Парные звонкие и глухие согласные на конце слов.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Митрофанова Валентина Николаевна

Сопоставлять произношение и написание парных согласных на конце слов, выявлять необходимость их проверки, уметь находить способы проверки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку  во 2Б классе  (УМК «Школа 2100»).

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа № 456»

Учитель:                    Митрофанова Валентина Николаевна

Предмет и УМК:     Русский язык , 2 класс.   «Школа 2100»

Тема урока:               Парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

Место урока в теме:  № 2

Тип урока:                 урок закрепления.

Дата:                          15.04.2014г.

Технологическая карта урока

Тема урока

 Звонкие и глухие согласные на конце слова

Цели и

задачи урока

  •         актуализировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; сопоставлять произношение и написание парных согласных на конце слов, выявлять необходимость их проверки, уметь находить способы проверки;
  •         развивать речь, внимание, память, мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас;
  •         воспитывать культуру общения и интереса к русскому языку, воспитывать умение сотрудничать, слушать собеседника
  •  уметь находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой;
  • актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
  • формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • формирование умения применять полученные знания на практике;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • формирование познавательной мотивации.

Основные понятия

Орфограмма, звонкие и глухие согласные.

Ресурсы

  1. Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева  Русский язык.
  2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
  3. Карточки для  работы в парах.
  4. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

.Орг. момент

2. Повторение

3.Целеполагание

4.Минута чистописания.

5. Словарная работа.

6. Работа над новым материалом (работа в микрогруппах).

7. Музыкальная физминутка.

8. Закрепление пройденного.

9. Самостоятельная работа. Упр. 138, с. 110.

10. Проверка выполненной работы.

11. Отгадывание и составление загадок.

12.Итоги урока.

Рефлексия.

13. Домашнее задание .

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование

цели.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

Долгожданный  дан звонок, начинается урок.                   Предлагаю подружиться             вместе дружно потрудиться.      Слайд № 2.

-На какие  2 группы делятся все звуки?

-Продолжите предложение «Согласные бывают…»

Добавьте парный согласный.

Б-, Г-, В-, Д-, Ж-, З-.

Стихотворение

В  классе пишут  под диктовку:       «Я   принёс из леса  гриб».          Лишь Андрей выводит ловко:           «Я принёс из леса  грипп».                 Ну, скажите почему,                        Так послышалось ему?                 Когда и какие согласные  заставляют нас сомневаться?                          Какая тема нашего урока?          Слайд 5.

Мм  ам ом  им ым  ум ям мя

-Дайте характеристику звуку м.

-Как напишете слова мороз, медведь,

морковь?

-Какие  безударные  гласные в этих словах?

-Можно ли их проверить ударением?

-Можно ли проверить согласные на конце  слов?  Какие слова могут быть

проверочными?

-Назовите слова, где все согласные звонкие.

-Назовите мягкие согласные.  

Прочитайте слова, записанные в карточке , понаблюдайте, какой звук слышится на конце слов?

-Какая буква пишется и почему?

Как можно проверить?

Какие слова могут быть проверочными?

Какой вывод можете сделать?  

Карточка № 1                          пля…(ж, ш)      шала…(ш, ж)                                                                                        гара…(ж, ш)     каранда…(ш, ж)                                                                                      но…(ж, ш)         ду…(ш, ж)

Карточка №2                           утю…(г, к)     цвето…(к, г)                                                                                               дру…(г, к)     ма…(к, г)                                                                                                        вра…(г, к)     кусо…(к, г)   Карточка № 3                          обе…(д, т)     зон…(т, д)

кла…(д, т)    кро…(т, д)             су…(д, т)       бра…(т, д)      Карточка № 4                          гру…(з, с)          пё…(с, з)

гла…(з, с)          но…(с, з)

во…(з, с)           уку…(с, з)  Карточка № 5              

хле…(б, п)        су…(п, б)

сугро…(б, п)    сно…(п, б)     клу…(б, п)       сер…(п, б)   Карточка № 6

клю…(в, ф)      шар…(ф, в)

ро…(в, ф)         жира…(ф, в)

уло…(в, ф)       шка…(ф, в)

Слайд № 6. Как проверить парный согласный?

Слайд № 10. Подберите проверочные слова. Проверьте друг друга (работа в парах).

Слайд № 9. Исправьте ошибки.

Выберите из каждой пары предложений слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

Слайд № 11-16.

Составьте сами загадку про ужа и про ежа, со словами год, кот.

  1. Сегодня на уроке мы сумели понять.
  2. Как проверить парный согласный?
  3. Как работали на уроке?              Если хорошо, все получилось (красная карточка).

Были затруднения, не все получилось (желтая карточка).

  1. Как оцениваете свою работу? (показать оценку)

Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Настраивается на активную работу на уроке.

Дети вспоминают, что звуки

бывают гласные и согласные

-Звонкие и глухие, твёрдые и

мягкие.

Добавляют парный глухой согласный.

Ребята отвечают, что мальчик перепутал звонкий согласный с глухим.

Парные согласные

Дети приходят к выводу, что будут работать над правописанием парных согласных.

[М] – согласный, звонкий, непарный.

Называют безударный гласный.

 Проверить нельзя, можно запомнить или проверить по словарю.

Мороз, медведь.

М, д,в,

Учащиеся приходят к выводу, что звонкие и глухие согласные на конце слов произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Проверочными могут быть слова, где после согласного идет гласный или н

глаз – глазной

вред – вредный

зуб – зубной.

Подбирают проверочные слова.

Взаимопроверка.

Выбирают пары слов:

Лес – лез

Лук – луг

Прут - пруд

Объясняют написание, подбирая проверочные слова.

Ёж – колючий,

Уж – ползучий.

Что звонкие и глухие согласные произносятся одинаково, пишутся по-разному.

Показывают карточку нужного цвета.

Дети показывают свою оценку.

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание парных глухих и звонких согласных на конце слов Митрофанова В.Н. ГБОУ СОШ № 456

Слайд 3

Минутка чистописания: Мм им ам ом ум ым ям мя Мороз, медведь, морковь Слон, лев, шакал и бегемот с утра отправились в поход.

Слайд 4

Дайте полную характеристику данным буквам Какие еще парные согласные вы знаете?

Слайд 5

Определите тему урока обобщить знания о различных способах проверки парных звонких и глухих согласных ЦЕЛЬ: Правописание парных глухих и звонких согласных на конце слов

Слайд 6

ж ш Как проверить парный согласный? Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй!

Слайд 7

С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий. (шар – жар) 2. Когда я с д , меня сорвут, когда я с т , на мне плывут (плод – плот) 3. С глухим – заразная болезнь, со звонким ты ко мне в корзинку лезь (грипп - гриб) Загадки-шутки

Слайд 8

Работаем с учебником С. 110, упр. №138

Слайд 9

? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? х л е р ы б а г к л ю в п а р а д м о р о с к а р а н д а ш т в о р о к в ы х о т г о л о с с т о р о б з г д п к ш ж Найдите ошибки в написании парной согласной. Запиши эти слова, подобрав проверочное.

Слайд 10

Прочитайте цепочки слов. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте ответ: Обе…, бра…, кла …, зон…; Гру …, уку …, гла …, ве …; Клю …, шка …, ле …, жира…; Гара …, но…, пля …, ду … .

Слайд 11

ОТГАДАЙ МЕТАГРАММЫ Со звонким – я цветов царица. С глухим – лишь капелька водицы. РОЗА-РОСА Со звонким – много времени пройдёт. С глухим – он ест мышей и песенки поёт. ГОД-КОТ С глухим – траву она срезает. Со звонким – листья объедает. КОСА-КОЗА

Слайд 12

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ Я и круглый, я и гла…кий, И на вкус приятно сла…кий. Знает каждый карапу…, Что зовут меня … АРБУЗ

Слайд 13

На ушах его серё…ки, А на но…ках есть сапо…ки. На голо…ке гребешок. Вот какой наш … ПЕТУШОК

Слайд 14

Я и горький, я и сла …кий, К солнцу я тянусь из гря … ки . Малышам полезный дру …, А зовусь я просто - … ЛУК

Слайд 15

Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю… ЗАРЯДКУ

Слайд 16

По полотняной стране, По реке простыне Плывёт парохо… То наза…, то вперё…. А за ним такая гла…ь, Что и зыби не видать. УТЮГ

Слайд 17

Домашнее задание: Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России.  Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у у...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"

Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов". 2 класс....

Урок рефлексия. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 2 классе  Тема: Парные звонкие и глухие  согласные на конце слова. Тип урока: рефлексия; Учебник «Русский язык», 2 класс, Автор учебника : В.П....

Урок рефлексия. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 2 классе  Тема: Парные звонкие и глухие  согласные на конце слова. Тип урока: рефлексия; Учебник «Русский язык», 2 класс, Автор учебника : В.П....

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....