Урок русского языка в 1 классе по теме: "Правописание жи-ши."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

 Ивченко Людмила Валентиновна

Урок русского языка.

      А теперь проверь, дружок.

      Ты готов начать урок?

      Всё ль на месте?

      Всё ль в порядке?

      Ручки, книжки и тетрадки.

      Все ли правильно сидят?

      Все ль внимательно глядят?

      Все готовы слушать, думать и запоминать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

     

            Урок русского языка в 1 классе.      

ТЕМА:  Правописание жи-ши.

ЦЕЛЬ:   Формирование эмпатии как осознанного сопереживания и воздействие на осознании зависимости успеха от совместной учебной деятельности по применению правила написание слов с сочетаниями жи-ши.  

Предметные результаты: формирование умения написания слов с сочетаниями жи-ши.

Метапредметные результаты:  

ЛУУД: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

РУУД: формирование умения формулировать учебную задачу (целеполагание);

- осуществлять контроль по результату (контроль и самоконтроль).

КУУД: формирование умения договариваться и приходить к общему решению (мнению) в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (взаимодействие), (работа в паре).

ПУУД: формирование умения классифицировать по заданным критериям (логические),

- умение использовать знаково – символические средства, модели и схемы (знаково-символические),

- умение применять правило для решения учебной задачи (общеучебные).

ОБОРУДОВАНИЕ: картина «Волшебный лес», карточки, Буквоед, сочетания жи-ши.

                                          ХОД   УРОКА.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

      Урок русского языка.

      А теперь проверь, дружок.

      Ты готов начать урок?

      Всё ль на месте?

      Всё ль в порядке?

      Ручки, книжки и тетрадки.

      Все ли правильно сидят?

      Все ль внимательно глядят?

      Все готовы слушать, думать и запоминать?

2. МОТИВАЦИОННЫЙ НАСТРОЙ.

- Ребята, вы любите сказки?

-Сегодня на уроке предлагаю отправиться в сказочное путешествие.

Итак, готовы? (Светофоры)

                         

                                                  2                              

                            На одной лесной опушке

                           Жили-были две подружки.

                           Буква «Ша» и буква «Же»

                           Жили-были в шалаше.

                           Жили буквы не тужили

                           Меж собой они дружили.

                           Но однажды, посмотри,

                           Повстречали букву «И».

                            И сказала буква «Же»

                            Живи с нами в шалаше.

                           Только ты со мной дружи

                           Будем сочетаньем «ЖИ».

         

                          Чем же я не хороша?

                          Возмутилась буква «Ша».

                          Лучше ты со мной дружи,

                          Будем сочетаньем «ШИ».

- Ребята, догадайтесь, почему в сказке встретились два сочетания «ЖИ» и «ШИ»? (Это тема нашего урока).

- А как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке? (писать слова с сочетаниями «ЖИ», «ШИ»)

- А разве мы не знаем как пишутся такие слова? (Знаем, но иногда допускаем ошибки. Значит нам нужно ещё потренироваться, поупражняться в написании слов с сочетаниями «ЖИ», «ШИ». Этим мы и будем заниматься на нашем уроке)

 - Но вернёмся к сказке.

                               Стали ссориться подружки

                               Посреди лесной опушки.

                               Не заметили они

                               Как сбежала буква «И».

                              На весь лес они кричали,

                              И бедняжку напугали.

- Ребята, из-за чего поссорились буквы «Ша» и буква «Же»? (каждая хотела дружить с гласной буквой «И»)

- А какое правило мы можем вспомнить говоря о дружбе этих букв?

(сочетание «ЖИ», «ШИ» пиши с гласной буквой «И»).

- Вам интересно, что было дальше? Тогда слушайте.

                            «Же» сказала тут – Сестрица,

                            Нам ругаться не годится

                            Мы за буквой «И» пойдём

                            Мы с тобой её найдём.

                                                     

                                                  3

                            Будем вместе с ней дружить

                            Будем вместе дружно жить.

                            Только нам с тобой в дорогу

                            Нужно будет взять подмогу.

                           - Эй, ребята, выручайте

                            Вы, ребята, помогайте.

3. ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Ребята, вы согласны помогать буквам?

                             Вот и первое заданье

                             Выполнить чистописанье.

                             Если будете стараться

                             Сможете вы оказаться

                             В сказке, где давно уже

                            Ждут вас буквы «Ша» и «Же».

- Откройте тетради. Вспомним правила посадки при письме, соблюдаем правило каллиграфии и прописываем сочетания «ЖИ» и «ШИ». С какой буквой будем писать эти сочетания?

- Интересно, получилось у нас попасть в сказку? Сейчас узнаем. Закройте глаза. Раз, два, три. Открывайте глаза. (открывается доска с волшебным лесом). Мы попали в сказку, значит действительно мы хорошо справились и выполнили чистописание)

                               Чтобы в сказку отправляться

                               Нужно нам, друзья, размяться.

                               Мы разминку проведём

                               И немножко отдохнём.

4. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

 - Разминку проведёт буква «Же».

- А какой звук обозначает буква «Же»?

- А кто издаёт такой звук? (пчела)

- Представьте, что к нам залетела пчела. Следим  глазками за полётом пчелы. (верх, вниз, влево, вправо, села на доску, полетела и села на кончик нашего носа, отогнали пчёлку).

5.                              Но пора и в путь дорогу

                                 Отправляться на подмогу.

                                 Будем буквам помогать

                                 Их подружку отыскать.

                                 В том лесу есть злющий дед

                                 По прозванью Буквоед.

                                 Буквы все его бояться

                                 Нам нельзя ему попаться.

                                 Ну, а вот и Буквоед

                                 Что-то тащит на обед.

                                                     

                                                     4

                                  «Же» - сказала, посмотри,

                                  Это наша буква «И».

                                  Буквоед её схватил,

                                  За решётку посадил.

                                  Буква «Ша» как закричит,

                                  Как ногами застучит,

                                  - Ну-ка клетку открывай,

                                  Нашу букву отдавай.

                                  Вот ещё, ответил дед.

                                  По прозванью Буквоед.

                                  Не вернётся к вам она

                                  Самому мне «И» нужна.

                                  И по правде вам сказать,

                                  Теперь букву не достать.

                                  Ключик где-то потерялся

                                  А замок давно сломался.

                                  Правда может и открыться.

                                  Если очень  потрудиться.

                                  И пройти три испытанья,

                                  Выполнив мои заданья.

                                  Буква «Же» тут заявила.

                                  В крепкой дружбе наша сила.

                                  Мы пройдём все испытанья,

                                  Выполним твои заданья.

                                  И тем более в дорогу

                                  Взяли мы с тобой подмогу.

                                  - Эй, ребята, выручайте!

                                  - Эй, ребята, помогайте!

- Бедная гласная буква «И» в клетке томится. Вам её жалко? Как думаете, нужно ли спасти букву «И», выручить её из беды? Тогда за дело.

6.ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ:

                                   Нужно отгадать загадку,

                                   Да потом ещё к отгадке,

                                   Буквы выстроить подряд

                                   Звуковой составить ряд.

                                   - Не поедет без бензина.

                                   Ни автобус, ни (машина)

                                                     

                                                       5

- Составьте звуковую схему. (1 у доски, остальные на парте)-  Посмотрите на свою схему, на доске составленную схему. Проверьте друг у друга, помогите тому, кто не справился.

- У кого так? (светофоры).

- Составили звуковую схему, но это ребята ещё не всё. Буквоед в этом задании просит составить и записать это слово в составе предложения. Придумайте предложение со словом МАШИНА по схеме.

                                                       (У нас новая машина.)

- Запишем предложение. 1 у доски, остальные в тетради. (При написании слова МАШИНА, какое правило нужно вспомнить?

- Проверьте. У кого так? (светофоры).

- Мы выполнили с вами 1 задание.

- Что мы сейчас делали? (Составляли звуковую схему, составляли и записывали предложение по схеме)

- Какое правило встретилось? (сочетание ЖИ-ШИ).

                                            Ох, сказала буква Же

                                            Уморилась я уже

                                            Подустала детвора

                                            Отдохнуть бы нам пора.

7. ФИЗМИНУТКА.  (Двигательная).

8. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.

- А вот и второе задание. (Возьмите зелёный конверт. Посмотрите. Что там? (слоги). Положите слоги перед собой. Послушайте задание.

                                             Слоги нужно так расставить

                                             Чтоб из них слова составить

                                             Слова эти записать

                                             Будет слов тех ровно пять.

- Что нужно сделать? (из слогов составить слова. Ребята, только будете работать вместе, в паре. Помогайте друг другу, договаривайтесь, соглашайтесь, не ругайтесь.

- Какие слова получились? Назовите. (Шило, лужи, живот, уши, малыши – учитель вывешивает на доску слова).

- Кто смог составить все 5 слов? (светофоры)

- Что общего у всех этих слов? (ЖИ-ШИ)

- Уберите слоги в конверт, учитель закрывает слова.

- Прочитаем хором ещё раз эти слова.

- Буквоед  просит записать эти слова по памяти, как запомнили.

- Давайте проверим. Их должно быть ровно 5.

(учитель открывает слова, все ли слова записали? (светофоры)

- Если кто-то пропустил или не дописал какое то слово – допишите.

Какое правило встретилось?                                                      

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Если нашли ошибки помогите её исправить.

-Кто допустил ошибки? (светофоры)

                                                       6

Выполнили второе задание.

- Что мы делали? (Составляли слова по слогам, записывали слова по памяти)

9. ПАЛИЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

- Осталось последнее задание, но перед выполнением этого задания надо отдохнуть. Разминку проведёт буква Ша. Она приготовила загадку.

- Отгадайте загадку:

                                       В подполье, в каморке,

                                       Живут они в норке.

                                       Серые малыши,

                                       Кто же это? (мыши)

- Какие бывают мыши? (обыкновенные серые , полевые, летучие, мышки-малютки).

- Покажем, как скребутся мышки, бегают, летают, сложили крылышки).

10. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.

- И последнее третье задание. У вас на партах лежат карточки.

                                       Нужно карточки нам взять

                                       И слова в них прочитать.

                                       До конца весь ряд пройти,

                                       Слово лишнее найти.

                                       Остальные не забыть и на группы разделить.

( Камыши, шишки, ужи, моржи, чашка, шина, чижи)

- Какое лишнее слово? Почему?

1 вар. – записать слова столбиком с сочетаниями ЖИ

2 вар. – с ШИ

- Какие слова записали? (Светофоры)

- У кого другие слова?

- Проверьте, правильно ли написали?

- Какое правило  использовали? (ЖИ-ШИ).

1 вар. – разделить на слоги, поставить ударение.

2 вар. Подчеркнуть сочетание ЖИ-ШИ.

Проверка: прочитайте по слогам.

- Вот и закончили мы третье задание. Что мы делали? (находили лишнее слово, записывали слова по вариантам, делили на слоги, ставили ударение, подчёркивали сочетания ЖИ-ШИ)

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

- Вот и вы полнили все 3 задания.

                                        - Ну, а что же буква И?

                                         Мы спасти её смогли?

                                         Или обманул нас дед?

                                         По прозванью Буквоед.

                                         Подойдя поближе к клетке

                                         Дед сказал: «А ну-ка детки»

                                         Вместе, дружно. Раз, два, три

                                                    7

                                         На себя замок тяни.

                                         Как легко замок открылся

                                         Даже дед сам удивился.

                                         Вышла пленница из клетки

                                         Подбежали к ней соседки

                                         Буква Же и буква Ша

                                         Обнялись все не спеша.

                                         А потом, - сказала И

                                         Встав подружек впереди

                                         Ох, спасибо вам друзья

                                         Что не бросили меня.

                                         Что за мною вы пошли

                                         Из беды меня спасли.

                                         Не остались в стороне,

                                         И пришли на помощь мне.

                                         Можно умным быть и смелым,

                                         Сильным, ловким и умелым.

                                         Но важней – уметь дружить

                                         И отзывчивыми быть.

                                         Помни это и нигде

                                         Друга не бросай  в беде.

12. ИТОГ УРОКА.

- Давайте подведём итог нашего урока.

- Вспомним, какую учебную задачу ставили на сегодняшний урок? (учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ).

- Как думаете, удалось справиться с поставленной задачей?

- Что помогло справиться с поставленной задачей? (задания, которые приготовил Буквоед).

- Но не только это помогло справится с задачей, как думаете, что ещё? (взаимовыручка, умение работать в паре, помогать друг другу, поддерживали, помогали героям сказки, не остались равнодушными помогли освободить букву «И»)

                                          А ещё, сказал нам дед,

                                          По прозванью Буквоед

                                          За отличный результат

                                          Наградить хочу ребят.

                  (награждение с комментирование результатов урока).

                                          Вот и сказочки конец,

                                          Кто работал – молодец!

                                             

                                 

                                 

                                 

 

                     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...