Урок с элементами здоровьесбережения по теме "Род имен существительных" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кусмарцева Светлана Александровна

 

Для сохранения и восстановления здоровья при обучении в классе мальчиков выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом д.м.н. В.Ф. Базарным, отличительной чертой которой является то, что основное внимание обращено главным образом на учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme.rar38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: "Род имен существительных". 3-й класс

Учитель: Кусмарцева Светлана Александровна

Тема: Род имен существительных.

Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.

Задачи:

повторить признаки имен существительных;

формировать умения определять род имен существительных путем

подстановки личного и притяжательного местоимения;

развитие орфографической зоркости на материале корнесловных

орфограмм;

развитие умения группировать слова по определенным признакам;

развитие умения употреблять слова в переносном значении;

воспитание любви к родному языку, краю.

Оборудование:

учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева);

Волина В.В. “Веселая грамматика”;

Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”;

плакат по определению рода имен существительных;

сигнальные карточки (у учащихся).

Ход урока:

I

1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения!

Тихо сели.

- Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок – исследование русского языка. Хотели бы вы побыть самыми настоящими исследователями?

Любое научное заведение имеет своё название. Мы будем называться научно-исследовательский класс. Научно – потому, что русский язык – это наука, исследовательский – так как мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное.

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Смекалка, терпение, эгоизм,  аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.

- Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке? (стереть «эгоизм» и «лень»)

- Какими качествами вы уже обладаете?

- На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт.

2. Каллиграфическая минутка.

- Начнём урок-исследования с проявления аккуратности и трудолюбия.

Составить все возможные цепочки.

МЖС  (МСЖ  ЖМС  ЖСМ  СЖМ  СМЖ)

Что можно сказать об этих буквах? Какая лишняя?

- Какие параметры письма мы отрабатываем в ходе выполнения этого задания? (наклон, параллельность, размер)

У доски работают 3 человека.

1. Работа над ошибками. (в.ехал в.летел, под.езд, под.бежал, с.ёмка, с.ехал, с.летел) Подчеркни имена существительные.

3..Разбор предложения по членам и частям речи.

 

II. Повторение изученного материала.

1.  Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого.

М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,

 в своей постели м . ховой.

 А за . кном вторые сутки

 пурги не ут . хает вой.

У. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры.

Назовите слово, которое соответствует схеме:  приставка, корень, суффикс, окончание (утихает)

Сколько букв? Сколько звуков?(7б., 8 зв.), подберите однокоренные слова

Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.

(Один ученик работает у доски)

У. Какие имена существительные вы выписали?

Д. Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой.

У. Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.

Д. Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.

(Данное слово убираем с доски)

У. На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные?

Д. Данные имена существительные можно разделить на две группы так: в первую группы возьмем слова малыш, котенок, так как это одушевленные имена существительные, во вторую группу – постель, окно, пурга, вой. Это неодушевленные имена существительные.

– А можно разделить по-другому: в первую группу взять имена существительные малыш, котенок, постель, окно, пурга – так как они имеют форму единственного и множественного числа, а в другую группу – слово вой – которое имеет форму только единственного числа*.

3. Обобщение.

У. Что мы уже знаем об имени существительном?

Д. Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

Учитель: Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

Ученик:- Среди этих слов имён существительных собственных нет.

Учитель:- Приведите примеры имён собственных.

– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

– Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.

(В результате на доске появляется следующая схема)

Имя существительное –

часть речи

кто?  что?

предмет

 одушевленное        неодушевленное        

собственное        нарицательное        

число   единственное        множественное

Учитель:-  Назовите слово подходящее к вашей схеме (Схемы на доске).

сущ., неодуш., собств., ед.ч.

сущ., одуш., нариц., ед. ч.

сущ., неодуш, нариц., ед. ч.

2.  Повернулись к тренажеру, поднимает глазки вверх. Работаем глазками. (Движение глазами по офтальмотренажеру, изображенному на потолке. <Рисунок 2> (Слова произносит учитель или учащиеся по очереди)

Вверх и вниз ведем мы взгляд,

 Каждый это делать рад,

 Право, лево отмечаем

 На качелях взгляд качаем.

 По красной дорожке

 Пройдемся немножко

 Тепло и уютно

 На этой дорожке.

 Как чистая речка

 С водицей живой

 Навстречу течет

 Поток голубой

 Мы глазки свои

 В него окунем,

 И медленно-медленно

 В нем поплывем.

 Отправимся в лес по зеленой тропинке,

 Петляет тропинка в лесу без запинки.

 Куда же тропинка нас заведет?

 Об этом узнаем, продолжив урок!

Упр. На массажном коврике.

(Дети занимают свои места)

Поменялись!

III. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

(На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов)

Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.

У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы.

Д. Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.

– Слова можно разделить и по положению ударения в слове: первую группу составят слова конь, доктор, вой – в них ударение падает на первый слог; слова гнездо, болото, осина, малыш, котенок, постель, окно, пурга – вторая группа, ударение падает на второй слог; третья группа – колесо – ударный слог последний.

2. Постановка учебной задачи.

У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.

(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)

У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

3. Грамматическая сказка.

У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …).

А как назвать слова, которые остались неопределенными?

Прочитайте правило  в учебнике на с. 152 .

Что нового узнали?

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

img4Назовите тему-  

Попробуем сформулировать цели урока с помощью опорных слов (слайд):

1. Узнать больше … (об имени существительном).

2. Учиться определять…( род имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.)

У. На какие три группы делятся имена существительные?

Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.

(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)

род

мужской                      женский                    средний

У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (плакат):

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

У. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам. Кол-но, +мультимедиа

м.р.                                      ж.р.                                    ср. р.

(он, мой)                (она, моя)                       (оно, моё)                                

( ученики  работают у доски)

Бельё, стол, метель, зима, поле, дядя, солома, море, север

4. Физкультминутка

– Я буду называть имена существительные разного рода. Если услышите мужской род – надо сесть, женский род – встать, средний род – подпрыгнуть.

Снег, земля, солнце, дом , ученица, стекло, стул, школьница, сердце, свет, тетрадь, дело..

  Физкультминутка (Упражнения на укрепление глазных мышц)

– Встали!

6. Используя словарь, допишите по 2 слова в каждый столбик.

Проверка. Какие слова дописали?

7. Проблема!

Незнайка сказал, что одно и тоже существительное может быть то женского рода, то мужского. Например: ученик-м.р., ученица – ж.р.

Как вы это объясните?

Как по Незнайкиному назвали  стол ж.р.. (столиха) ср.р.-?  Получается чепуха!

ВЫВОД: род - постоянный признак им. существительного.

8. Закрепление. Творческая работа.

- Определи род им. сущ. На слайде, а дети пишут в тетради.

Работа в парах. Придумайте и запишите по два слова в каждый столбик, но имена существительные должны быть на тему «Здоровый образ жизни».

(чистота, питание, труд, отдых, движение, солнце, воздух, вода, курение, алкоголь, наркотик, физкультура, спорт, прогулка, плавание)

Проверка.

Что значит вести здоровый образ жизни?

Какие самые вредные привычки?

Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо учится, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный  яд никотин и ещё много других вредных веществ. Ученые подсчитали, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

Спирт (алкоголь) вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Даже несколько глотков спиртного у ребёнка могут вызвать сильное отравление.

Наркотики – особые химические вещества, которые разрушают организм человека. Попробовав наркотик раз. Человек уже не может без него обходиться. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце убивает человека.

                                    Мы умеем  думать,

                                    Мы умеем рассуждать,

                                    Что полезно для здоровья,

                                    То и будем  выбирать!

Творческая работа.

- Перед вами стихотворение, с пропущенными существительными, подберите существительные в нужном роде так, чтобы получилась рифма.

Всегда мы здоровы,  с   ж.р.  дружны,

Нам  м.р.  с   ж.р. ,

Как  м.р., нужны,

А с ними  м.р. ,  м.р .,   ж.р.,

Ж.р.. В общем, сама  ж.р.!

Ср.р. своё бережём с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

Слова для подсказок: зарядкой, спорт, физкультурой, порядок, уют, чистота, красота, эстетика

Учитель: -Давайте прочитаем то, что у вас получилось.

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой,

Как  воздух, нужны,

А с ними порядок, уют, чистота,

Эстетика. В общем, сама красота!

Здоровье своё бережём с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

     ЗДОРОВЬЕ                                                    

Физминутка .

 Дети, стройтесь по порядку на активную зарядку!

Левая, правая, бегая, плавая,

Мы растём  смелыми, на солнце загорелыми.

На носочки поднимайтесь, руки к солнцу. Улыбайтесь!

Потянулись, наклонились и обратно возвратились.

Повернулись вправо дружно, влево то же делать нужно.

Делай раз и делай два. Не кружись ты, голова!

А теперь наклон вперёд выполняет весь народ.

Поднимай колено выше - на прогулку цапля вышла.

А теперь ещё задание – начинаем приседания.

Приседать мы не устанем, сядем- встанем, сядем- встанем.

Проведём ещё игру: все присядем- скажем: «У!»

Быстро встанем- скажем: «А!» Вот и кончилась игра!

  Составить из рассыпанных слов – карточек пословицы, объяснить их смысл.

«Здоровый человек – богатый человек»

«Чистым жить – здоровым быть»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Здоровье дороже золота»

IV. Закрепление.

Выполнив задания, узнаем формулу жизни.

7. Работа с деформированным предложением.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

Учитель: - Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

Учитель: - Прочитайте предложение, которое вы составили.- Ветер гнал на север большое облако.

Учитель:  - Назовите существительное женского рода.- Его здесь нет.

Учитель: - Назовите существительные и определите род.- Ветер - он, мой, мужского рода.

- Север - он, мой, мужского рода. Облако - оно, моё, среднего рода.

Дайте характеристику предложению.      

УЧЁБА

  1. Дифференцированные задания.

1гр. Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить род им. сущ.

Одеяло  уб.жало, ул.тела пр.стыня,

     И  п.душка, как лягушка уб.жала от меня.

2гр. Возьмите  красный, синий, зелёный карандаши. Нарисуйте бусы, в зависимости от рода. Красный-ж.р., синий –м.р., зеленый-ср.р.

У. Что это за слова?

Д. Это слова – синонимы.

(На доске)

Гнев, ярость, бешенство;

  вид, картина, зрелище;

 облик, обличье, внешность;

 заглавие, заголовок, название.

 

(Проверка)

СЕМЬЯ

3 гр. С. 152 упр. 405

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Напиши словосочетания. Определи род имен существительных..

Проверка.

ДРУЗЬЯ

Вернёмся к началу урока.

Так на какие группы разделим имена существительные?

вой            конь         малыш         пурга      гнездо    колесо

осина          постель          окно  доктор        котенок        

На уроках математики мы изучали переместительный закон сложения (вспомните).

Но есть в жизни правило, где от перемены мест слагаемых всё резко изменяется…

Формула жизни:

        Жизнь = здоровье + семья + учёба + друзья

(Составляем вместе с детьми.)

V. Итог урока.

У. Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

        

 6. Рефлексия урока. Итог.

- Вернёмся к началу урока (к словам – качествам).

Где и какие качества нам пригодились?

-Какова была цель нашего урока?

- Что нового вы узнали об имени существительном?

- Какого рода бывают существительные?

- Назовите слова – подсказки.

Самооценка учащимися своей деятельности.

Учитель: Отметь ступеньку, на которой ты стоишь после этого урока:

1. « Не понял тему урока»

2. « Надо еще поработать дома»

3. « Мне все понятно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесбережения на уроках

Презентация содержти материал по улучшению  активизации учащихся  на уроках: валеологические паузы, нестандартные приветствия, скороговорки и пословицы, упражнения на развитие межполушарных ...

Элементы здоровьесбережения на уроках № 2

Эта презентация  является продолжением первой. Цель: уклепление физического ипсихологического здоровья учащихся. С помощью этих методик улучшаются взаимоотношения межу детьми и педагогом, помогаю...

Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Правописание имен существительныхв творительном падеже

Данный урок предназначен для учащихся 4  класса. Он познакомит учащихся  с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже....

Доклад об элементах здоровьесбережения на уроках

Доклад к Всероссийской конференции "Элементы здоровьесбережения на уроках в начальной школе" (из опыта работы)...