Конспект урока по русскому языку 4 класс , программа 21 век " Написание ь знака в середине и на конце числительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шубина Валентина Павловна

Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khoroshiy1_moy.docx208.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное

Урок по русскому языку в 4классе "Мягкий знак в середине и на конце числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества.
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. Мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии».
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, , кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

                        Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».

Цели:
образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных.
развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные.
воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия. воспитание дружеских отношений между собой.

Оборудование: карточки – карточки  для индивидуальной работы, таблицы, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, сигнальные  квадраты.

                                                              Ход урока: 
1.Организационный момент: 
- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
 


- Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? ( при солнечной, теплой)

-Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

-Давайте откроем наши тетради , запишем число (18 марта), классная работа.

- Возьмите желтый карандаш и поселите  солнышко к себе в тетрадь.

- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги.

- Сколько цветов у радуги? (7)

-А можете их назвать?  (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

-Сегодня, вы должны работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг.

-За каждое правильно выполненное задание будет появляться  дуга радуги.

2. Словарная работа.

- Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в магазин?

-Вот и  начнем наш урок с посещения магазина.

-Сегодня мы посетим магазин «Канцтовары»

- Где располагается товар в магазинах?  (в витрине)

- У нас тоже с вами есть витрина и товар…..

- Посмотрите какой товар у нас в наличии  и  чего вы пожелали  себе приобрести.

(тетрадь-9р.,  ручка 7р.,  пенал 15р., карандаш-3р.,  ластик 2р.,  акварель-35р.,

- А когда товар покупают, то покупателю кроме кассового чека что  еще выдают если он пожелает? (товарный  чек)

-Правильно, товарный чек, в  котором  записывается наименование товара, его цена и общая  стоимость всей покупки.

- А кто производит эту запись? (продавец)

- Ребята, поднимите руку, кто мечтает стать продавцом?

- Хорошо. Вот сегодня мы с вами и поучимся заполнять товарный чек.

-Возьмите все желтую карточку-это товарный чек. Посмотрите, как мы должны его заполнять. В товарном чеке 3 колонки: номер по порядку, название товара и цена.

Товар у нас в ветрине,  на каждом предмете есть ценник.

- А первым посетит наш магазин          ……………………

Он записывает на доске, а вы в товарных чеках.

(дети работают, по одному выходят к доске)

- Молодцы! Вас приветствует первая дуга радуги     .    ( красная )

-  Ребята, посмотрите и скажите: что вы заметили, какие слова расположены  в 1 столбике?        

  ( словарные)

-Почему их так называют?     ( их нельзя проверить, а надо запомнить)

- А где мы можем их найти и посмотреть?         ( в словаре)

- А  какой  части речи являются эти слова ?  (существительными)

- Назовите признаки, по которым вы узнали,  что это существительные?  ( дети называют: вопрос что? обозначают предмет)

- А какой части речи являются слова  2 столбика?  ( числительные)

-Обоснуйте свой  ответ. Почему?

Я каждый день и каждый час
Сказать готова, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.

-А теперь подсчитайте на какую сумму мы  купили товар     (тридцать пять  рублей -  35 рублей)  

 -Назовите числительное.

- Какое оно? ( составное)

-Перед вами оранжевая дуга радуги.

- А сейчас с одним из слов 1 столбика составьте предложение. У кого уже готово? ( идет  записывает на доске)

ПРОСТОЙ  КАРАНДАШ  ЛЕЖИТ  НА  ПАРТЕ.

- Выполните  синтаксический  разбор  этого  предложения.

(предложение простое, 1грамм. основа-карандаш лежит, повествовательное,  невосклицательное, распространенное -есть второстепенные члены……………………………..)

-Молоды! И вас приветствует 3дуга. (желтая)

- А теперь настало время игры. Для этого сядьте поудобнее,  выпрямите спинки и слушайте внимательно). Ответы на вопросы вы должны показывать движениями : или «да»-хлопаете,  или «нет»-топаете.

- Готовы?

3. Игра «Скажи да или нет». 
- Наша речь состоит из предложений? ( да)
- Предложения состоят из слов? (да)
- Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)
- Это числительные? (да)

-Числительные бывают большие и маленькие? (нет)

- Числительные бывают порядковые и количественные? (да)

 - Числительные бывают простые и составные? (да)
- Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)
- На вопрос, «который» отвечают количественные числительные? (нет)
- Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)
- Составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)
- Простые числительные состоят из одного слова? (да)

- Молодцы! И вот появляется дуга зеленого цвета.

   

4. Работа с текстом.      (сигнальный квадрат)

- Продолжим урок. У вас на парте лежит  оранжевая  карточка.  Возьмите её и давайте прочитаем по цепочке. При чтении подумайте о чем здесь говорится?

Наступала ночь. Термометр показывал  тридцать восемь  градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные  и желтые  лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через
семь  минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество  отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в  мрачную и непроглядную.

(после чтения учитель читает стихотворение, а дети хором дополняют)

Дальний север - северок,
Ветер гонит из-под ног
Мёрзлые снежинки
Жёсткие, как льдинки.

И при звёздах и луне
Небо плещется в огне
Цветоизлиянием -
(
Северным   сиянием)

- Что же такое северное сияние?  ( это разноцветное  цветоизлияние)

*Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками.

*Полярное (северное) сияние — свечение  верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.

* А по старинным финским легендам , это лиыс охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо превращаясь в северное сияние.

- Ребята, а мы прочитали текст или набор предложений?

-Почему вы так думаете? (предложения связаны по смыслу, у них общая  тема)


- Из этого текста надо выписать  числительные.

Работаем по вариантам.

( 2 ученика у доски)

1вариант  -  выписывает простые .  Простые числительные – это слова с одной  основой, Простые числительные состоят из одного слова.

2вариант  -выписывают  сложные  . Сложные   числительные состоят из 2  основ . 

- Кто выполнит это задание , повернет ко мне зеленый квадрат.

Если у кого возникнут вопросы  - желтый квадрат)


3)  Проверка выписанных числительных.

( обменялись тетрадями, взяли красный карандаш)

1вариант  -  (девятнадцать , пятнадцать, семь, десять, тридцать).

2вариант -  (пятьдесят, шестьдесят )

- Какое числительное  мы не написали?  ( тридцать восемь)

- Почему? ( оно составное)

-Обоснуйте ответ.  Как вы догадались  (из 2 слов состоит)

   Хорошо! За выполнение этого задания мы встречаем  голубую дугу радуги.

5. Гимнастика для глаз.

* Посмотрите на меня, поморгайте 5 раз, затем  закройте  глаза и подушечкой  указательного  пальца сделайте  им легкий  круговой массаж.

6.  Сообщение темы урока.

 -  Ребята, а что вы заметили  одинакового в написании  числительных?  (что во всех числительных есть «ь» знак)

-А где стоит «ь» знак?  ( в некоторых он написан в конце, в некоторых в середине)

-  Так кто же может сформулировать тему нашего урока?  

  Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».

-  Молодцы.

7. Объяснение нового материала:

1) Работа карточкой-таблицей.

http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Kolichestvennye-chislitelnye/0015-015-Mjagkij-znak-na-kontse-i-v-seredine-chislitelnykh.jpg

-Возьмите карточку голубого цвета.

- Давайте еще раз хором прочитаем тему нашего урока.

- Рассмотрите внимательно таблицу и скажите : Чем она может нам помочь?

( рассказать о правописании ь знака в числительных)

- Где пишется « ь» в числительных? (на  конце и в середине)

-Давайте посмотрим в каких числительных «ь» пишется на конце? ( читаем в таблице)

- Приведите примеры:

-  Зачитайте когда «ь» знак пишется в середине?  (читаем в таблице)

-Приведите примеры.

- О чем еще может нам рассказать эта таблица? ( когда «ь» знак не пишется)

- Так когда же он не пишется? ( в середин числительных  15,16,17, 18, 19)

- Ребята, а хотите я вам раскрою секрет, как проще запомнить это правило?

( А секрет таков: если на конце числительного есть «ь», то в середине его писать не надо, а если в конце нет «ь» знака, то он пишется в середине.  «ь» знак надо писать только один раз!)

8.Физкультминутка. ( коврики с пробками  по Базарову.)

Дети скачут:  раз, два, три

Приседают, молодцы!

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Подровнялись!  Сели.

9.Заочная экскурсия в лес.  (грамзапись пение птиц)

- А теперь давайте  пофантазируем!  Закройте глаза.

( Звучит запись с голосами птиц)
-Послушайте и скажите:  Где мы можем услышать это пение ? ( В лесу).
- Голос, какой  птицы мы  услышали? ( соловья.)
- А зимой  можно его  услышать? ( Нет)
- Почему? ( Он улетает  на юг)
- Как называют таких птиц? (Перелетными)
- А каких птиц мы можем увидеть  зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.)
- Как они называются? ( Зимующие)
- Как живется зимой  таким птицам ? (Тяжело)
- А чем мы можем им помочь ? (Кормушки сделать)
- Вот сегодня на уроке русского языка мы продолжим выполнение нашего проекта. « Помогите птицам»

- Я предлагаю вам прямо сейчас помочь птицам.. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене мы повесим кормушку  на участке.
(На столе учителя – кормушка, зерно в мешочке.)

10.   Проверка усвоения новых знаний.

- Для этого надо выполнить самостоятельную работу.

- У вас на партах есть карточки желтого и зеленого цвета.

Карточку желтого цвета могут выполнять все ребята, а зеленая карточка с заданием повышенной сложности.

- Посмотрите внимательно какую карточку вы выберете.

Если вы выбрали зеленую карточку, то поставьте кубик ко мне зеленой стороной.

Если вы выбрали   желтую карточку, то поставьте желтой стороной.

- Приступили к выполнению заданий.

                                                      Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят_надцать, девят_сот, пят_, шест_десят, сем_надцать, четыр_мя.

(Пятнадцать, девятьсот,пять,шестьдесят, семнадцать, четьмя.)

                                                        Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятьнадцать.

( Пятьдесят, четырьмя, восемь, восемнадцать, восемьсот, девятнадцать)

2.Проверка.

(вызываю по одному, если  ответ  правильный - кладут горсть в кормушку)

- Хорошо!  Вот и сыты будут наши птички.

- Что мы с вами наполняли семенами? (кормушка)

Запишите слово «Кормушка» и сделайте разбор слова по составу.

КОРМУШКА.

И вот за хорошую работу к вам спешит ( синяя дуга)

11 Итог урока. 
- Ребята!
-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
 
-С какой частью речи мы работали весь урок? (числительным)
- Повторите правило с  которым познакомились на уроке ?
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- А с какими заданиями бы вы встретились на следующем уроке?
- Ну вот и последняя дуга радуги.
( фиолетовая)

12. Выставление оценок.

- Молодцы! Дружно поработали на уроке.

13 Рефлексия урока.

- Посмотрите  появилась прекрасная радуга, которая радует нас нашими успехами. А под ней лесенка – чудесенка. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступенек. У вас на партах человечки - это каждый из вас. Вы должны поставить себя на одну из ступенек- рассуждая следующим образом:

1) Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.

http://festival.1september.ru/articles/611930/img1.jpg

2) Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.

3)Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете как действовать – третью.

(Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему)

- Спасибо Всем за урок!

И вот за хорошую работу к вам спешит … дуга

- Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1.Прочитаем текст и задание к нему.
Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.

1вариант 2вариант

простые составные

Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.
У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.
( По материалам книги Б.Ржевского « Мозаика живых загадок»)

- О чем этот текст? ( О строении глаз насекомых)
- Определите тип речи ( Описание )
- Определите стиль ( Научный )
Проверка.

- Хорошо! За выполнение этого задания показалась… Дуга, какого цвета?

3 – ий слайд ( оранжевая) Гимнастика для глаз. 1мин.

4.Объяснение нового материала:

- А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.

Ь на конце слова Ь в середине

Рожь письмо
Ночь тоньше
Степь дальше
Кость альбом
Семь просьба
ПЯТЬСОТ
СЕМЬСОТ
- Что это за орфограмма? Как называется? (Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)
- Отлично! А вот и еще одна дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?
4 – ый слайд (желтая)

- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.
- Где пишется ь знак?
- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
3.Сообщение темы:
- Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.

Ь знак на конце Ь знак в середине

От 5 до 20
и 30 От 50 до 80
От 500 до 900
- Прочитаем правило в учебнике.

4.Физкультминутка.
– Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.
Считалка.

VI. Физминутка

Цель: Снять мышечное и умственное напряжение

Дети скачут:  раз, два, три

Приседают, молодцы!

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Подровнялись!  Сели.


Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц
Кто до месяца дойдет
Тот скоро в лес попадет.

- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется ь знак?
Заочная экскурсия в лес.
- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируйте!
- Где мы могли бы сейчас очутиться?
( Звучит запись с голосами птиц)
- Где мы? ( В лесу).
- Голоса, каких птиц услышали? ( Соловей, иволга)
- А сейчас их можно услышать? ( Нет)
- Почему? (Они улетели на юг)
- Как называют таких птиц? (Перелетными)
- А каких птиц мы можем увидеть сейчас, зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.)
- Как они называются? ( Зимующие)
- Как им живется зимой? (Тяжело)
- Мы можем им помочь? ( Да. Кормушки сделать)
- Настоящие друзья природы. - Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит … дуга
5 – ый слайд (зеленая)
5.Закрепление:
- Ребята, я предлагаю вам прямо после урока помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене вы подкормите птиц на школьном участке.
На столе учителя – кормушка, зерно в мешочке.
а) карточка №2. Коллективная работа.
Соотнесите числа из первого столбика со словами из второго столбика, запишите словосочетания. Для выполнения задания пользуйтесь таблицей.

20 неделя
60 минута
80 секунда
16 месяц
30 сутки

- Хорошо! Голубой цвет радуги радует нас.
6 – ый слайд (голубая) Гимнастика для глаз.1 мин.

- Ой, а кто это в гости пришел? Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать. Поможем ему?
б) Карточка №3.
- Прочитайте шуточный рассказ. К какой части речи относятся выделенные слова? Вставьте пропущенные буквы.
Товарищи одноклассники! В этом мес.це наш шестой «А» класс добился огромных успехов. Мы зав.евали первое место в соревновании с шестым «Б»
классом за лучшую усп.ваемость и лучшее пов.дение. В этом мес.це нами получено сто пят.десят сем. двоек.
Это на две двойки меньше, чем в шестом « Б» классе. Количество окон, разбитых в этом мес.це составило девятнадцат. штук. Это на три окна меньше, чем в «Б» классе…В этом мес.це мы дернули девчонок за косички три тысячи сем.сот раз. Это на двести к.сичек больше, чем в прошлом мес.це, но зато на восем. к.сичек меньше, чем в «Б» классе.
И,наконец, в этом мес.це мы дрались тридцат. один раз. Правда, этот показатель у нас одинаков с шестым «Б», потому что дрались мы всегда только с ними.
- Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.

7 – ый слайд (синяя)
6.Тесты.
Уровень 1.
а) Дополнить данные определения.
Числительные, состоящие из ________________ называются составными.
Числительные, состоящие из ________________ называются простыми.
б) Написать примеры:
1) простого числительного: _____________________
2) составного числительного: ____________________

Уровень2.
Соотнеси формы числительных с примерами.
Простые Составные
43,20,13,236,4,90.
Уровень3.
Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.
5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.
7. Рефлексия.
- Ребята!
-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- с какой частью речи мы работали весь урок?
- что нового узнали на уроке?
- сколько цветов у радуги?
- ну вот и последняя дуга радуги.
7 – слайд ( фиолетовый)
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы все поняли и вам было легко ,улыбнитесь и выберите соответствующий цвет квадратика. Если вы не уверены, покажите задумчивое лицо и соответствующий цвет.

8. Итоги урока, оценки, д/з.

Тест

  1. Сколько основ в числительных: 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900?

  • Одна основа
  • Две основы
  • Три основы
  1. На какой согласный оканчивается первая основа числительных: 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900?

  • На твердый согласный
  • На мягкий согласный
  1. Все ли слова написаны правильно: девятьсот шестьдесят, шестсот восемьдесят, семьсот пятьдесят, восемсот семьдесят, пятсот пятдесят?

  • Да
  • Нет

http://festival.1september.ru/articles/618779/img1.jpg

Мягкий знак, Мягкий знак -

без него нельзя никак!

Без него не написать

тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо "Шесть" получим Шест,

Вместо "Есть" напишем Ест,

Станут Пенками "Пеньки"

Уголками - "Угольки",

"Банька" в Банку превратится.

Вот что может получиться,

если будем забывать

мягкий знак в словах писать.

http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Kolichestvennye-chislitelnye/0015-015-Mjagkij-znak-na-kontse-i-v-seredine-chislitelnykh.jpg В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 пишется мягкий знак в середине: пятьдесят, семьдесят, восемьсот.
Запомнить правило о мягком знаке помогает такой прием: если в конце числительного есть мягкий знак – в середине его писать не надо, а если в конце числительного нет мягкого знака – он пишется в середине. Писать мягкий знак в числительных нужно только один раз. 

Тренажер. Вставьте мягкий знак в числительные, где это необходимо.

Ответы. 

  1. За лето прочитал пятнадцать книг.
  2. В школе пятьсот учеников.
  3. Напечатано восемьсот экземпляров книг.
  4. В продаже есть семнадцать видов обоев.
  5. Объем бака – шестьдесят литров.
  6. Выполнено двадцать заданий.
  7. Вспахали девятнадцать гектаров земли.
  8. Заработано девятьсот рублей.
  9. Построено пятьдесят километров дороги.
  10. В здании восемнадцать этажей.

- Радуга, скажи, 
Какая сила 
Все твои цвета 
Соединила? 
- Это дружба, - 
Радуга в ответ.- 
Дружат краски в радуге, 
Ребята. 
Крепкой дружбой 
Радуга богата, 
Ясный излучающая свет

     

___Приложение 1_______________________________________________________________________________

Наступала ночь. Термометр показывал  тридцать восемь  градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные  и желтые  лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь  минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество  отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в  мрачную и непроглядную.

______________________________________________________________________________________________

Наступала ночь. Термометр показывал  тридцать восемь  градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные  и желтые  лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь  минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество  отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в  мрачную и непроглядную.

_________________________________________________________________________________________

Наступала ночь. Термометр показывал  тридцать восемь  градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные  и желтые  лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь  минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество  отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в  мрачную и непроглядную.

________________________________________________________________________________________________

Приложение 2


http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Kolichestvennye-chislitelnye/0015-015-Mjagkij-znak-na-kontse-i-v-seredine-chislitelnykh.jpg

http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Kolichestvennye-chislitelnye/0015-015-Mjagkij-znak-na-kontse-i-v-seredine-chislitelnykh.jpg

http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Kolichestvennye-chislitelnye/0015-015-Mjagkij-znak-na-kontse-i-v-seredine-chislitelnykh.jpg

http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Kolichestvennye-chislitelnye/0015-015-Mjagkij-znak-na-kontse-i-v-seredine-chislitelnykh.jpg

                                                 Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                          Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                                Карточка №1  

-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.

Пят.надцать,  девят.сот,  пят. , шест.десят, сем.надцать, четыр.мя.

                                              Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                         

                                              Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                                     Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                             

                                                 Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                              Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                           

                                                    Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                              Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                             

                                                        Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                              Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                             

                                                     Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                             

                                                   Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

                                         

                                                 Карточка №2  

-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.

Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.

7. Творческий диктант.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из старинной географической книги, написанной замечательным педагогом, географом и путешественником Сергеем Мечем. Это рассказ об ощущениях, испытанных при виде полярного сияния. Записывать этот текст вы будете от 3-го лица. Все числительные записываете только словами. Понятно? Начнем.

Наступала ночь. Термометр показывал 38 градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Холод мешал мне уснуть, и я стал рассматривать небо. Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх тысячи красных и желтых лучей. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через пятнадцать минут красный огонь залил все небо. Через десять-одиннадцать секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд пятнадцать, а затем распались на миллион отвесных полос. Через полчаса это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в  мрачную и непроглядную

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=371010083-57-72&n=21

5. Выборочный диктант.

Прослушайте предложения. Выпишите в одну колонку простые числительные, а в другую – составные.

  • Двести пятьдесят лет необходимо для образования нефти.
  • Сорок процентов территории Нидерландов жители этой страны отвоевали у моря с помощью дамб.
  • Гигантское дерево рассамала поднимается над землей на пятьдесят–шестьдесятметров и имеет крону диаметром двадцать–тридцать метров.
  • Если записать все то, что мы говорим на протяжении всей нашей жизни, то получится ровно тысяча томов по четыреста страниц в каждом.
  • В нашей Галактике, которая называется Млечный Путь, насчитывается сто миллиардовзвезд.
  • Жизнь на Земле зародилась три миллиарда восемьсот лет назад.
  • Двести двадцать пять миллионов лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры.

6. Самопроверка (сверяем с записью на доске, сделанной заранее).

Сорок,
пятьдесят,
шестьдесят,
двадцать,
тридцать,
тысяча,
четыреста.

    ТЕТРАДЬ

 ЦЕНА.   3   руб.

       РУЧКА

 ЦЕНА.   5   руб.

  КАРАНДАШ

 ЦЕНА.  2  руб.

       ПЕНАЛ

 ЦЕНА.  15 руб.

      ЛАСТИК

 ЦЕНА.  1   руб.

   АКВАРЕЛЬ

ЦЕНА.  20  руб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Упражнение в написании парных согласных на конце слова

Учитель: - Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня тема нашего урока: «Упражнение в написании слов с парной согласной на конце слова» (1 слайд)-Но урок у нас будет необычный, мы отправимс...

Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс

Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании географических названий"" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....