Урок письма в 4 вспомогательном классе VIII вида
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гвенетадзе Надежда Егоровна

Тема: Разделительный мягкий знак  перед буквами е, ё, ю, я, и.

 Цель урока: 

 Продолжить знакомство с буквой Ь;  познакомить с разделительной функцией Ь;   совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста; формировать навыки чтения слов с этой буквой;  познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;  формирование навыка письма;  развивать память, речь, мышление, внимание;  воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

 1) развивать навыки устного счёта, умение решать задачи, 
логическое мышление, внимание; 
2) работать над усвоением смысла умножения и деления и взаимосвязи между ними; 
3) закреплять знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения темы; 
4) стимулировать интерес к математике; 
5) воспитывать бережное отношение к окружающему миру, познавательную активность. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный мягкий знак  перед буквами е, ё, ю, я, и.

 Цель урока: 

 Продолжить знакомство с буквой Ь;  познакомить с разделительной функцией Ь;   совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста; формировать навыки чтения слов с этой буквой;  познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;  формирование навыка письма;  развивать память, речь, мышление, внимание;  воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

 Ход урока:

 

1.     Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Вы к нему готовы? Хорошо, присаживайтесь.

2. Повторение изученного материала

. Минутка чистописания

- Ребята, на прошлом уроке вы научились писать букву Ь

Давайте вспомним, на что похожа эта буква. Какие элементы помогают нам записать эту букву?

- Какими способами соединяется Ь с другими буквами?

Аналогичная работа с ЬЮ, ЬЯ,ЮЕ,ЮЁ.

- Ребята, вы любите сказки? Тогда вы без труда отгадаете загадку про героя одной замечательной сказки. Послушайте загадку.

С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее …     (Мальвина)

Давайте составим схему имени Мальвина. С чего мы начинаем? Что нужно сделать, чтобы определить ударение в слове Мальвина? Позовите Мальвину. Сколько слогов? Как проверить? Обозначим слоги. Прочтите первый слог. Из каких звуков он состоит? (Характеризуют каждый звук.)

Аналогичная работа с остальными слогами.

- А теперь под схемой составим слово Мальвина из букв (учитель или ученик на доске, остальные дети могут составить из букв разрезной азбуки).

- Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше? Найдите в слове ту букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним все, что мы узнали об этой букве.

- Какую роль выполняет Ь в этом слове?  (Ответы детей). Молодцы! 

3. Изучение нового материала

- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь.  Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:

Он  Мальвину полюбил,

Грустным и печальным был. (Пьеро - картинка) 

 - Давайте составим схему имени Пьеро.

Позовем его, чтобы узнать на какой слог падает ударение.

 Сколько слогов? Произнесите первый слог. Что мы слышим? Какой первый звук? Каким цветом его обозначим? Какие звуки слышим дальше? Послушайте, я произнесу: [й’э]. Как обозначим это слияние звуков? Произнесите второй слог. Какие звуки мы слышим? Каким цветом обозначим? Сколько звуков? Прочитаем слово по схеме.

- А теперь посмотрите, на доске я с помощью букв записала это имя:

Перо

- Все ли правильно я записала? Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!

Разрезаю  карточку «перо», отделяя букву п от еро. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.

- Получилось имя? Прочитайте его. Всего лишь одна такая буква, и перо стало Пьеро. Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?

Какой же вывод можно сделать? Для чего нужен в этом слове Ь? Что он разделяет?

Правило.

Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при  чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.

И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?

- После каких букв он пишется?

Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь?

В процессе ответов детей на доске  появляется схема:

 

 

 

 

согласная буква

 

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

е

ё

ю

и

я

(

 

4. Работа со столбиками слов. (на доске)

- Ь помог нам превратить перо в Пьеро. Такое он может делать и с другими словами. Давайте прочитаем эти слова.

Коля – колья

солю – солью

суди – судьи

полёт – польёт

- Напишите  в тетради  слово, которое называет людей, работающих в суде, в этом слове есть разделительный мягкий знак.

- А теперь напишите  слово, которое называет острые предметы, в этом слове тоже есть разделительный мягкий знак.

Какие слова вы написалт?

Посчитайте сколько в них букв, а сколько звуков и запишите ваши подсчеты рядом со словом в скобочках. Так же, как мы делали в случае со словами Мальвина и Пьеро.

 Что у вас получилось?

 Почему количество букв и звуков одинаковое, ведь в этих словах есть Ь, не обозначающий звука?

5. Закрепление

С.33 правило.с.33,упр.3

7. Итог урока

Какие две роли может выполнять Ь?

Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь?

Д.З с.33 правило,упр.2

Перо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чтению 1 класс VIII вида "Звук и буква О"

План-конспект урока чтения в 1классе VIII видаТема: Звук и буква О.Цель:  познакомить с новым звуком и буквой О.Задачи: формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются со зву...

Урок по труду 1 класс VIII вида "Аппликация снеговик из смятой бумаги"

Урок по труду 1 класс VIII вида "Аппликация снеговик из смятой бумаги....

урок математики в 5 классе VIII вида на тему: "Решение примеров и задач."

Конспект урока математики на повторение письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000.Взаимосвязь с уроком природоведения по теме: "Заповедники"....

Сообщение «Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII вида»

«Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII  вида»...

Урок математики в 4 вспомогательном классе VIII вида

Тема: «Умножение и деление на 3». Цель урока: закрепить знание таблицы умножения и деления на 3 Задачи: 1) развивать навыки устного счёта, умение решать задачи, логическо...

Конспект урока математики в 1 классе VIII вида на тему "Узнавание (различение) геометрической фигуры треугольник"

Подробный конспект урока математики на тему "Узнавание (различение) геометрической фигуры треугольник" составленный по ФГОС. К данному конспекту прилагаю презентацию по данному уроку...