КОНСТРУКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ "ЗВУК (Ш), БУКВЫ Шш
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сутормина Светлана Николаевна

Автор-составитель:

 Сутормина Светлана Николаевна

 - учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 183

 

 

Тема урока (Т): Звук (ш), буквы Ш,ш

Цели урока (Ц):

· образовательная (познавательная) – познакомить обучающихся со звуком (ш) и его характеристикой, научить обозначать звук буквами Ш,ш, научить правильному написанию букв, познакомить с орфограммой «ши»

· развивающая – создать условия для формирования регулятивных (выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, учиться определять степень успешности своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников), познавательных (ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, осуществлять поиск необходимой информации, строить связные высказывания, наблюдать, сравнивать и делать выводы) и коммуникативных УУД (вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного);

· воспитательная – создать условия для формирования личностных УУД (умения слушать и слышать собеседника, настраиваться на учебную деятельность, переключаться на другой вид деятельности, оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся).

 

Ожидаемые результаты урока:

·       предметные – обучающиеся познакомятся со звуком (ш), научатся давать ему характеристику, обозначать звук буквами Ш ш , научатся правильному написанию букв, познакомятся с орфограммой «ши»;

· метапредметные – обучающиеся познакомятся с понятием учебной задачи урока,

           овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  

           познакомятся со знаково-символическими средствами подачи информации

           (условными обозначениями звука) ;

· личностные – ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как

           источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие

           проблемные вопросы.

 Материалы к уроку: учебник «Букварь» (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева), классная лента букв, листочки с заданиями для индивидуальной работы, демонстрационное сопровождение урока, смайлики- наклейки для оценивания, тетради для печатания

 

Конструкт  урока

 

Время, мин

Элементы структуры занятия

 

Содержание этапов занятия

Планирование действий педагогической оценки

10

ПЭУ

Орг.момент

 

 

 

 

 

Повторение пройденного

Эмоциональное вхождение в  урок «Поделись улыбкою своей» (звуковая мультимедийная гимнастика для глаз):

- внимательно следите глазами за движущимися объектами на полянке

- не забывайте улыбаться в ответ тому, кто улыбается вам

- поделитесь своей улыбкой с соседом

- у кого настроение улучшилось после улыбки соседа?

Работа с лентой букв

- вспомните и расскажите на какие группы делятся буквы русского алфавита (гласные и согласные)

- как называется эта таблица? (лента букв)

- назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки

- назовите буквы, которые обозначают 2 звука- твердый и мягкий

- возьмите листочки и обведите все гласные буквы красным цветом, все согласные буквы, которые обозначают два звука – синим цветом

- поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа (образец проверки указан на слайде)

- поставьте наклейку-смайлик соседу

-  Что вы заметили ? ( одна буква осталась не обведена)

- Почему мы не можем ее обвести? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися нового учебного материала урока)

 

взаимо-оценивание настроения детей в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооцени

вание в парах

 

 

Тема (Т)

Звук (ш), буквы Ш ш

 

 

 

 

 

 

Оценивание учащихся, участвующих в ЦП

 

 

Цель урока (Ц)

Сегодня мы познакомимся с новым звуком (ш) и научимся обозначать его буквами Ш,ш

 

 

Задачи урока (З)

-Каким путем мы пойдем к цели?

1) Сначала послушаем звук, определим какой он, обозначим звук схемой-человечком

2) Затем установим, какой буквой он обозначается, научимся ее писать

3) И, наконец, выясним, как читаются слоги и слова с этим звуком, а также познакомимся с новым правилом

5

I этап

Понятие звук (ш)

 

 

Цель 1

1)

Отгадайте загадку и послушайте первый звук в слове-отгадке:

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал (шарик, Шарик)

 

 

 

Оценивание учащихся, включенных в работу

 

 

 

 

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 1 этапа

 

 

Суть работы на I этапе

Попробуйте самостоятельно определить какой это звук гласный или согласный? (согласный)

Внимательно послушайте звук и определите какой он звонкий или глухой? (глухой)

Понаблюдайте, чем этот звук отличается от других глухих звуков? (шипящий)

Заметьте, можно ли этот звук произнести мягко? (нет)

Обозначим звук схемой-человечком

 

Итог 1

1)

 

 

 

ФИЗПАУЗА

Сделайте вывод, какой это звук? (звук (ш)- согласный, глухой (шипящий), твердый

 

 

 

«Делай как я» (звуковое мультимедийное сопровождение)

 

ЭЛП

А  как вы думаете какой буквой обозначается звук  (ш)? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися правильного названия буквы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание учащихся, включенных в работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 2 этапа

12

II этап

Обозначение звука (ш) буквами Ш,ш

 

 

 

Цель 2 (Ц2)

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака и постарайтесь запомнить правильное название буквы: Буква – Ша,буква –Ша,

                                                 Буква очень хороша,

                                                 Потому что из нее

                                                 Можно сделать Е и Е

 

 

Суть работы на II этапе

Вспомните загадку и скажите какой шарик полетел? (воздушный)

Какой буквой мы обозначим звук (ш) в этом слове? (маленькой –ш)

Докажите (это не имя, не географическое название…)

А какой Шарик побежал? (собака)

Какой буквой мы обозначим теперь звук (ш)? (заглавной –Ш)

Докажите (все клички животных пишутся с большой буквы)

Внимательно рассмотрите буквы:

- Из каких элементов они состоят (из прямых линий)

- Составьте из палочек маленькую букву «ш»

- Сколько потребовалось таких палочек? (4)

- Внимательно рассмотрите букву и скажите, на что она похожа?

- А теперь понаблюдайте как дети запишут на доске эту букву (у доски работает 6 человек)

- Откройте тетради по печатанию и пропишите букву ш  до конца строки

- Внимательно проверьте написанное

- А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом

- Подчеркните те буквы, элементы которых получились одинаковой высоты и имеют ровные линии (образец на доске)

- Поставьте друг другу смайлики ( если из 10 букв вы подчеркнули 8, то смайлик веселый, если 7,6,5 -смайлик серьезный, а если меньше 5 –то грустный)

 

Итог 2 (И2)

Сделайте вывод, как правильно называется эта буква? (ша)

Сколько потребовалось букв, чтобы обозначить звук(ш) (2-заглавная и маленькая)

Сравните буквы Ш и ш и сделайте вывод (дети находят сходство и различие в написании букв и приходят к выводу, что буквы Ш и ш обозначают один и тот же звук)

 

ЭЛП

Откройте букварь и прочитайте слова первого столбика

Что вы заметили? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися различия произношения и написания слога «ши»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание учащихся, участвующих в чтении по цепочке

 

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов 3 этапа

8

III этап

Знакомство с орфограммой «ши»

 

 

Цель 3 (Ц3)

Сейчас мы посмотрим, что же поможет нам правильно прочитать эти слова (если дети не ответят, то показываю правило в готовом виде на доске – ши пиши с буквой и)

Проговариваем вместе с учителем

 

 

Суть работы на III этапе

  Повторите это правило и объясните как вы его поняли (отвечает 5-6 человек: читаем шы,а пишем ши

Читаем слова второго и третьего столбика (чтение вслух по цепочке), внимательно следим за читающим, подчеркиваем сочетание «ШИ»

 

Итог 3 (И3)

Сделайте вывод: Произношение и написание слога ши не совпадает.

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (запомнить правило «ши» пиши с буквой и, а читай с буквой ы)

 

5

 

ЗЭУ Вывод по уроку (В)

 

Ребята, что же мы сегодня узнали нового на уроке?

1. Узнали новый звук (ш), (какой он?)- научились обозначать звук буквами Ш,ш

2. Научились правильно называть букву ш, правильно ее записывать

3. Познакомились с новым правилом: ши пиши с буквой и

Еще раз вывод формулирует учитель

-Что сегодня удалось на уроке?

- Какие были трудности?

-Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности? (повторить изученный материал дома)

 

 

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов урока

 

МП

- А как вы думаете можно ли еще придумать слова с сочетанием ши, которые мы сегодня не читали? Дома (по желанию) придумайте такие  слова и на следующем уроке нам ответите.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sutormina_s.n.-_konstrukt_uroka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

 Сутормина Светлана Николаевна

 - учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 183

Тема урока (Т): Звук (ш), буквы Ш,ш

Цели урока (Ц):

  • образовательная (познавательная) – познакомить обучающихся со звуком (ш) и его характеристикой, научить обозначать звук буквами Ш,ш, научить правильному написанию букв, познакомить с орфограммой «ши»
  • развивающая – создать условия для формирования регулятивных (выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, учиться определять степень успешности своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников), познавательных (ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, осуществлять поиск необходимой информации, строить связные высказывания, наблюдать, сравнивать и делать выводы) и коммуникативных УУД (вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного);
  • воспитательная – создать условия для формирования личностных УУД (умения слушать и слышать собеседника, настраиваться на учебную деятельность, переключаться на другой вид деятельности, оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся).

Ожидаемые результаты урока:

  • предметные – обучающиеся познакомятся со звуком (ш), научатся давать ему характеристику, обозначать звук буквами Ш ш , научатся правильному написанию букв, познакомятся с орфограммой «ши»;
  • метапредметные – обучающиеся познакомятся с понятием учебной задачи урока,

           овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  

           познакомятся со знаково-символическими средствами подачи информации

           (условными обозначениями звука) ;

  • личностные – ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как

           источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие

           проблемные вопросы.

 Материалы к уроку: учебник «Букварь» (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева), классная лента букв, листочки с заданиями для индивидуальной работы, демонстрационное сопровождение урока, смайлики- наклейки для оценивания, тетради для печатания

Конструкт  урока

Время, мин

Элементы структуры занятия

Содержание этапов занятия

Планирование действий педагогической оценки

10

ПЭУ

Орг.момент

Повторение пройденного

Эмоциональное вхождение в  урок «Поделись улыбкою своей» (звуковая мультимедийная гимнастика для глаз):

- внимательно следите глазами за движущимися объектами на полянке

- не забывайте улыбаться в ответ тому, кто улыбается вам

- поделитесь своей улыбкой с соседом

- у кого настроение улучшилось после улыбки соседа?

Работа с лентой букв

- вспомните и расскажите на какие группы делятся буквы русского алфавита (гласные и согласные)

- как называется эта таблица? (лента букв)

- назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки

- назовите буквы, которые обозначают 2 звука- твердый и мягкий

- возьмите листочки и обведите все гласные буквы красным цветом, все согласные буквы, которые обозначают два звука – синим цветом

- поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа (образец проверки указан на слайде)

- поставьте наклейку-смайлик соседу

-  Что вы заметили ? ( одна буква осталась не обведена)

- Почему мы не можем ее обвести? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися нового учебного материала урока)

взаимо-оценивание настроения детей в парах

Взаимооцени

вание в парах

Тема (Т)

Звук (ш), буквы Ш ш

Оценивание учащихся, участвующих в ЦП

Цель урока (Ц)

Сегодня мы познакомимся с новым звуком (ш) и научимся обозначать его буквами Ш,ш

Задачи урока (З)

-Каким путем мы пойдем к цели?

1) Сначала послушаем звук, определим какой он, обозначим звук схемой-человечком

2) Затем установим, какой буквой он обозначается, научимся ее писать

3) И, наконец, выясним, как читаются слоги и слова с этим звуком, а также познакомимся с новым правилом

5

I этап

Понятие звук (ш)

Цель 1

1)

Отгадайте загадку и послушайте первый звук в слове-отгадке:

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал (шарик, Шарик)

Оценивание учащихся, включенных в работу

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 1 этапа

Суть работы на I этапе

Попробуйте самостоятельно определить какой это звук гласный или согласный? (согласный)

Внимательно послушайте звук и определите какой он звонкий или глухой? (глухой)

Понаблюдайте, чем этот звук отличается от других глухих звуков? (шипящий)

Заметьте, можно ли этот звук произнести мягко? (нет)

Обозначим звук схемой-человечком

Итог 1

1)

ФИЗПАУЗА

Сделайте вывод, какой это звук? (звук (ш)- согласный, глухой (шипящий), твердый

«Делай как я» (звуковое мультимедийное сопровождение)

ЭЛП

А  как вы думаете какой буквой обозначается звук  (ш)? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися правильного названия буквы)

Оценивание учащихся, включенных в работу

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 2 этапа

12

II этап

Обозначение звука (ш) буквами Ш,ш

Цель 2 (Ц2)

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака и постарайтесь запомнить правильное название буквы: Буква – Ша,буква –Ша,

                                                 Буква очень хороша,

                                                 Потому что из нее

                                                 Можно сделать Е и Е

Суть работы на II этапе

Вспомните загадку и скажите какой шарик полетел? (воздушный)

Какой буквой мы обозначим звук (ш) в этом слове? (маленькой –ш)

Докажите (это не имя, не географическое название…)

А какой Шарик побежал? (собака)

Какой буквой мы обозначим теперь звук (ш)? (заглавной –Ш)

Докажите (все клички животных пишутся с большой буквы)

Внимательно рассмотрите буквы:

- Из каких элементов они состоят (из прямых линий)

- Составьте из палочек маленькую букву «ш»

- Сколько потребовалось таких палочек? (4)

- Внимательно рассмотрите букву и скажите, на что она похожа?

- А теперь понаблюдайте как дети запишут на доске эту букву (у доски работает 6 человек)

- Откройте тетради по печатанию и пропишите букву ш  до конца строки

- Внимательно проверьте написанное

- А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом

- Подчеркните те буквы, элементы которых получились одинаковой высоты и имеют ровные линии (образец на доске)

- Поставьте друг другу смайлики ( если из 10 букв вы подчеркнули 8, то смайлик веселый, если 7,6,5 -смайлик серьезный, а если меньше 5 –то грустный)

Итог 2 (И2)

Сделайте вывод, как правильно называется эта буква? (ша)

Сколько потребовалось букв, чтобы обозначить звук(ш) (2-заглавная и маленькая)

Сравните буквы Ш и ш и сделайте вывод (дети находят сходство и различие в написании букв и приходят к выводу, что буквы Ш и ш обозначают один и тот же звук)

ЭЛП

Откройте букварь и прочитайте слова первого столбика

Что вы заметили? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися различия произношения и написания слога «ши»)

Оценивание учащихся, участвующих в чтении по цепочке

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов 3 этапа

8

III этап

Знакомство с орфограммой «ши»

Цель 3 (Ц3)

Сейчас мы посмотрим, что же поможет нам правильно прочитать эти слова (если дети не ответят, то показываю правило в готовом виде на доске – ши пиши с буквой и)

Проговариваем вместе с учителем

Суть работы на III этапе

  Повторите это правило и объясните как вы его поняли (отвечает 5-6 человек: читаем шы,а пишем ши

Читаем слова второго и третьего столбика (чтение вслух по цепочке), внимательно следим за читающим, подчеркиваем сочетание «ШИ»

Итог 3 (И3)

Сделайте вывод: Произношение и написание слога ши не совпадает.

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (запомнить правило «ши» пиши с буквой и, а читай с буквой ы)

5

ЗЭУ Вывод по уроку (В)

Ребята, что же мы сегодня узнали нового на уроке?

1. Узнали новый звук (ш), (какой он?)- научились обозначать звук буквами Ш,ш

2. Научились правильно называть букву ш, правильно ее записывать

3. Познакомились с новым правилом: ши пиши с буквой и

Еще раз вывод формулирует учитель

-Что сегодня удалось на уроке?

- Какие были трудности?

-Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности? (повторить изученный материал дома)

Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов урока

МП

- А как вы думаете можно ли еще придумать слова с сочетанием ши, которые мы сегодня не читали? Дома (по желанию) придумайте такие  слова и на следующем уроке нам ответите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...