Музыкальная физминутка.

1. Самостоятельная работа с учебником.

Упражнение 219. Фронтальная проверка.

- Какое слово ты не записал? Почему?

2. Творческое задание в группе.

- Вспомните основные понятия сегодняшнего урока и заполните кластер по теме урока.

3. Анализ работ.

- Назовите ключевые слова урока.

-Оцените свою работу на уроке.

с.19 №3, с.14 правило

(Интересным, развивающим, познавательным…)

Показывают «Солнышко».

Кто? что?

Дети высказывают свое мнение.

Распределяют слова на группы.

(Одушевленные и неодушевленные существительные.)

(имена существительные)

Работа в парах.

Ученики делают выводы.

Ученики читают в учебнике.

(В них есть душа, они дышат.)

Читают задание. Два ученика работают у доски.

(учусь, обозначает действие предмета)

Уч-ся работают в мини-группах, заполняют шаблон кластера.

 Уч-ки называют «ключевые слова» урока: имя существительное, одушевленные, неодушевленные, кто, что.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных"

Урок открытия нового знания по теме "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных". Игровая форма проведения. На уроке используется мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия. ...

Технология "Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная система оценивания субъектов образовательного процесса" Разработка урока "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных" 3 класс

Разработка  урока (технологическая карта урока) Технология "Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная система оценивания субъектов образовательного процесса "Карта урока ученика Лист...

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"

Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...