Главные вкладки

    Элементы здоровьесбережения на уроках и во внеурочной деятельности
    материал по зож (2 класс)

    Материалы из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elementy_zdorovesb._na_urokah_i_vo_vneur._iz_opyta.doc199.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАТЕРИАЛЫ

    из опыта работы по теме:

    «Элементы здоровьесбережения на уроках

     и во внеурочной деятельности»

    учителя начальных классов Никитиной Н.В.

    Сохранение и укрепление здоровья школьников – одно из приоритетных направлений работы школы. Одним из требований ФГОС НОО является присутствие на уроке оздоровительных моментов.

     В урочную и внеурочную деятельность включаю физкультурные минутки» (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник, предупредить нарушение осанки и зрения, а также использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

                На каждом уроке, за исключением контрольных работ,  провожу одну-две физкультминутки. При подборе упражнений учитываю характер предшествующей работы, в зависимости от вида урока и его содержания.

    Существует несколько видов физминуток:

                    упражнения для снятия общего или локального утомления;

                    упражнения для кистей и пальцев рук;

                    гимнастика для глаз;

                    гимнастика для улучшения слуха;

                    упражнения для профилактики плоскостопия;

                    упражнения, корректирующие осанку;

                    дыхательная гимнастика и др.

    Физминутка – специально разработанный комплекс упражнений. Однако ежедневное ежеурочное повторение подобных комплексов скорее вызовет отторжение и скуку учащихся, чем принесет пользу. Поэтому в работе использую  различные варианты выполнения комплексов физкультминуток (не вставая со стула,  вставая со стула, но, не отходя от стола, передвигаясь по классу, стоя в кругу, в шеренгах, находясь у доски, в проходах между партами, врассыпную, в парах, в тройках, в группах и т.д.), варьирую разнообразные формы проведения, пользусь различными предметами и подручными средствами, которые позволяют  сделать их интересными и разнообразными. Например, упражнения с книгой.

    Борьба с трудностями

    Дети встают из-за парт и выполняют следующие упражнения с книгой: стоят с книгой на голове; приседают; двигаются налево и направо; вперед – назад.

    Упражнение «Тяжелый груз»

    Держат книгу на вытянутой руке: - перекладывают её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу; приседают, держа книгу попеременно в правой и левой руке.

    Гимнастика для глаз (упражнение со снежинкой)

    Учитель стоит у окна. В руках у него снежинка. На фоне лёгкой музыки учитель предлагает детям глазами двигаться вслед за снежинкой (Вверх, вниз, вправо, влево, по кругу, полукруг и т.д.) В конце упражнения детям предлагается перевести взгляд вдаль, в окно на 30-40 секунд.

    Ведущая деятельность в работе с младшими школьниками, как известно, игровая. Используя игровую технологию при разработке оздоровительных двигательных минуток и динамических пауз, мы следуем основному принципу ФГОС – деятельностному подходу в образовании. Оздоровительные минутки на уроках чаще всего провожу в виде игры.

    К примеру: Пальчиковая гимнастика

    Придумываю движения и вместе демонстрируем гимнастику в соответствии с текстом

    Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»),

    Фруктов нужно много. Вот:  (указательным пальцем правой руки «мешают».)

    Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному)

    Отожмем лимонный сок,

    Грушу будем мы рубить.

    Слив положим и песок.

    Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

    Угостим честной народ.

    Игра «Живой алфавит» (Работа со словарными словами)

    Учитель распределяет буквы (устно или напечатанные) между всеми участниками и задает слово. После этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. 

    Игра «Летает - не летает» (распределение на группы)

    Учитель называет существительные, а ученики выполняют заранее установленные движения. Например, на летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на нелетающий - не хлопают или прижимают руки к сиденью стула или вдоль тела.

             Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток: Одна из таких форм подразумевает выполнение определённых действий и параллельно решение поставленных задач. Она так и называется: двигательные действия и задачи.

    Пример: Сколько звуков в слове

    Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

    Подпрыгните столько раз, сколько нужно букв для записи этого слова.

    Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове ёж.

    Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

    Интересно и разнообразно можно провести физминутки, используя современное школьное оборудование, в частности компьютер. С целью предупреждения зрительного утомления включаю в урок, так называемые электронные физминутки. После трудных занятий они помогают не просто сохранить зрение школьников, но и улучшают настроение, носят релаксирующий характер. Даю детям видео и они следят глазами за перемещающимися предметами на экране.

     Существует масса так называемых математических физминуток.

    На слайде даются рисунки и задания к ним. Дети в процессе выполнения физминутки читают, считают, выполняют заданные движения. А что нам ещё нужно на уроке, к примеру, математики? Как правило, такие упражнения нравятся детям.

    Ещё одна из широко используемых форм – так называемые,  двигательно-речевые упражнения. Дети декламируют с экрана определённые слова и выполняют соответствующие движения.

           

    Ещё одна форма проведения физминуток - танцевально-ритмические. В зависимости от продолжительности это могут быть как физминутки, так и физпаузы, которые проводятся как просто под музыку, так и с использованием тематических видео.

    Нравятся детям и физкультурно-спортивные физминутки.Они могут проводиться под счёт или в музыкальном сопровождении. Творческий подход учителя к организации таких физминуток обеспечивает активность учащихся на самом высоком уровне.

    Использую в работе и универсальные, так называемые  суперфизминутки, которые включают в себя одновременно различные виды гимнастик: для глаз, дыхательную, двигательную и т.д.

    .

    Гимнастика для глаз

    (снимает усталость глаз)

    • Зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).
    • Делайте круговые движения глазами:

    налево – вверх – направо – вниз –

    направо – вверх – налево – вниз (10 раз).

    • Вытяните вперед руку.

    Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу,

    а потом медленно отодвигая обратно.

    • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

    Офтальмотренинг

    Ребенок по схемам начертанных геометрических фигур – кругам, эллипсам направляет(10 -15 раз) движения глазных яблок в течении 1 – 1,5 мин.

    Первоначально выполняются движения глазных яблок по горизонтальной (вправо, влево),и вертикальной линиям (вверх, вниз), горизонтальная линия – 58 см длина, вертикальная – 46 см.

    Эти линии определяют размер эллипсов и кругов. После выполнения первоначальных упражнений производят движения глазных яблок по внутреннему и наружному эллипсам (слева – направо, справа - налево). Затем по левому и правому внутреннем кругам.

    Традиционные упражнения для глаз

    В основе упражнений для глаз лежит многократный (15 – 20 раз в течении 3 минут)

    перевод взора с мелкого (3 - 5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета

    на другой предмет, находящийся как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7 – 10 мм от глаз.

    (Эти упражнения выполняют 2 – 3 раза в день дома и в школе)

    Упражнения для предупреждения зрительного утомления

    Сидя:

    • Откинуться на спинку стула – глубокий вдох
    • Наклониться вперед к столу – выдох

    Повторить 5 - 6  раз

    • Откинуться на спинку стула
    • Прикрыть веки
    • Крепко зажмурить глаза
    • Открыть веки

    Повторить 4 раза

    Упражнение «Гора»

    (для осанки)

    Люди с самого рождения жить не могут без движения.

    • Руки опустите вниз
    • Выровняйте осанку
    • Голову не наклоняйте
    • Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой
    • Представьте, что ваше тело – как гора
    • Одна половина говорит:

    «Сила во мне!» и тянется вверх

    • Другая говорит:

    «Нет, во мне!» и тоже тянется вверх

    • «Нет!» - решили они. Мы две половины одной горы, и сила в нас обеих
    • Потянулись обе вместе, сильно – сильно
    • Медленно опустите руки и улыбнитесь
    • Молодцы!

    Упражнение «Деревце»

    (для осанки)

    Стоя или сидя за столом:

    • Поставить ноги вместе
    • Стопы прижаты к полу
    • Руки опущены
    • Спина прямая
    • Сделайте спокойно вдох и выдох
    • Плавно поднимите руки вверх
    • Держите их ладонями друг к другу
    • Пальцы вместе
    • Потянитесь всем телом
    • Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце
    • Высокий, стройный ствол тянется к солнцу
    • Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (выполняется 10 – 20 сек)
    • Опустите руки и расслабьтесь
    • Молодцы!

    Держи осанку

    Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены.

    Заведите руки за спину, соедините ладони.

    Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите,

    грудную клетку разверните максимально, плечи отведите назад.

    Дыхание спокойное (20 – 30 сек.).

    Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

    Упражнения для правильной осанки

    • Развести руки в стороны и опустить
    • Поднять руки вверх, посмотреть на ладони
    • Подняться на носочки, опуститься
    • Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед
    • Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить, носок оттягивать

    Упражнения животных

    Жираф 

    Голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево

    Осьминог 

    Круговые движения плечами вперед – назад, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по - очереди)

    Птица

    Руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения вперед – назад

    Обезьяна

    Наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево

    Лошадь

    Поднятие ног по - очереди, сгибая в коленях

    Аист

    Подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу)

    Кошка

    Потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую

    Массаж стоп

    Сделать дома каждому подушечку с камушками  для массажа стоп.

    Хождение по камушкам (у каждого свой мешочек).

    Самомассаж ушей

    Учитель показывает, а все дети растирают уши (себе или своему соседу).

    «Я здоровье сберегу,

    Сам себе я помогу!»

    Начинать с легкого поглаживания ушных раковин.

    Упражнение для рук

    • Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке.
    • Тоже сделайте с правой рукой.
    • Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.

    Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.

    Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

    Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

    Артикуляционная гимнастика

    3 – 5 мин в день и не более 3х упражнений

    -сидя

    -спина прямая

    -тело не напряжено

    1. Удерживание губ в улыбке (передние верхние и нижние зубы обнажены)

    2. Вытягивание губ вперед трубочкой

    3. Чередование положений губ:

    -в улыбке

    -трубочкой

    4. Спокойное закрывание и открывание рта (губы в положении улыбки)

    5. Язык широкий (лопатой)

    6. Язык узкий (трубочкой)

    7.Чередование движений языка вверх – вниз

    8. Подъем языка за верхние зубы

    9. Чередование движений языка вверх – вниз

    10. Чередование движений языка (при опущенном кончике):

    -отодвигать язык в глубь рта

    -приближать к передним нижним резцам

    Установки для создания психологического комфорта

    Азбука волшебных слов - советы доктора «Любовь»

    • Следите за своей речью
    • Не произносите плохих слов
    • Любите своих близких
    • Учитесь прощать им обиды
    • Давайте улыбнемся и скажем другу добрые слова

    (работа в парах)

    Согрей мир добротой

    • Постарайтесь ежедневно 1 – 3 мин посвящать добрым словам
    • Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку,

    кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны

    • Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу.
    • Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое

    Грубых слов не говорите,

                        Только добрые дарите!

    Солнышко

    • Закройте глаза, вытяните руки
    • Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки
    • Через пальчики, как лучики солнышка идет тепло по всей руке
    • Руки успокоились, отдыхают
    • Переключаем внимание на ноги
    • Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног

    (Обращаем внимание детей на дыхание)

    • Представьте живот как шарик или мячик
    • На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе – опускается
    • Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным
    • Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова

    -Дети, сядьте на пол, достаньте свою игрушку, пожалейте ее или скажите ей доброе слово.

    -Убрали. Подпрыгнули и попробуйте достать руками солнце.

    Сотвори солнце в себе

    В природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет и любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

    Мысленно направляем к ней лучик, который несет мир.

    Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше.

    Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.

    Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем

    (руки в стороны перед собой).

    Этюд души

    • Давайте поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье
    • Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите:

    «Я приветствую тебя, Земля!»

    • Вытяните руки перед собой ладонями вперед:

    «Я приветствую тебя, Вода!»

    • Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу:

    «Я приветствую тебя, Воздух!»

    • Поднимите руки вверх, ладонями вверх:

    «Я приветствую тебя, Солнышко!»

     

    Дети сидят за партами

    • Положите руки в удобное положение
    • Закройте глаза, направляйте во все стороны от себя: Любовь, Мир, Добро,

    проникаясь этим состоянием

    • Так ребенок творит вокруг себя

    поле любви, мира, добра

    • Эти минуты вернутся сторицей
    • Какое у вас сейчас настроение?
    • На что оно похоже:

    на солнышко или на темную тучку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элементы здоровьесбережения на уроках

    Презентация содержти материал по улучшению  активизации учащихся  на уроках: валеологические паузы, нестандартные приветствия, скороговорки и пословицы, упражнения на развитие межполушарных ...

    Элементы здоровьесбережения на уроках № 2

    Эта презентация  является продолжением первой. Цель: уклепление физического ипсихологического здоровья учащихся. С помощью этих методик улучшаются взаимоотношения межу детьми и педагогом, помогаю...

    Статья Здоровьесбережение на занятиях и во внеурочной деятельности у детей с ОВЗ

    Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети с различными физическими нарушениями, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающих...

    Динамические минутки как игровой элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности

    Одна из первых задач педагога -научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье...