Урок русского языка. Развитие речи. "Ель – кормилица".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Петроченко Марина Петровна

Цель урока:

 Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам. 

На уроке дети учатся подбирать точные, яркие слова для текста; анализировать текст. На уроке используется занимательный материал, загадки. применяется групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el-korm.doc34.5 КБ
Office presentation icon el-kormilitsa.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:

                                                Русский язык 2 класс.

Петроченко Марина Петровна,

учитель начальных классов 1 категории

МАОУ «Тунгусовская СОШ»

Молчановского  района

Томской области

Тема: Развитие речи. Ель – кормилица.

Цель:

 Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам.

Задачи:

  1.  Учить подбирать точные, яркие слова для текста.
  2. Обучать детей анализировать текст.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карточки с текстом для учеников, презентация, ватман, краски, кисточки.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

- Отгадайте загадку.

Загадка

Зимой и летом одним цветом. (ель) (слайд1)

- С кем можно сравнить ель? Кто она? (красавица, чудесница и т.д.)

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как ещё можно назвать ель.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ 

 - Прочитайте текст. (карточки с текстом на партах у детей)

 К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

 Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила …

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ

- Что вы прочитали? (текст)

- Докажите, что это текст. (Состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу. Части текста выделяются красной строкой.  Текст можно озаглавить.)

- О чём текст? (о ели)

- Что вы назвали? (тему текста)

- Что важное, главное хотел сказать нам автор? (ель кормит всех). Найдите нужное предложение. (Ель готовилась накормить птиц и зверей)

- Что мы озвучили? (основную мысль текста)

- Ещё раз повторим её.

- Значит, кто ель? (кормилица)

- Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли текста? («Ель – кормилица») (Записывается на доске и в тетрадях) (слайд 1)

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТЕКСТА

- Почему текст заканчивается многоточием? (нет продолжения)

- Давайте продолжим его. О чём или о ком он будет? (о тех, кого будет кормить ель)

- Ель, которая кормит зверей и птиц, - это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок состоит эта большая картина? (птицы и звери, которых кормит ель)

- Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого «Мать и кормилица». Послушайте отрывок.

                                 

                                      Мать кормилица.

   Выскочила  на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель. Мигом забралась на дерево, сорвала шишку, взяла  в передние лапы и принялась за еду.

   И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели. Выбрал шишку, сорвал своим крепким клювом, вставил в расщелинку в стволе. Долбит её, выбирает вкусные семена.

  Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки ели. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.

  Торопятся клесты, сколько семян рассыпано! Их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.

  Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

ЯЗЫКОВЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. РАБОТА В ГРУППАХ.

- Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста? (опорные слова)

- Подберём опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками.

Белка, дятел, клесты. (слайд 2)

Самостоятельная работа в группах

- Найти опорные слова, которые помогут описать:

1 группа – белку

2 группа – дятла

3 группа – стаю клестов

                         

                        Проверка самостоятельной работы

(Опорные слова «складываются» в коробочку-копилочку. При проверке на слайдах появляются части текста).

Белка

выскочила, взглянула, мигом забралась, сорвала, взяла, принялась за еду. (слайд 3)

Дятел

летит, спешит, выбрал, сорвал, вставляет в расщеленку, долбит, выбирает.(слайд 4)

Стайка клестов

с весёлыми криками опустилась, уцепилась, засовывают кривые носы, будто щипцами достают. (слайд 5)

- Давайте подумаем, все ли шишки израсходовала ель? (нет)

- Что происходит с оставшимися шишками? (Солнце пригревает, шишки начнут трескаться, и семена вылетят).

-  Что произойдёт с семенами дальше? (Они прорастут, вырастут новые ели).

- Ель дарит жизнь другому дереву.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

Жеребьёвка

На двух разноцветных листочках написаны задания: на зелёном – на рисунке создать образ Ели-кормилицы, на голубом – используя опорные слова из коробочки – копилки составить продолжение рассказа (устно)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ

ИТОГ УРОКА

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Презентация к уроку русского языка (развитие речи) 2 класс---тема "Обучающее изложение"

Данная презентация может оказать помощь учителям начальных классов при обучении детей написанию изложений....

Урок русского языка (развитие речи): Использование имён прилагательных для образности речи.

Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий.   Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной д...

Урок русского языка. Развитие речи. Сочинение от имени цветка.

Урок развития речи по русскому языку. Сочинение от имени цветка - одуванчика. 3 класс....

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....