КТП 1 класс школа России
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Писанец Ирина Григорьевна

школа россии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk1.doc409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г.Белёва Тульской области»

«Рассмотрено»

руководитель ШМО

_____        /Мамышева И.Ю.        /

Протокол №____        от

«___» _________        2013г.

«Согласовано»

          заместитель руководителя по УВР

_____        /Кочетова О.А..        /

 «___» _____2013г.

«Утверждаю»

директор МБОУ «СОШ №4 г. Белёва Тульской области»

_____        /Соколова И.А./

Приказ №        ______ от

«_____________» 2013г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по    русскому языку

1 «Б» класс

(начальное общее образование)

Количество часов - 165               Уровень – базовый

Учитель Писанец Ирина Григорьевна  

Квалификационная категория  -    

Программа разработана на основе программы «Русский язык.  1 класс»    (В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина) УМК «Школа России», Москва. Просвещение, 2011 г.                                                                                                                          

2013 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009, примерной программы  по русскому языку, авторской программы «Русский язык» для учащихся 1-4 классов В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

                                                    Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[3]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Контроль  уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. В конце 1 класса проводится комплексная контрольная работа.

        

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

- все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки произносим, буквы пишем).

Учащиеся должны уметь:

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

- правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;

- обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком;

- различать звонкие и глухие согласные звуки;

- определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;

- производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;

- вычленять слова из предложения;

- правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

- грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;

- употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;

- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;

- самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определенную тему;

- приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.

Перечень учебно-методическогообеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Канакина В.П.. Горецкий В.Г., Бойкина М.В. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение

Учебники

Обучение грамоте

 Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс.В 2 ч.

Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  Учебник. 1 класс.

В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение.

 В учебники включены задания для работы в парах, группах и материалы по проектной деятельности.

Прописи (Обучение грамоте)

1. Горецкий В. Г, Федосова Н. А. Пропись. В 4 ч.

В прописях представлена система работы по обучению письму, которая учитывает возрастные особенности первоклассников. Прописи содержат занимательный материал.

Рабочие тетради (Русский язык)

Канакина В.П. Русский язык.

Рабочая тетрадь. 1 класс.

Методические пособия

Обучение грамоте

1. Горецкий В. Г. и др. Обучение грамоте.

Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  Методическое пособие. 1 класс.

Канакина В.П., Щеголева Г.С.

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.  1-4 классы.

Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Пишу правильно. Орфографический словарь. 1 класс

Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы.

В пособии представлена методическая система обучения грамоте; предложены поурочные разработки уроков чтения и письма.

Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.

В сборнике представленыконтрольные диктанты, творческие работы по основным разделам начального курса русского языка. Материал может быть использован для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля усвоения содержания курса.

Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями; языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности; рекомендации по работе с трудными словами.

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности).

Игнатьева Т. В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числа, и в цифровой форме

Комплекты для обучения грамоте используются для организации практической работы на уроке. Их применение обеспечивает реализацию деятельностного метода.

Пособия включают яркие, образные таблицы, схемы, памятки, структурирующие основные темы программы русского языка. Их назначение — активизировать познавательно-мыслительную и речевую деятельность младших школьников при изучении каждого раздела курса русского языка.

Могут быть использованы при объяснении учебного материала, его закреплении и систематизации знаний.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/магнитофон.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

С диагональю не менее 72 см.

Размер не менее 150 150 см.

Экранно-звуковые пособия

Канакина В.П. и др. Русский язык. 1 кл. Электронное приложение.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по

русскому языку (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

соответствующие тематике программы по русскому языку.

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со «словарными» словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам (дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин

и др.).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

ЭОР

http://school-collection.edu.ru

http://www.openclass

http://www.fcior.eor.edu.ru

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.:Просвещение, 2011.

2.Примерные  программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. 5-е изд.,  перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белёва Тульской области»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

1 «Б» класс

Учитель     Писанец Ирина Григорьевна

Количество часов:  всего  - 165;  в неделю – 5 часов

Учебники: «Азбука» В.Г. Горецкий и др., Москва,  «Просвещение», 2011

 «Русский язык. 1кл.» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2011.

Дополнительная литература

Обучение грамоте

Горецкий В. Г. и др. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2011.

 Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  Методическое пособие. 1 класс, Москва, «Просвещение», 2011.

Планирование составлено на основе рабочей программы «Русский язык. 1 класс» Писанец И.Г., утверждённой приказом от    31.08.13.  № 72

2013/2014 учебный год

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты

Основные виды учебной деятельности учащихся

Добукварный период (20 ч)

1

История возникновения письма. Знакомство  с  прописями. Обведение и письмо элементов букв.                                        

1

3.09

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте.

Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур.

Находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу.

Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор

Выполнять слого-звуковой анализ слов, обозначающих предмет, изображённый в прописи.

Писать элементы большие и маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы букв.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать буквы из различных материалов.

Писать буквы  в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы с образцом.

Выполнятьслого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Правильно записывать имена собственные.

Воспроизводить и применять правила работы группе

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах.

Называть правильно элементы букв.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать буквы из различных материалов.

Обводить элементы букв безотрывно, не выходя за пределы широкой строки.

Писать буквы  в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы с образцом.

Выполнятьслого-звуковой анализ слов с новыми звуками.

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с печатного шрифта.

Дополнять предложения, данные в прописи, словами, закодированными в схемах-моделях и записывать их, используя приём комментирования.

Грамотно оформлять на письме все виды предложений.

Использовать приём антиципации при чтении слов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова.

Разгадывать ребусы.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Называть правильно элементы букв.

2

Рабочая строка. Знакомство с верхней и нижней линиями  рабочей строки.

Подготовка руки к письму.

1

4.09

3

Письмо овалов и полуовалов. Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме.

1

5.09

4

Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок.

1

6.09

5

Письмо длинных прямых наклонных линий. Штриховка и обводка предметных рисунков. Деление слова на слоги.

1

7.09

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

10.09

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

11.09

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.  Слого-звуковой анализ слов.

1

12.09

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Конструирование букв.

1

13.09

10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

1

14.09

11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

17.09

12

Гласные и согласные звуки. Письмо элементов букв у, в, д, з.

1

18.09

13

Гласные и согласные звуки. Письмо элементов  букв з, д, в, е, ё, с, э, х, ж.

1

19.09

14

Гласные буквы А, а, обозначающие звук (а).  Анализ элементов, из которых состоят буквы.

1

20.09

15

Закрепление полученных навыков письма. Сопоставление элементов письменных букв.

1

21.09

16

Гласные буквы О, о, обозначающие звук (о).     Анализ элементов, из которых состоят буквы.

1

24.09

17

Гласные буквы И, и, обозначающие звук (и). Обучение списыванию с печатного текста.

1

25.09

18

Гласная буква ы, обозначающая звук (ы). Запись слов в единственном и множественном числе.

1

26.09

19

Гласные буквы У, у, обозначающие звук (у). Обучение списыванию с печатного текста.

1

27.09

20

Написание  слов с изученными буквами. Обучение списыванию с печатного текста.

1

28.09

                                   Букварный период (80 ч)

21

Согласные буквы Н,н, обозначающие согласные звуки (н), (н,).  Списывание слов с печатного образца.

1

1.10

22

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки. Написание букв  в соответствии с образцом.

1

2.10

23

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки (к), (к,). Анализ написанных букв.

1

3.10

24

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки (т), (т,. Написание слогов и слов.                                            

1

4.10

25

Написание слов и предложений с изученными буквами. Овладение разборчивым аккуратным письмом букв.

1

5.10

26

Закрепление письма изученных букв.    Способы соединения  строчных  букв с другими буквами.            

1

8.10

27

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки (л), (л,). Звуко - буквенный анализ слов.

1

9.10

28

Письмо слов, предложений с буквами Л, л. Письмо букв под диктовку.

1

10.10

29

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р), (р,)

1

11.10

30

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

12.10

31

Закрепление написания изученных букв,обучение записи предложения.

1

15.10

32

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в), (в,). Отработка верхнего соединения букв.

1

16.10

33

Закрепление написания изученных букв,написание слов и предложений с буквой в.

1

17.10

34

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (й, э). Списывание слов с печатного образца.

1

18.10

35

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

19.10

36

Буква Е – показатель мягкости согласных звуков. Характеристика изученных гласных и согласных звуков.

1

22.10

37

Закрепление написания изученных букв.

1

23.10

38

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки (п), (п,)

1

24.10

39

Письмо текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании  фамилий, имён

1

25.10

40

Написание слов и  предложений с изученными буквами. Сравнение написания изученных букв.

1

26.10

41

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки (м), (м,).  Списывание с печатного образца письменными буквами.

1

29.10

42

Письмо слов и текстов с буквами М, м.              

1

6.11

43

Согласные буквы З, з, обозначающие согласные звуки (з), (з,)

1

7.11

44

Письмо слов, текстов с буквами З, з.

1

8.11

45

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

9.11

46

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б,). Написание предложений по выбору учащихся.

1

12.11

47

Закрепление написания изученных букв. Звуко - буквенный анализ слов.

1

13.11

48

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки (д), (д,) Анализ соединений с буквой д.

1

14.11

49

Написание слов с изученными буквами. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложений.

1

15.11

50

Письмо слов с буквами Д, д. Письмо слов и текстов с изученными буквами

1

16.11

51

Буквы Я.я, обозначающие звуки (й, а).   Списывание текста с  печатного и письменного образца письменными буквами.  

1

19.11

52

Буква Я – показатель мягкости согласного. Списывание с печатного образца письменными буквами.

1

20.11

53

Буква Я – показатель мягкости согласного. Сравнение написания изученных букв.

1

21.11

54

Письмо текстов. Повторение изученного.

1

22.11

55

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

23.11

56

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки (г), (г,).  Анализ соединений с буквой г.

1

26.11

57

Письмо предложений, текстов с буквами Г, г. Звуко - буквенный анализ слов.

1

27.11

58

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук  (ч.). Самостоятельное составление и запись предложений. 

1

28.11

59

Звук (ч,). Сравнение печатной и письменной букв.  Чтение слов и предложений с буквами Ч,ч.

1

29.11

Обводить бордюрные рисунки безотрывно.

Писать буквы в соответствии с образцом.

Анализировать написанную буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанную букву с образцом.

Выполнятьслого-звуковой анализ слов с изученными звуками.

Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования.

Списывать слова и предложения с печатного шрифта.

Наблюдать за личными местоимениями я, они, изменением формы числа глагола.

Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения знаками препинания.

Вставлять пропущенные буквы в слова в соответствии со смыслом слова.

Разгадывать кроссворды.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Называть правильно элементы букв.

Обводить по контуру бордюрные узоры безотрывно, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом, заданным в прописи.

Писать букв в соответствии с образцом.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

Называть правильно элементы букв.

Обводить по контуру отдельные элементы буквы в широкой строке.

Писать буквы в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы с образцом.

Выполнятьслого-звуковой анализ слов с изученными  звуками, характеризовать его, указывая на его постоянный признак — твёрдость.

Изменять форму числа имени существительного в соответствии с образцом прописи.

Писать слова и предложения с изученными буквами.

60

Написание слов и предложений с изученными буквами. Слого - звуковой анализ слов со звуком [ч’].

1

30.11

61

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. Звуко - буквенный анализ слов.

1

3.12

62

Написание слов с мягким знаком. Списывание текста с  печатного и письменного образца письменными буквами.  

1

4.12

63

Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук (ш). Самостоятельное составление и запись предложений.

1

5.12

64

Чтение и запись слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. Знакомство с правописанием имён собственных.

1

6.12

65

Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого -звуковой анализ слов с сочетаниями ши, Написание слов и букв с изученными буквами.

1

7.12

66

Закрепление письма изученных букв. Списывание с печатного образца письменными буквами.

1

10.12

67

Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж), написание. Дополнение предложения словом, закодированном в схеме-модели.

1

11.12

68

Чтение и написание предложений с буквами ж, ш. Правописание сочетаний жи – ши.                                                    

1

12.12

69

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й, о). Письмо слогов, слов, предложений с буквами Ё, ё.  

1

13.12

70

Написание предложений с изученными буквами. Составление рассказа по рисунку.

1

14.12

71

Буква Ё, ё – показатель мягкости согласного. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложений.

1

17.12

72

Буквы Й, й, обозначающие согласный звук (й,). Письмо слогов, слов, предложений с буквами Й,й,

1

18.12

73

Звук (й,), буква Й. Слого - звуковой анализ слов со звуком [j’]. Письмо слогов и слов с буквой й.

1

19.12

74

Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х,).  Звуко - буквенный анализ слов.

1

20.12

75

Написание предложений с изученными буквами. Наблюдение над значением слова.

1

21.12

76

Письмо предложений и текстов с буквами Х, х. Списывание с печатного образца письменными буквами.

1

24.12

77

Письмо предложений и текстов с буквами Х, х. Знакомство со словами, противоположными по смыслу.

1

25.12

78

Закрепление письма изученных букв. Анализ предложений и подготовка к списыванию.

1

26.12

79

Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й, у). Анализ соединений с буквой ю.

1

27.12

80

Написание предложений с изученными буквами. Слого - звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у].

1

28.12

81

Письмо предложений, текстов с буквами Ю, ю. Анализ предложений и подготовка к списыванию.

1

14.01

82

Буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук твёрдый (ц). Знакомство со словами, обозначающими один предмет и много предметов (единственное и множественное число существительных).

1

15.01

83

Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц. Анализ предложений и подготовка к списыванию.

1

16.01

84

Буквы Э, э, обозначающие гласный звук (э). Списывание текста с  печатного и письменного образца письменными буквами.  

1

17.01

85

Написание слов и предложений с изученными буквами. Проверка написанного подсчётом количества слов в предложении.

1

18.01

86

Письмо слов, предложений с буквами Э, э. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложений.

1

21.01

87

Закрепление письма изученных букв. Наблюдение над значением слова.

1

22.01

88

Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ,). Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием.

1

23.01

89

Закрепление письма изученных букв.  Написание слов и предложений с буквой Щ,щ.

1

24.01

90

Написание слов и предложений с изученными буквами. Наблюдение над значением слова.

1

25.01

91

Формирование навыков письма. Анализ предложений и подготовка к списыванию.

1

28.01

92

Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф).   Запись предложений под диктовку с предварительным разбором                                                          

1

29.01

93

Письмо слов, предложений с буквами Ф, ф. Запись предложений, подчёркивание больших букв.

1

30.01

94

Знакомство с буквой «твердый знак». Списывание с печатного образца письменными буквами.

1

31.01

95

Написание слов и предложений с изученными буквами. Слого - звуковой анализ слов.

1

01.02

96

Твердый и мягкий разделительные знаки. Постановка ударения в словах, подчёркивание букв безударных гласных звуков.

1

04.02

97

Закрепление письма изученных букв. Анализ иллюстрации. Самопроверка написанного текста.

1

07.02

98

Закрепление письма изученных букв. Списывание текста с  печатного и письменного образца письменными буквами.  

1

08.02

99

Закрепление письма изученных букв. Списывание текста.

1

09.02

100

Написание слов и предложений с изученными буквами. Повторение фонетики, развитие орфографической зоркости.

1

10.02

Послебукварный период (15 ч)

101

Оформление предложений в тексте. Наблюдение над значением слова.

1

18.02

Восстанавливать алфавитный порядокслов.

Анализировать

текст: осознавать смысл прочитанного,

отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного

произведения.

Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи.

Участвовать в учебном диалоге,

оценивать процесс и результат решения

коммуникативной задачи. Включаться

в групповую работу, связанную с общением.

Задавать учителю и одноклассникам

познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение.

102

Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Повторение и закрепление графических навыков изученных письменных букв.

1

19.02

103

Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Самостоятельное дописывание  пропущенных слогов в словах, слов в предложениях.  

1

20.02

104

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? Самостоятельное составление и запись предложений.  

1

21.02

105

Слова-предметы, признаки предметов, действия предметов.  Слуховой диктант.

1

22.02

106

Правописание безударных гласных в  корне слова. Функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).  Использование их при записи текста.

1

25.02

107

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Наблюдение над  словами с  буквами гласных звуков после букв  шипящих звуков.

1

26.02

108

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнение в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных.

1

27.02

109

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверка написанного подсчётом количества слов в предложении.

1

28.02

110

Закрепление правописания безударных гласных в корне слова. Обучение выборочному списыванию. Самопроверка написанного текста.

1

01.03

111

Правописание буквосочетаний жи-ши. Наблюдение над значением слова.

1

04.03

112

Правописание буквосочетаний ча-ща. Анализ предложений и подготовка к списыванию.

1

05.03

113

Правописание буквосочетаний чу-щу. Составление слов из слогов. Запись под диктовку предложений.

1

06.03

114

Закрепление написания звонких и глухих согласных на конце слова. Наблюдение над словами с удвоенными буквами согласных звуков.

1

07.03

115

Закрепление написания буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Деление слов на слоги, постановка ударения. Запись предложений под диктовку.

1

11.03

Русский язык (50 ч)

Наша речь (2 ч)

116-117

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи.

Русский язык — родной язык русского народа.

2

12.03,

13.03

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

118

Текст (общее представление).

Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

1

14.03

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты.

Различать диалог.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи:

119

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

1

15.03

120

Диалог.

Знаки препинания в конце предложения.

1

18.03

Слова, слова, слова… (4 ч)

121

Слово. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

1

19.03

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Работать со словарями

122

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

1

20.03

123

Тематические группы слов.

Вежливые слова. Соотнесение слов со слогоударной схемой.

1

21.03

124

Слова однозначные и многозначные; близкие и противоположные по значению. Словари учебника.

1

22.03

Слово и слог.  Ударение (6 ч)

125

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная единица.

1

01.04

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ).

Переносить слова по слогам.

Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

126

Деление слов на слоги.

Слова с непроверяемым написанием.

1

02.04

127

Перенос слов

Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

1

03.04

128

Перенос слов Правила переноса слов. Упражнения в переносе слов.

1

04.04

129-130

Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.

2

05.04,

08.04

Звуки и буквы (34 ч)

131

Звуки и буквы

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

09.04

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными.

Различатьсогласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.

Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш.

132

Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

10.04

133

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

1

11.04

134

Русский алфавит,  или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.

1

12.04

135

Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.

1

15.04

136

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.                                      

 

1

16.04

137

Гласные звуки.

Слова с буквой э.

Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1

17.04

138

Ударные и безударные гласные звуки.

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

1

18.04

139

Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

1

19.04

140

Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.

1

22.04

141

Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

23.04

142

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки».

1

24.04

143

Согласные звуки .

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки

1

25.04

144

Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

26.04

145

Согласные звуки Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

1

29.04

146

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

30.04

147

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

1

06.05

148

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

07.05

149

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Самостоятельное составление текстов.

1

08.05

150

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Звуко - буквенный анализ слов.

1

13.05

151

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

14.05

152

Согласные звонкие и глухие

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

1

15.05

153

Согласные звонкие и глухие.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

16.05

154

Согласные звонкие и глухие

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

1

17.05

155

Согласные звонкие и глухие.

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие»

( 10 мин.)

1

20.05

156

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

1

21.05

157

Шипящие согласные звуки.Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».

1

22.05

158

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

23.05

159

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

1

24.05

160

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки» (10 мин.). Обобщение по теме «Шипящие согласные звуки».

1

27.05

161

Комплексная контрольная работа (1час).

1

28.05

162

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

1

29.05

163

Заглавная буква в словах. Характеристика гласных и согласных звуков.

1

30.05

164

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

1

31.05

165

Повторение по теме «Звуки и буквы».

Составление слов с заданными буквами.

Звуко - буквенный анализ слов.

1

Итого – 165 часов

Комплексная контрольная работа - 1.


[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

[2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

[3]Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....