Фразеологизмы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Шмелева Елена Владимировна

1.Развитие лингвистического мышления детей, обогащение словарного запаса, повышение речевой культуры посредством изучения фразеологии на уроках русского языка.

2.Воспитание интереса к истории и характеру русского народа, т.к. многие фразеологизмы по своему происхождению связаны с событиями прошлого.

3.Воспитание внимательного отношения к слову, используемого в художественной речи литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

Фразеологизмы на уроках русского языка.

Цели:

1.Развитие лингвистического мышления детей, обогащение словарного запаса, повышение речевой культуры посредством изучения фразеологии на уроках русского языка.

2.Воспитание интереса к истории и характеру русского народа, т.к. многие фразеологизмы по своему происхождению связаны с событиями прошлого.

3.Воспитание внимательного отношения к слову, используемого в художественной речи литературных произведений.

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Постановка темы и цели урока.

Звучит песня из мультфильма «Зима в Простоквашино» «Кабы не было зимы…»

- Вы все знакомы с этим мультфильмом. Как он называется? А знаете ли вы, что он снят по повести-сказке Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот»

-Сегодня мы поговорим об этой книге, встретимся с ее героями. Попытаемся обратить внимание на то, как автор делает свое повествование таким интересным и смешным, как он добивается комического эффекта. А в конце урока вы сами попробуете стать писателями, используя особенные выражения.

III.Работа по теме урока

1. Объяснение нового материала.

-Итак, в путь!

-Мальчик Боба читал эту книгу и наткнулся на такой отрывок:

«…Потом они домой пошли по тропинке под солнышком. А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком….»

Боба представил себе это так:

-А как бы вы объяснили это выражение? (Пятьдесят лет и еще чуть-чуть)

-В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать. Они имеют одно целостное значение. 50 – числительное, хвостик – существительное. Но когда они соединились, получилось такое смешное, но особенное значение.

-Давайте вспомним рассказ Куприна «Слон». Какое выражение использует автор, говоря, что девочка встала очень рано? (Чуть свет)

-Вот такие выражения называются фразеологизмами. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше вы их буде знать, тем точнее и красочнее сможем выразить свою мысль.

-Большинство фразеологизмов употребляется в переносном значении. Так, в Древней Руси сочетание слов бить баклуши означало разбивать обрубок дерева на мелкие части – баклуши, из которых потом делали ложки, т.е. делать очень простую, легкую работу. В настоящее время это выражение обозначает бездельничать.

-Теперь становится понятно, что писатели знают много фразеологизмов и используют в своем творчестве.

2.Объяснение значений найденных фразеологизмов из книги.

-Попробуем найти такие выражения в книге «Дядя Федор».

1) (Шарик) – Он в Африку уехал. В командировку. Язык слонов изучать. А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда у человека характер веселый – колбасно-угощательный. А у неё наоборот – тяжёлый характер. Венико-выгонятельный.

(Не понимали друг друга, все время ссорились, не нашли общего языка.)

2) –Я ты, мальчик, чей? Ты откуда к нам в деревню попал?

Дядя Федор отвечает:

- Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный. Я из города приехал. 

(Жить самостоятельно, независимо ни от кого.)

3) Шарик на ногах не удержался от неожиданности и с телеги полетел вверх тормашками. (Кувырком, головой вниз.)

-Чем отличаются фразеологизмы от своих синонимов? (Они более выразительны.)

3.Загадки-складки.

-Теперь отвлечемся немного от книги и попробуем вспомнить выражение, которое вы знаете, слышали, может быть запомнили.

1)Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой … (не разольёшь).

 (очень дружны, неразлучны)

2)Мы исходили городок

Буквально вдоль и … (поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги).

(ходить с трудом от усталости)        

3)Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу) 

4) Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес кто …(по дрова) (вразнобой)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши … (вянут) (противно слушать)

-Объясните значение названных крылатых выражений.

4.Фразеологическое лото.

Очень рано

Не понимать друг друга, не найти общего языка

Мчаться очень быстро, стремительно, изо всех сил.

Очень сильный аппетит

Вразнобой

Очень дружны, неразлучны

Жить самостоятельно, независимо от кого-либо

Противно слушать, что-то глупое

Ходить с трудом от усталости

Очень мало

Чуть свет.

Не сойтись характерами.

Во весь дух.

Волчий аппетит.

Кто в лес, кто по дрова.

Водой не разольёшь.

Сам по себе.

Уши вянут.

Волочить ноги.

Кот наплакал.

5. Составление текста.

-До настоящих писателей нам еще далеко. Но мы уже сделали несколько шагов вперед. Познакомились с фразеологизмами. Но можно украсить свою речь сравнениями. Давайте напишем рассказ о мальчике Бобе, помните, он тоже читал про дядю Федора. Это непростой мальчик, зовут его Боба-зоопарк. А почему?

На переменах он задирается, как … (петух).

А на уроках у доски молчит, как … (рыба).

Зато на бабушку рычит, как … (лев).

Перед папой дрожит, как … (заяц).

Но вокруг мамы ходит, как … (лиса).

Потому что мама покупает ему … (игрушки).

Чтение получившихся текстов.

-Мы заканчиваем путешествие в Простоквашино. Кто из вас заинтересовался этой книгой, веселой, богатой образными выражениями, которые мы назвали далеко не все, может ее прочитать.

6.Дополнительный материал.

-Что это?

1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)

IV.Итог урока.

-О чем мы говорили на уроке?

-Для чего нужно использовать фразеологизмы в речи?

-Какие фразеологизмы вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизмы на уроках русского языка.

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения просто необходима. Дети должны уметь объяснять встречающиеся им в текстах и в устной речи устойчивые лексические единицы, умело...

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка

Здесь рассматриваются вопросы о происхождении фразеологизмов и как работать с ними на уроках русского языка...

Доклад на тему "Фразеологизмы на уроках русского языка и чтения"

Доклад содержит материалы по работе с фразеологизмами  и историю их появления....

Фразеологизмы на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация поможет в работе  над темой:" Фразеогические обороты"  на уроках русского языка  в начальной школе....

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" ...

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе

Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе....

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка  в начальной школе.         Русский язык богат меткими и образными сочетаниями слов. Такие устойчивые соче...