Систематизация теоретических знаний по русскому языку у младших школьников.
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Светлана Сергеевна

В этой статье представлена система работы по повышению качества знаний по русскому языку у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Систематизация теоретических знаний по русскому языку у младших школьников.

           В начальном курсе русского языка  на протяжении 4 лет обучения в начальной школе младшие школьники сталкиваются  с большим количеством правил, которые зачастую забываются ими. По этой причине у некоторых детей возникают сложности при написании итоговых тестов за курс начальной школы. Как организовать работу по повторению и закреплению этих правил? Хочу поделиться опытом своей работы. Возможно, какие-то её элементы могут оказаться для кого-то полезными.

            В начале первого класса предлагаю родителям завести для своего ребёнка папку     ( обычную папку с пустыми файлами). В первом классе правила по русскому языку появляются в конце года, когда дети заканчивают работать по прописям и начинают изучать курс русского языка. В мае, когда детьми уже изучено определённое количество правил, они получают от учителя первую страничку для своей папки. Там все изученные орфограммы, начиная с правила написания заглавной буквы и заканчивая разделительными знаками. Эти правила пронумированы. Прошу родителей класть эту папку детям в портфель каждый день. Во 2, 3, 4 классах эта папка продолжает пополняться. В 3-4 классах дети могут уже самостоятельно добавлять  туда новые правила.

Рассмотрим возможные  варианты работы с этим материалом.

  1. Домашнее задание.

Дети получают на дом задание прочитать и повторить правило под определённым номером. Это может быть правило, на которое в текущем диктанте было допущено наибольшее количество ошибок; или это правило пригодиться на следующем уроке. Учитель может попросить повторить любое правило по выбору учащегося , или правило, которое больше нравиться и т. д.

Следующий урок целесообразно начать с проверки этого задания ( если оно было одинаковым для всех) или с обсуждения того, кто какое правило выбрал. Таким образом, за 5 минут в начале урока у ребят появиться возможность  и себя показать, и материал повторить.

  1. Теоретическая разминка в начале урока.

Учитель вызывает ученика к доске (обязательно по желанию!) Как правило, это наиболее мотивированные ученики. Далее классу предлагается открыть свои папки и задать любой вопрос по изученному материалу вызванному ученику. Например, «В каких случаях в словах пишется заглавная буква?» Звучит ответ. Его правильность проверяется в первую очередь тем учеником, который задал вопрос, и только потом контролируется остальным классом. При  необходимости ответ корректируется. Эта работа позволяет активировать  слабого ученика, он чувствует себя уверенным и знающим ( ведь ответ лежит у него перед глазами), к тому же дети любят чувствовать себя в роли учителя, проверяющего знания других.

  1. Работа в парах.

Этот приём даст возможность детям поучиться сотрудничать друг с другом. Учитель предлагает детям открыть свои папки, повернуться друг к другу и спросить у своего соседа наиболее сложное правило(по мнению самого ученика) Умение выделить для себя наиболее трудное  очень ценно . Далее дети меняются ролями. Теперь другой  ребёнок спрашивает и получает ответ. После оговоренного срока     ( 5 минут) ученики с помощью обратной связи ( смайлики или цветные карточки) показывают учителю результативность  своей работы.

4.Работа над ошибками.

После проведения диктанта всегда следует урок разбора ошибок. Распространённые ошибки разбираются  фронтально, используя всё те же папки с правилами. В оставшееся время можно предложить детям остальные свои ошибки разобрать самостоятельно. Чтобы помочь слабому ученику найти нужное правило, в диктанте на полях можно ставить номер правила, на которое допущена ошибка.

  1. Зачёт.

Это вариант устной контрольной работы проводится в конце учебного года.

Благодаря перечисленной выше системе работы и дополнительной подготовки дома все дети  с ним справляются. Тем более, если ребёнок не сдаёт зачёт с первого раза, он может подготовиться и сдать его ещё раз. Предлагаю ученику 5 вопросов из папки (желательно из разных тем). Если ответы получены – зачёт сдан! Зачёт можно провести на уроке или после него. Может быть, какому-то ученику легче сдать его индивидуально. Здесь возможны варианты.

В заключении хочу сказать: конечно же, не все  ученики будут знать всю теорию на «5», но процент качества знаний повысится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку для младших школьников.

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебного процесса в школе, и направлена на решение следующих целей и задач: привитие любви к русскому языку, развитие интереса к учебн...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

КВН по русскому языку для младших школьников

КВН для учащихся 4 класса. Данную разработку можно использовать во внеклассой работе по предмету. Это интересный и познавательный маленький праздник, где каждый ученик сможет реализовать себя, достичь...

Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»"

«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»...

Словарная работа на уроках русского языка с младшими школьниками.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети ус...

Тема по самообразованию "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Тема по самообразованию учителя начальных классов: "Развитие орфографической зоркрсти на уроках русского языка у младших школьников"...