Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Иванова Светлана Павловна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс, "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «русский язык»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы Р. Н. Бунеев и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школы 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель курса русского языка в начальной школе – развитие ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

 – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Задачи курса:

- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

-  формирование у детей чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

- Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

2) дальнейшее овладение родным языком;

3) овладение орфографией и пунктуацией;

4) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

5) развитие чувства языка.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

В третьем классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т. е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о  главных и  второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети  учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль  в речи; знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что  однородными могут  быть  как главные члены предложения, так  и второстепенные, что  связываются   между  собой  однородные члены  с  помощью интонации, а также с помощью союзов  (и, а, но) или  без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными  членами.  Внимание детей   обращается  на  смысловую  роль знаков препинания: они  помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все  полученные знания и  умения делают возможным и  логичным  введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной  конструкции из двух  частей и начало развития умения ставить  запятую между частями сложного предложения. В течение всего  учебного года  продолжается развитие читательских умений детей  на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при  чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие  абзаца как смысловой части текста.

Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения,  лексической сочетаемости и  словоупотребления.

В 3-м классе  продолжается развитие умений писать слова  с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова  с ь и  ъ. Изучается правописание  слов  с удвоенной буквой согласного в корне типа  ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова  с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на  материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или  в словах  с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа  рассказ, рассвет. Дети  учатся пользоваться двумя способами проверки:  подбором однокоренных  слов   и  изменением  формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая  орфограмма – обозначение  буквой  на  письме непроизносимого  согласного звука  в  корне  слова.  Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка.

В 3-м  классе  дети  знакомятся с окончанием и его  функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на  этом  материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов  с чередованием согласных в  корне типа   дорога  – дорожка  – дорожный; подбор  однокоренных слов).  Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того,  дети  знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в  разборе по  составу доступных слов, знакомятся  со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курс:  регулярно ведётся наблюдение над  значением слов, в  том  числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов  (в том  числе с помощью толкового словаря). Дети  наблюдают над  сочетаемостью слов, над  словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический.

Морфология – самый сложный для  ребёнка раздел, так  как его изучение  предполагает  сформированность определённых  мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи  требует знаний о составе слова  и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов  в  предложении). Нужно также иметь в  виду, что  морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и  повышения  орфографической грамотности.

В 3-м классе части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

При изучении частей речи  особое внимание уделяется наблюдению  за  их ролью  в  предложении, тексте, за  особенностями употребления существительных,  прилагательных,  глаголов и  личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям  в  подборе   синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов.

В  курсе русского языка  дети  получают первоначальное  представление  о  системе языка,  т.к.  знакомятся на   элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи третьеклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1. Количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3. Развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой).

4. Обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию.

Обучение каллиграфии ведется на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствование навыков письма в одну линейку.

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 140 часов в год при 4 часах в неделю.

Учебно-тематический план

        

Название разделов

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Вводный урок

1 ч

Знакомство с новым учебником, вычитывание информации из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозирование содержания и видов работы по учебнику.

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ

8 ч

Толкование значения слова. Звуко-буквенный разбор слова. Характеристика слова с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; на какой вопрос отвечает). Оформление предложения на письме (орфографически и пунктуационно). Чтение и произношение предложений с правильной интонацией; конструирование предложения из слов. Постановка вопросов от слова к слову в предложении. Анализ заглавия, соотнесение его с содержанием и главной мыслью, самостоятельный подбор заглавия текста и его частей. Самостоятельное осмысление текста до чтения, во время чтения и после чтения.

СЛОВО

104ч

раздел № 2 Слово. части слова. корень. чередование согласных звуков в корне

3 ч

Нахождение корня в группе однокоренных слов, аргументирование правильности выбора.

Нахождение чередующихся согласных звуков в корне однокоренных слов, выделение этих корней. Составление связного текста из деформированных предложений.

Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствия произношения и написания.

Нахождение в словах изученных орфограмм по их опознавательным признакам, правильное написание слов, графическое объяснение выбора написаний, нахождение и исправление орфографических ошибок. Формулирование обобщенного правила правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.

Письмо сочинений по опорным словам с изученными орфограммами. Написание свободного диктанта после предварительной подготовки.

раздел 3. Правописание проверяемых согласиях букв в корне слова.

4 ч

раздел 4. Орфография. удвоенные буквы согласных в корне слова

6 ч

раздел 5. Непроизносимые согласные в корне слова

9 ч

раздел 6. Безударные гласные в корне слова

6 ч

Постановка ударения, различие ударного и безударного гласных звуков. Наблюдение за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбор проверочных слов. Группировка слов с изученными орфограммами.

раздел 7. Сложные слова и их правописание

7 ч

Нахождение в предложении (тексте) сложных слов путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Использование в речи и правильное написание сложных слов разных тематических групп, в том числе характеризующих человека ( внешность, характер)

раздел 8. Части слова. приставка  

1 ч

Нахождение в словах корня, суффиксов, приставок и предлогов. Различие омонимичных приставок и предлогов.  Объяснение слитного / раздельного написания.

раздел 9. Безударные гласные в приставках

2 ч

Различие приставок по- и па-, про- и пра-.

Различие и правильное написание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Анализ состава слова, осознанный выбор разделительного ъ или ь, исходя из состава и фонетических опознавательных признаков.

Выделение в слове окончания и основы, действие по алгоритму.

Систематизация знаний о составе слова в виде схемы, таблицы.

Наблюдение за лексическим значением однокоренных слов. Наблюдение за однокоренными словами. Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок

раздел 10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

2 ч

раздел 11. Разделительные твердый и мягкий знаки

4 ч

раздел 12. Части слова. основа и окончание слова

2 ч

раздел 13. Основа слова и окончание.

2 ч

раздел 14. Части слова. суффикс

2 ч

раздел 15. Разбор слова по составу.(

4 ч

раздел 16. Части речи в русском языке

1 ч

Группировка слов по вопросам. Конструирование предложения из слов с опорой на вопросы.

Выделение в предложении самостоятельных и служебных частей речи.

Открытие (в проблемном диалоге) признаков имени существительного как части речи.

Определение грамматических признаков имён существительных.

Определение начальной формы имени существительного. Наблюдение за использованием имён существительных в речи.

Анализ текста с преимущественным употреблением имён существительных. Употребление имён существительных  в речи. Анализ имён существительных: называние их грамматических признаков в определенной последовательности (морфологический разбор).

Образование с помощью суффиксов и употребление в речи имён существительных (с уменьшительно-ласкательным значением).

Разбор имён существительных по составу, соотнесение слов со схемами.

раздел 17. Имя существительное как часть речи

2 ч

раздел 18. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

3 ч

раздел 19. Род имен существительных

3 ч

раздел 20. Морфологический разбор имен существительных

4 ч

раздел 21. Словообразование имен существительных

8 ч

раздел 22. Местоимение как часть речи

6 ч

Различение местоимения и слов других частей речи. Замена в тексте местоимения именами существительными и наоборот. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Осознание роли личных местоимений в речи. Продуцирование текста с использованием местоимений (сочинение «О себе»).

раздел 23. Имя прилагательное как часть речи

3 ч

Группировка слов по частям речи. Нахождение в тексте имен прилагательных по вопросу. Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имен прилагательных. Различение текста-повествование и текста-описания. Выделение в предложении словосочетаний «прил+сущ», постановка вопроса от имени существительного к имени прилагательному. Называние признаков имени прилагательного (морфологический разбор). Проверка написания безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбор по составу имен прилагательных.

раздел 24. Правописание безударных гласных в окончаниях

3 ч

раздел 25 . Разбор имен прилагательных по составу

3 ч

раздел 26. Глагол как часть речи

4 ч

Наблюдение за речью глаголов в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением глаголов. Участие в проблемном диалоге, Открытие новых знаний о грамматических признаках глаголов. Выделение начальной (неопределенной) формы глагола и преобразование глагола в другой форме в начальную.

Образование и употребление в речи глаголов в различных формах времени. Выделение суффикса –л- в форме прошедшего времени глагола. Определение изученных грамматических признаков глагола. Составление алгоритма разбора глагола как части речи.

раздел 27. Правописание частицы не с глаголами

2 ч

pаздел 28. Неопределенная форма глагола

7 ч

pаздeл  29. Наречие как часть речи.

1 ч

Различение всех видов предложений по цели высказывания. Чтение с соответствующей интонацией повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных и невосклицательных предложений. Нахождение в предложении грамматической основы, обозначение ее графически. Различение грамматической основы и второстепенных членов предложения. Установление грамматических связей в словосочетании с помощью вопросов. Распространение и сокращение предложений до основы. Нахождение однородных членов в простом предложении с двумя главными членами. Объяснение постановки знаков препинания. Конструирование предложений с однородными членами. Различение простого и сложного предложения. Конструирование сложных предложений (по схеме, по данному началу). Совместное составление алгоритма синтаксического разбора сложного предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

22 ч.

pаздeл  30. Предложение. виды предложений по цели высказывания

2 ч

раздел 31. Главные и второстепенные члены предложения

7 ч

раздел  32. Предложения с однородными членами

7 ч

раздел 33. Простые и сложные предложения

6 ч

pаздeл 34. Повторение

5 ч

Обобщение и систематизация программного материала по русскому, изученного в третьем классе.

Всего:

140 ч

Содержание программы

140 ч (4 часа в неделю)

Вводный урок (1 ч)

Повторение. (8 ч)

Слово. (104 ч)

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст. (22 ч)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (5 ч)

 Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Требования к уровню подготовки учащихся

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов;

–  развитие умений и навыков различных видов  устной и письменной речи;

–  развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний         о языке;

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка

–  овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-

речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

- правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

- писать под диктовку с изученными орфограммами пунктограммами;

- читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;

- составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

 - читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану;

- писать подробное изложение доступного текста

- читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений.

- выполнять   звуко-буквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия    произношения и написания в слове;

-  находить в слове окончание и основу; выделять в основе ее части;

- выделять два корня в сложных словах;

- конструировать сложные слова;

- подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне слова; различать однокоренные слова и формы слова;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

- выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

- образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы-с помощью приставок;

-подбирать синонимы и  антонимы к доступным словам;

- определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

- выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

- выделять из предложения словосочетания;

- видеть в предложении однородные члены;

- различать простое и сложное предложения;

- выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений.

- находить в  словах изученные орфограммы по определённым признакам;

- писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми  ударением и непроверяемые ударением;

- писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;

- писать сложные слова с соединительными буквами о и е;

- писать раздельно частицу не с глаголом;

- писать ь после ч в неопределенной форме глагола;

- писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

- самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

- графически объяснять выбор написания;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне , на стыке приставки и корня;

-  пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, графически объяснять выбор знака;

- ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака.

        

        

Планируемые результаты усвоения предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

     Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

- умение производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

- умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

- умение находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

- умение распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

- умение определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

- умение разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

- умение видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

- умение составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

- умение осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

- умение читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

- умение читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

- умение письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Виды контроля:

Проверочное списывание, контрольный диктант, проверочная работа, тестовые работы, словарные диктанты.

Используемый учебно-методический комплекс для ученика:

  1. Русский язык. Учебник. 3 класс/ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. – М.: Баласс, 2012.
  2. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс./ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. – М.: Баласс, 2012.
  3. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. / Комиссарова Л. Ю. – М.: Баласс, 2012.
  4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-вариантах. – М.: Баласс, 2012.
  5. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс / Исаева Н. А. – М.: Баласс, 2012.

Используемый учебно-методический комплекс для учителя:

  1. Русский язык. Учебник. 3 класс/ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. – М.: Баласс, 2012.
  2. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс./ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. – М.: Баласс, 2012.
  3. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. / Комиссарова Л. Ю. – М.: Баласс, 2012.
  4. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. / Яковлева М. А. – М.: Баласс, 2012.
  5. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-вариантах. – М.: Баласс, 2012.
  6. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс / Исаева Н. А. – М.: Баласс, 2012.
  7. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. / Бунеева Е. В., Яковлева М. А. – М.: Баласс, 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...