Урок русского языка по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Елена Александровна Манзова

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

 

Задачи урока:

Образовательные:

            -познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;       

            - отрабатывать написание суффикса  -ок- в именах существительных;

- повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

Развивающие:

            - развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

            -создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Методические приёмы:

            - деятельностный подход;

- создание прблемной ситуации;

            - побуждающий диалог;

Оборудование:

            -учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

            - тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;  

            -рабочая тетрадь;

- ноутбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3 Д

Учитель: Манзова Елена Александровна

Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:        создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

        -познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;        

        - отрабатывать написание суффикса  -ок- в именах существительных;

- повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

Развивающие:

        - развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

        -создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Методические приёмы:

        - деятельностный подход;

- создание прблемной ситуации;

        - побуждающий диалог;

Оборудование:

        -учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

         - тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;  

        -рабочая тетрадь;

- ноутбук.

Проект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование компетенции

Комментарий

Организационный момент

 Приветствую.

На доске записаны буквы  ЛОВЛКТЕИК

- Лишь точно буквы все сплотив, получим слово………..

Создаёт эмоциональный настрой на  эффективную работу (индивидуальную, в парах, коллективную)

- Здороваются.

- Оформляют начало работы в тетради (записывают дату и наименование работы)

- Составляют слово коллектив. Записывают в тетрадь с элементами каллиграфического тренинга.

- Объясняют значение слова.

Эмоциональная

окраска деятельности

Постановка учебной проблемы

-На доске записаны пары слов, прочитайте их.

жучок - жучёк

снежок – снежёк

каблучок - каблучёк

- Почему слова записаны парами?

- А у вас в данный момент запись этих слов  вызывает  затруднение? Почему?

- Определите, в какой части слова неясное написание.

- Учитель обозначает суффиксы в словах.

- Определите, какой частью речи являются эти слова.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой?

-Правильно.  Но  тему урока уточним немного позже.

-Где мы можем получить помощь в изучении нового материала?

- Дети читают про себя.

- Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет (после ч – ёк-, после ж, ш – ок-)

- Мы не знаем, как правильно писать эти слова.

- В суффиксе, мы видим встречается  -ок- и -ёк- при одинаковом произношении.

- Доказывают.

-Определяют с помощью вопросов, что это имена существительные.

- Будем учиться писать суффиксы -ок- или -ёк- в именах существительных.

-В учебнике, при работе с учителем, во время совместной работы с одноклассниками.

Учебно-познавательная

Проблемная ситуация

Побуждающий диалог

Фронтальная работа

Целеполагание

Поиск решения учебной проблемы

Организовываю работу в тетради  по карточкам:

- Посмотрите внимательно на слова,  спишите их в тетрадь, обозначьте суффиксы, поставьте ударение.

- Понаблюдайте за суффиксом. Что вы заметили?

- Подчеркните слова: башмачок,  пушок, пирожок

- Назовите звуки перед суффиксом  -ок-

- Что общего у этих звуков?

- Охарактеризуйте эти звуки по твёрдости- мягкости.

- Какой вывод можно сделать? Как пишется -ок- после шипящих в именах существительных

.

-Проверьте свои предположения. В учебнике на с. 20 прочитайте правило.

-Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке?

- Как правильно звучит тема урока?

(На доске открывает название темы)

Записывают слова:

Адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

-Этот суффикс –ок - всегда под ударением.

- ч , ш, ж

- Они согласные, шипящие

- ч – всегда мягкий, ш, ж -всегда твёрдые

-В именах существительных после шипящих пишется в суффиксе – ок- пишется буква о

-Читают правило.

- О  суффиксе -ок- в именах существительных

-Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных.

Информационная

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Самостоятельная работа

Наблюдение

Работа в парах

Фронтальная работа

Выводят правило

Уточнение темы урока

Фотодиктант (с использованием ТСО)

-От данных слов образуйте и запишите слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж],

[к] // [ч].

Подсказка на доске : башмак + -ок- = башмачок

Лук, крюк, сапог, утюг, жук, блин, старик, сыр, бык, паук, гриб,  хомяк, луг, снег.

- Проверим выполненную работу.

(Образец на доске)

- Какие ещё можно было образовать слова,  которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

Составляют и записывают слова

Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок,  бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

Проверяют работу.

- Надо добавить два суффикса: -ок- и -ек-

Учебно-познавательная

Самостоятельная работа

Гимнастика для глаз

-Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы -ок- и -ек-  Обозначьте суффиксы.

Друг, ветер, пирог, дуб,

- Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

- Возьмите свои тетради. Проверим,  какие получились цепочки слов.

-Что интересного заметили? (Что произошло  с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек?

-Прочитайте правило в учебнике на с. 21

друг  - дружок – дружочек

ветер – ветерок – ветерочек

пирог – пирожок – пирожочек

 дуб – дубок – дубочек

- Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

Зачитывают слова, называя суффиксы.

- В суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

Читают правило.

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Самостоятельная работа

Работа в парах

Физминутка  (Физическая и эмоциональная разрядка)

- Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам)                                - Запишите её в тетрадь.                            - Как вы понимаете эту пословицу?

Работа со словами вершок и мешок.       - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

- Составляют пословицу:  Дел на вершок, а слов с мешок

-Записывают пословицу.

-Высказывают свои мнения.

-Высказывают свои предположения.

Фронтальная работа

Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, -ек-

- Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

Направляю и консультирую (на местах)

Выполняют упражнения по выбору.

Компетенция личностного самосовершенствования

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Игра «Найдите свои слова».  Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек.      - Проверим выполненное задание

- Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

- Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т.д. (8 цепочек)

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Групповая работа

Рефлексия

-Что нового узнали?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Где вам пригодятся эти знания?

-Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

- Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

- Спасибо за урок!

- Отвечают на вопросы.

- 1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

Записывают задание.

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Актуализация знаний

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"

Шишова Любовь Михайловнаучитель

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6 )

.птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

человеч_____
щелч________
горош_______
прыж_______

 ящич_____
 кореш_____ 
 пирож_____
 старич_____

сапож______
вечероч_____
ножич_______
быч_________

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела, 
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно , закройте глаза , вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

http://festival.1september.ru/articles/569601/img1.gif

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1Слайд 8. Проверка)

снег
снежок
снежочек

вечер
вечерок
вечерочек

свист
свисток
свисточек

голубь
голубок
голубочек

сад
садик
садочек

звон
звонок
звоночек

шаг
шажок
шажочек

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

букетики – букетик
снежки – снеж____
кабачки – кабач____ 
совочки – совоч____
кирпичики – кирпич_________

дождички– дождич_______
рожки – рож_____________
сыночки – сыноч_________
мячики – мяч_____________
блинчики – блиноч________

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 слайд № 9 ).

речь
помощь
вещь 
глушь
ночь 
полночь
дочь
 

пейзаж
чертеж
ландыш
лещ
сторож
товарищ
шалаш
карандаш

12. Домашнее задание : с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.


адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок


дел

на

вершок

а

слов

с

мешок

снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

садик

свист вечерок звоночек снежочек голубь

сад

звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

 шаг

творог

творожок творожочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам" по программе Рамзаевой Т.Г....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам" по программе Рамзаевой Т.Г....

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"

Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"

Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...