Развитие речи на уроках
творческая работа учащихся по русскому языку (1 класс) на тему

Ощепкова Тамара Сергеевна

В статье описаны игры и упражнения для работы по развитию речи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию речи на уроках

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках риторики. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Развитие речи детей происходит на уроках естествознания, математики, музыки, рисования и т. д. Описывая какое-либо животное, его образ жизни, ученик должен употреблять такие слова, которые сделали бы его характеристику яркой, полной и точной. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову – своему и товарищей.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков.

Работа по развитию речи детей проводится с самых первых ступеней обучения. С первого класса на уроках обучения грамоте в работу над развитием устной речи детей включаю обязательно работу над звуковой её стороной. От уровня развития произносительно- слуховой культуры детей зависит их орфографическая грамотность.

Работу начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя для этого такие упражнения:

Артикуляция. Звуковая разминка:

Гласные: а, о, у, ы, и, э.

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о,

                        Аоуиэ, аиуоэ, аоуыиэ.

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с

Согласные и  гласные: же, че, ща, жра, жри и т. д..

А также и такие упражнения:

  1. Отчётливо произноси слоги.

(тихо – чуть громче – громко – потише – тихо)

ди-да-до-ду-ды

ти-та-то-ту-ты

  1. Отчётливо и быстро читай слоги.

Га-го-гы-гэ-гу

Гя-гё-гы-ги-ге-гю

  1. Доскажи слово.

Ра – ра – ра – начинается….

Ры – ры – ры – у мальчиков ….

Ру – ру – ру – продолжаем мы ….

Большая часть упражнений для детей носит игровой характер. Вот некоторые примеры игр-упражнений для отработки правильного произношения звуков.

Вне занятий работу над звуковой культурой речи можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, во время утреннего прихода детей в школу и перед уходом их домой.

Игра «Ветер».

Учитель предлагает детям послушать, как гудит лёгкий ветерок (произносит тихо звук в): ввв…) Затем все вместе произносят и слушают, как гудит сильный ветер (усиливают громкость произнесения – ввв…). После этого по указанию учителя дети изменяют громкость голоса, подражают попеременно гудению лёгкого ветерка и сильного ветра. Потом на одном выдохе показывают, как гудит лёгкий ветерок. При этом важно отрабатывать произношение на одном выдохе.

Игра «Угадай, кто это произносит?». (Звуки [ж] и  [з]).

Учитель излагает содержание игры:

  • Дети пошли гулять в лес. На полянке много цветов. Над ними летает и жужжит пчела (громко, длительно произносит звук ж. Идут дети дальше, видят: в кустах паук сплёл паутину. В паутину попала муха. Она хочет выбраться, из сил выбивается (учитель тихо и менее длительно произносит звук з). А теперь послушайте и угадайте, кто это произносит – пчела или муха (учитель произносит звук [ж] громко и длительно, а звук [з] тихо и недолго). Дети определяют и называют. Потом учитель делит их на две группы: одни изображают пчёл, другие муху, и соответственно этому произносят звуки [ж] и [з].

Выработке чёткой дикции, дыхания, ритма чтения служат чистоговорки, стихотворения, скороговорки.

Ча – ча – ча – горит в комнате свеча.

Оч – оч – оч – наступила ночь.

После завершения такого типа дети очень легко выполняют задание по завершению фразы самостоятельно.

Доскажи строку:

Ра – ра – ра – начинается…

Ры – ры – ры – у мальчиков …

Ру – ру – ру – продолжаем мы ..,

Продолжим примеры игр – скороговорок.

Игра «Барабанщик».

Учитель рассказывает и показывает.

Представьте себе, что вы играете на барабане. Ваши палочки (руки со свободными кистями) легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове. Не бейте сильно по барабану. Рука легко отскакивает, кисть руки свободная, ударные гласные летят свободно, весело. Будем маршировать, произнося текст, чётко выговаривая согласный звук [р]:                   

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой.

(И. Сельвинский.)

На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, потому что вполне согласна с утверждением, что слог – это ключ к чтению. Мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться, устраивать розыгрыши, шутить, превращаться.

Связующим звеном между работой над слогом и развитием речи учащихся служит игра. Вот примеры таких игр и игровых заданий.

  1. Придумайте слова, в которых слог му первый,  в середине, последний.
  2. Игра «Придумай слово». (Например, со слогом ка-.)
  3. Слоговой аукцион.

На карточке слог, с которым надо придумать слова. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.

  1. Игра «Слоговое лото».

В этой игре нужно составить слова с определёнными слогами. Слова можно ограничить темой.

  1. Игра – соревнование «Кто больше?» с опорой на слоговую таблицу.
  2. Игра «Угадай-ка».

Нужно вспомнить и назвать имя сказочного героя, которое начинается со слога (например, со слога Бу- , Зо- и т. д.)

Понимание значений слов и связанное с этим употребление слова во фразе довольно своеобразно у детей семилетнего возраста и имеет целый ряд особенностей, которые следует учитывать при обучении грамоте и работе над словом.

Лексический состав букваря даёт основу для работы по уточнению и обогащению словаря учащихся, является составной частью общей работы по развитию речи.

В словарной работе одним из решающих принципов является сознательность и активность учащихся. Только осмысленное, правильно понятое слово может войти в активный словарь ученика.

Эффективность словарной работы на уроках обучения грамоте возрастает, если упражнения со словом проводятся систематически, с самых первых уроков, и включают в себя не только слова букваря, но и другие.

Вот некоторые упражнения.

  1. Замена гласного или согласного звука в словах: сор – сыр, мыл – мил, ком – дом – сом  и т. д.
  2. Заполнение контура слова (вставка гласного):

В.л  (а, о, ы)

М.л (а, я, ы, и) и др.

  1. Добавить к слову звук или слог для получения нового слова: рот – крот, вол – волк, шина – машина, конь – коньки, и наоборот, изъять в слове слог или звук.
  2. Добавить слоги из одного столбика к слогам другого так, чтобы получилось слово:

гор

сан

ро

шап

сос

мо

ка

ки

на

за

роз

зы

зы

  1. Составление слов из разрозненных букв или слогов:

Л, о, н, с – слон

Р. о, к, т – крот

Сы, ве – весы

Су, по, да – посуда

  1. Цепочка слов. Ученик называет слово, а следующий называет слово на букву, которой закончилось предыдущее слово: мак, кол, луна, арбуз и т. д.
  2. Подбор слов, отвечающих на вопросы: какой? какое? какая? ( с показом предмета, картинки)

Зима – холодная, снежная, морозная, тёплая. Снег – пушистый, мягкий, белый, мокрый.

  1. Добавить к слову буквы, чтобы получилась другая форма этого же слова (единственное и множественное число): ус – усы, мост – мосты, дом – дома и т. д. Упражнения такого рода способствуют, с одной стороны, выработке техники чтения, с другой – расширению словарного запаса учащихся.

 В школьной практике используются различные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путём показа картинки, уточнение значения по толковому словарю; подбор синонимов и антонимов; словообразовательный анализ; этимологический анализ; включение нового слова в словосочетание или  предложение.

 Применяя различные виды и формы словарной работы, которые не только обогащают и активизируют словарь учащихся, но и способствуют развитию связной речи  и мышления ребёнка.

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами.

Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Вот некоторые из них:

К именам существительным, данным в парах слов, подобрать существительные, близкие по значению:

Сильная метель-…

Плохая погода-…

Полная тишина-…


Большое счастье-…

Сильный дождь-…

Буря на море-…

Распредели слова по группам так, чтобы в каждую группу были записаны только слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда,  шелест, вереница, шорох,  обходительный, цепочка, любезный, шуршание, граница, ряд, препятствие, здание, рубеж, тормоз, черта, линия, дом, помеха.

 Соедини  слова в пары:

Метель, рубеж, граница, вьюга.

Запиши слова в порядке уменьшения качества:

Маленький, небольшой, крохотный.

Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Пунцовый, кумачовый (флаг, мак)

Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными же, близкими по значению:

Бесстрашный лётчик-…

Пасмурная погода-…

Правильный ответ-…


Занимательный рассказ-…

Соседняя школа-…

Смышлённый мальчик-…

Образец. Чуткий человек – отзывчивый человек.

Выбери одно из близких по смыслу слов:

Настоящее счастье для народа в …

Я помог товарищу в этом трудном ….

Хорошо тому, кто любит свою …

.Слова: работа, дело, труд.

Подобрать синонимы к данным словам:

Лес густой, …., ..,

Снег мокрый ..., ..,

Ученик усердный …. …

Спешить …, ..,

Ласковый, ..., ..,

Праздник …,…,

Медведь …,….

Одним из средств активизации словаря учащихся являются наблюдения над лексической сочетаемостью синонимических слов, обладающих неодинаковой способностью сочетаться с другими словами. Эти наблюдения над тем, с какими словами можно употребить тот или другой синоним, а с какими нельзя, следует проводить в виде упражнений в образовании словосочетаний с синонимическими словами. Значение подобных упражнений заключается в том, что они позволяют перейти от пассивного знания слов к их активному употреблению. Например:

Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).

Густой, дремучий (лес, туман)

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

Обширный, безграничный (помещение, степь, сад).

Смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо).

Старый, пожилой (человек, учебник).

Образец. Коричневое платье, коричневый костюм, карие глаза.

Сравнить попарно ряды слов. Выделить глаголы-синонимы. Одинаково ли звучат глаголы в каждом из синонимических рядов.

1. Шёл, зашёл, ушёл, перешёл.

Шёл, брёл, шагал, тащился.

2. Сказал, пересказал, досказал.

Сказал, спросил, промолвил.

Выясняется, что в каждой паре рядов дан ряд однокоренных глаголов и ряд глаголов-синонимов.

Понимание слова зависит  от многих причин, и, прежде всего – от степени «нужности» этого слова ребёнку. У ребёнка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал даёт возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного.

Игра «Кто больше напишет слов?».

Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберёт синонимов, тот и выиграл.

Например:

Верный – преданный, постоянный, неизменный, надёжный, проверенный (в значении не подведёт), испытанный.

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, мягкосердечие.

Игра «Как назвать одним словом?».

Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание); всё положительное, хорошее, отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта); оскорбление, униженное достоинство (унижение); совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь).

Кто первым назовёт слово, тот получает жетон. После окончания игры подсчитывают жетоны. У кого больше, тот и победитель.

Игра.

Подбери к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово зима.

Работа, родник, холод, деятельный.

Упражнение выполняй так: 1) сначала запиши столбиком данные слова, 2) после каждого слова поставь по одной букве так, чтобы при чтении сверху вниз получилось слово зима.

Образец. Работа – з… .

Родник – и … .

Холод - м… .

Деятельный – а … .

После этого подбирай близкие по смыслу слова, которые начинаются с записанных букв, например, работа – занятие и т. д.

Аналогичное задание может быть дано со словами обрыв, пасмурный, забава, рубеж, самописка;  из начальных букв синонимов этих слов (круча, ненастный, игра, граница, авторучка) получается слово книга.

Программа по русскому языку предусматривает практическое знакомство не только с синонимами, но и со словами противоположного значения (антонимами).

Однако для того чтобы научить детей различать антонимы и правильно пользоваться ими в своей речи, нельзя  ограничиться только подыскиванием антонимов к словам, имеющимся в текстах упражнений учебника русского языка. Для этого необходимы и специальные упражнения, которые в зависимости от поставленной цели могут проводиться и на отдельных словах, и на словосочетаниях, и на предложениях, и на связных текстах.

Распределите данные слова по частям речи, записав их в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Спрашивать, победа, глубокий, сказка, светает, просторный, проснуться, утро, белый, говорить, друг, трудиться, верхний, молодость, дорогой.

К словам, записанным в столбиках, припишите слова, противоположные по смыслу, отбирая их из следующего списка:

Заснуть, дешёвый, молчать, быль, старость, отвечать, чёрный, враг, мелкий, темнеет, поражение, нижний, отдыхать, вечер, тесный.

Среди упражнений над антонимами, которые проводятся на отдельных словах, особого внимания заслуживают комбинированные упражнения, при выполнении которых учащиеся одновременно подбирают к данным словам и синонимы, и антонимы.

Например:

К данным словам подбери сначала близкие, а потом противоположные по смыслу слова:

Аккуратный, …

Храбрый,  …

Грустный, …

Темнота, …

Интересный, …

Быстрый, …

Образец. Аккуратный, опрятный – неряшливый. Расположить синонимы по принципу усиления действия:

Трусить, бояться, пугаться, страшиться; пламенеть, гореть, пылать; стучать, бить, колотить.

При изучении глагола необходимо познакомить учащихся с фразеологическими оборотами в практическом плане.

Русский язык богат фразеологизмами, им он в значительной степени обязан своей выразительностью, яркостью.

Из данных фразеологизмов подобрать синонимы к словам:

Дремать, обмануть, грустить, мечтать, главенствовать, заставлять.

  Слова для справок: повесить нос, витать в облаках, играть первую скрипку, брать за горло, натянуть нос, клевать носом.

Упражняя детей в самостоятельном подборе синонимов, нужно добиваться, чтобы учащиеся не случайно, а осмысленно выбирали из целого ряда синонимов именно такое слово, которое для данного высказывания будет самым подходящим. Поэтому при проведении таких упражнений очень важно обсуждать в классе, какое слово нужно употребить в том или другом случае как наиболее соответствующее выражаемой мысли.

Спиши, выписывая из скобок наиболее подходящие по смыслу слова:

Утром к дому прилетела …(стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело …(пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина …(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро …(сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они …(бегали, ходили, скакали, прыгали) и (ели, глотали, кушали, клевали) крошки. Вдруг незаметно …(пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она …(поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

Чтобы показать учащимся, что у одного того же слова в зависимости от того, в каком значении оно употреблено, могут быть разные антонимы, следует предлагать им такие задания.

В парах слов замени подчёркнутые слова, противоположными по смыслу:

Лёгкая задача -…        

Лёгкая ноша -…

Мягкий диван -…

Мягкий климат -…

Мелкий пруд -…


Слабый голос-

Слабые знания-

Старый охотник-

Старый дом-   до

Подумай, почему к одним и тем же словам вы приписали разные слова с противоположным смыслом.

Для выделения антонимов целесообразно предлагать и специально подобранные тексты. Особенно удобны в этом отношении пословицы и поговорки.

В данных ниже пословицах и поговорках подчеркни слова, противоположные по смыслу:

Сей в ненастье, а убирай в вёдро. Ученье свет, а неученье – тьма. Каково начало, таков и конец. Не узнавши горя, не узнаешь и радости. Добро помни, а зло забывай. Лето припасает, а зима поедает. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Маленькое дело лучше большого безделья. Одежда лучше новая, а друзья лучше старые. Мир строит, а война разрушает.

Вполне доступны младшим школьникам также упражнения в дописывании предложений, имеющих антонимический смысл. Примеры предложений для дописывания с одним пропущенным антонимом:

Солнце всходит и …. На каждую загадку есть …. Книга содержит вопросы и … . Настал вечер и шум сменился … . В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется … . В чаще леса сумрачно, а на опушке … . Растительность на Кавказе богатая, а на Крайнем Севере …. .

Примеры предложений, в которых недостаёт двух антонимов:

Лучше знать мало, но хорошо, чем …, да …. Узкие кривые улицы старой Москвы заменились теперь …и … Правый берег у  реки высокий и крутой, а левый … и … .Погода испортилась: ясные, тёплые  дни сменились на …и … .

Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. В школьной практике используются различные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путём показа картинки, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов, словообразовательный анализ; этимологический анализ; включение нового слова в словосочетание или предложение.

Поэтому на уроке я знакомлю их с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Систематическая словообразовательная работа на всех уроках позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса.

Использую упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно подбирать к указанному слову родственное.

Упражнения, данной группы направлены на формирование умения проводить,  элементарный словообразовательный анализ:

Волчонок-

Медвежонок-

Лисёнок-

Совёнок-

Определите значение слова. Подберите первичное слово. Сравните слова в паре по смыслу и составу.

Усвоить слово – это не только знать его значение и понимать его, но и сделать его своим, ввести в активный словарь. Активизация предполагает употребление слов в собственной речевой практике. Это составление высказываний, диалогов. Минимальная единица речевого общения – предложение. Работа над предложением, как и над словом, начинается с первого урока русского языка. Сначала практикуется устное составление предложений по картинке, по картинке и схеме предложения, по картинке и вопросу.

При развитии умений строить предложение велика роль вопросов, они дают основу для составления предложения. Вопросом направляется высказывание, его содержательная сторона. В работе над предложением на начальном этапе обучения преобладает образец и конструирование предложений – по аналогии с образцом. Работа над предложением проводится и далее, однако усиливается внимание к конструированию предложений, к творческим упражнениям с предложениями.

Назовём некоторые из них:

  1. Ответы на вопросы (только полные ответы);
  2. Постановка учащимися вопросов к предложению;
  3. Распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  4. Составление предложения на ту или иную тему (о школе, о лесе, о катке, о городе, о библиотеке и др.)
  5. Составление предложений по картинкам, по прочитанному тексту, по наблюдениям за природой или погодой;
  6. Составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения (золотая осень, первый снег, звонкие голоса, шумные ручьи, учимся в школе, собираем цветы, уехали далеко, дружно работали, весело играли, рисовали на асфальте и т. п.);
  7. Соединение двух-трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами:

 Дети пошли на прогулку. Они собирали листья. На прогулке дети собирали листья.

Был морозный день. Дети катались на санках. В морозный день дети катались на санках.

  1. Переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями: дети – ребята – они; глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени; глаголы 1-го лица глаголами 3-го лица).
  2. Восстановление деформированного предложения: даны слова в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой.

Конструктивные упражнения – восстановление предложений из разрозненных слов;

Распространение предложений по вопросам;

Дополнение предложений;

Составление предложений по данной схеме;

Творческие упражнения с предложением – составление по теме;

По теме и вопросу;

По теме и опорным словам;

По картинке

Овладение структурой предложения, логикой высказывания- всё это повышает уровень речевого развития школьников.

Методикой развития связной речи предусматривается последовательный переход от обучения менее сложным видам монологических высказываний к обучению более сложным  как по структуре, так и по содержанию.




Предварительный просмотр:

Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание своего рассказа, сказки, письма, сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок.

За год обучения в 1 классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, то есть опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развёртывающихся во времени, например: «Как мы играли в снежки», «Новогодняя ёлка». Первые работы по составлению связных текстов носили обучающий характер и составлялись коллективно.

Как мы играли в снежки.

Весь день шёл снег. Он был мягким, пушистым. После уроков мы играли в снежки. Их бросали друг в друга. Играть было весело.

Новогодняя ёлка.

Новый год – самый весёлый праздник. К нему все готовятся. На площади уже поставили ёлку. Её украсили разноцветными лампочками, игрушками, флажками. Ёлка стала нарядной.

В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступны для детей.

Развитие связной речи предполагает постепенное формирование у учащихся умения описывать знакомые предметы и явления, а также умения сопоставлять их.

Формирование умения описывать предметы способствует развитию у детей наблюдательности, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на их речевое развитие.

Первое занятие провела с беседы по картинкам.

  • Сегодня вы узнаете, что значит правильно сравнивать предметы. Попробуйте сравнить двух птиц.
  • - Какие птицы нарисованы на картинках?
  • Отличаются ли эти птицы друг от друга? Чем они отличаются? Кто из этих птиц крупнее? Как окрашены перья у гуся? А у утки?
  • Итак, гусь и утка отличаются друг от друга внешним видом, то есть величиной и окраской перьев. Можно сказать и по-другому: «Гусь крупнее утки, перья его окрашены в белый цвет, а утка меньше гуся, её перья многоцветные». Затем обращаю внимание на сходные признаки гуся и утки.
  • Чем же они похожи?
  • Гусь и утка похожи строением: у них длинная шея, продолговатое туловище, перепончатые лапки.
  • Ребята, мы с вами выяснили, чем по внешнему виду отличаются и чем похожи гусь и утка.

В процессе работы постепенно сложился план сравнения предметов, которым в дальнейшем пользуются дети:

План.

  1. Рассмотрите сравниваемые предметы.
  2. Назовите признаки, по которым можно сравнить эти предметы.
  3. Определите, чем похожи предметы.
  4. Определите, чем отличаются предметы.

Вот один из примеров сравнительного описания.

Лось и олень.

Лось и олень похожи друг на друга, но их всё же нетрудно отличить.

У лося рога тёмно-жёлтого цвета, а у оленя такого же цвета, как он сам. У лося рога густые, невысокие, с несколькими отросточками, а у оленя рога длинные, как высокие веточки. Лось большой, олень меньше.

Лося и оленя можно отличить по величине и форме рогов.

При прохождении темы: «Распространенные и нераспространённые предложения» были даны такие предложения: Дети пошли. Стояли берёзы. Шелестели листья. После этого я предлагаю детям придумать рассказ на тему «Прогулка в лес».

Прогулка в лес.

Дети пошли в ближайший берёзовый лес. В лесу стояли кудрявые стройные берёзы. Подул лёгкий ветерок. Зашелестели зелёные листья. В лесу прохладно.

Очень большое значение для развития мышления и речи учащихся имеют письменные работы. На уроках мы выполняем разнообразные самостоятельные письменные работы обучающего характера.

Очень ценной работой являются упражнения на согласование слов, обозначающих предметы и их качество.

Цель урока, на котором проводилась эта работа, - научить детей составлять связный рассказ из слов, обозначающих предмет и его качество.

На доске написаны слова в два столбика. В одном существительные, в другом прилагательные.

Весна

Небо

Ветерок

Снежок

Ручейки

Грачи

Вербочка


Тёплый

Нежный

Пушистая

Белоносые

Последний

Ясное

Синее

Быстрые

Весёлые

Я предложила ученикам прочитать слова в правом и левом столбиках и определить, что означают слова в правом столбике и что в левом.

Затем составлялся рассказ, который дети озаглавили «Весна». Устно воспроизвели рассказ.

Весна. Небо ясное, синее. Дует тёплый нежный ветерок. Тает последний снежок. Журчат быстрые весёлые ручейки. Прилетели белоносые грачи. Распустилась пушистая вербочка

.Сочинения разнообразны: на основе жизненного опыта учащихся, по картинкам, теме, опорным словам, началу или концу. Часто использую на уроках сочинение по опорным словам. Например, придумайте и запишите рассказ на тему «Зимний вечер», используя данные словосочетания слов: рано вечереет, холодный ветер, запорошил всё вокруг, узкая полоска света, в сторожке лесника, хлопотливая хозяйка, так хорошо.

И вот какой рассказ получился у детей:

Зимний вечер.

Наступила зима. Часто дует холодный ветер. Пушистый снег запорошил всё вокруг.

Хорошо кататься на лыжах по лесу. Снег хрустит под ногами. Он сверкает на солнце. Деревья надели белые шубы.

Но зимой рано вечереет. Мы увидели в темноте узкую полоску света. Это была избушка лесника. Хлопотливая хозяйка угостила нас горячим чаем. В сторожке лесника тепло и уютно. Нам было очень хорошо.

Или была дана тема «Осенняя картинка». Составить рассказ, используя такие сочетания слов: чудесные летние деньки, ненастная погода, окрестные поля, грустное солнце, первые заморозки, вестники зимы, грустное настроение.

Осенняя картинка.

Закончились чудесные летние деньки. Наступила осень. Небо стало серым и мрачным. Часто льют дожди. Окрестные поля опустели. Наступила ненастная погода. Лишь изредка выглянет грустное солнышко. Ночью появляются первые заморозки, а днём пролетают первые снежинки. Это первые вестники зимы. Настроение стало грустным.

Часто темами наших работ становятся явления природы. Само состояние природы является источником красоты, радости и эмоциональной отзывчивости. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребёнка становится возможным и желанным выразить своё личное переживание, свои ощущения, впечатления.

За грибами.

Наступила осень. Дни становились короче. Часто шёл дождь. Листья на деревьях желтели и опадали. Они застилали землю золотым ковром.

Как-то раз мы поехали в лес за грибами. Грибов было много.  У старого пня под жёлтыми листочками я нашла гриб на толстой ножке с красной шляпкой. Рядом притаились ещё два с такими же шляпками. Это была семейка красноголовиков. Вдали красовался на тонкой длинной ножке в белую крапинку шляпке гриб мухомор. На поляне  мы нашли рыжики. Их было очень много. Мы набрали грибы не только в корзины, но и в пакеты. Счастливые удачной находкой мы поехали домой. (Таня Г)

Грибы в лесу.

Наступили осенние дни. Опадали разноцветные листочки. Погода была тёплая. В один из таких прекрасных дней мы пошли собирать грибы.

У старого пня мы увидели муравейник. Рядом с ним росла берёзка, а под ней я увидел два красноголовика.  Под жёлтыми листочками спрятались грибочки. Они были на тоненьких длинных ножках. Эти разноцветные головки оказались сыроежками. Под берёзой росли на крепких толстеньких ножках с красными шляпками красноголовики. А неподалёку выглядывали мухоморы в белую крапинку.

Много было грибов. Мы собрали полную корзину и отправились домой. Мы были рады, что природа дала нам столько грибов. (Алёша К.)

Прогулка в лесу.

Я очень люблю лето. Ведь летом тепло. Мне нравится летний лес.

Однажды я с друзьями поехал в лес. Как хорошо ехать на велосипеде по просёлочной дороге. Мы свернули на тропу протоптанную грибниками. В лесу летали бабочки, жужжали шмели. В траве около тропки стрекотали кузнечики. Деревья возвышались высокой живой стеной. Были слышны голоса птиц.  Шумели зелёные листья, неподалёку журчала река. Вот простучал дятел. Мы оказались на лугу. Здесь было множество красок. Зелёная трава, синие васильки, белые ромашки ещё много других цветов, которых я не знал. Летний лес самый чудесный! (Андрей К).

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас.

Зима.

Из всех времён года мне нравится именно зима.

Зимой часто идёт снег и ложится пушистыми хлопьями на большой город. Благодаря снегу деревья стали красивыми белыми и пушистыми. Возле домов и деревьев растут большие белые сугробы. Они весело переливаются на солнце. Небо серое туманное, иногда вечером виден красный закат.

Зимой очень хорошо играть на улице в разные игры. Кататься с горки, играть в снежки, в тёплый день можно лепить снеговиков. (Настя М).

Зима

Зима. С неба сыплется мягкий снежок и ложится плавно на голые ветки деревьев. Они оделись в белые шубы, им очень тепло. Гуляешь по лесу и видишь: ели похожи на зелёные горы с белыми снежными макушками. Очень приятно вдыхать свежий морозный воздух. Невозможно не заметить красивые узоры на снежинках.

А ещё зимой можно играть в снежки. Все катаются на санках, лыжах, коньках. А какое удовольствие катиться с большой ледяной горы! Зимой очень хорошо. (Андрей К.)

Зима.

После долгой осени наступила долгожданная зима. Она пришла с морозами с серебристым снежком. В это время года снег валит большими пушистыми хлопьями. Зимой происходят большие изменения: очень рано темнеет, дни короче, выпадает первый снег.

А как хорошо зимой в лесу! Голые деревья осыпаны снежком, который переливается всеми цветами радуги. Особенно хороши ёлочки в зимнем лесу. Все тропинки замела метель.

Зимой я люблю кататься на коньках. Тоненький лёд скрипит под лезвием коньков. А ещё люблю кататься на коньках. Бежишь по лыжне,  и снежок хрустит под лыжами. А как приятно кататься на санках. Летишь с горы, и в ушах свистит ветерок.

Если зима кончается, то не стоит огорчаться. На следующий год придёт зима снова. (Саша С).

Зима.

Наступила долгожданная зима. Зимой очень красиво. С неба плавно падают пушистые снежинки. Они опускаются на голые ветки деревьев, на землю, крыши домов. Из-за снега крыши домов похожи на пушистые перины. А город превращается в сказочное королевство. Мороз рисует на окнах кружевные узоры. А вечером на небо выплывает красный закат. Это всё так красиво!

Зимой я люблю кататься на лыжах, играть в снежки, лепить с друзьями снеговика. А в выходные дни я с семьёй люблю гулять по зимнему лесу и любоваться природой. Зима красивое время года! (Яна З).

Каждый по-своему видит зиму. Поэтому наши сочинения тоже разные, каждый пишет то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь её, развивает любознательность и наблюдательность, воспитывает добрые чувства. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Дети учатся излагать свои мысли письменно.

Дети любят сказки. Многие дети не только любят их читать, но и сочинять. Читая их сочинения, убеждаешься, что сказка поистине не увядающий жанр. Приведу примеры.

Слонёнок и одуванчик.

Жил-был Слонёнок. Однажды он шёл и думал, что все заняты делом. Белка грибы сушит на зиму, пчёлы мёд собирают, а у меня нет никакого дела. Вдруг Слонёнок увидел Одуванчика. Тот был грустный, потому что ветер не помогал ему разнести его семена – пушинки. Слонёнок решил помочь Одуванчику, и подул вместо ветерка. Так Слонёнок помог Одуванчику, и нашёл для себя полезное дело. (Оля Т).

Путешествие семьи Дождей.

Жила – была в одной стране семья Дождей. Семья состояла из деток дождят и родителей Дождей. Они жили дружно и счастливо. Почти каждый день они веселились на улице, роняя свои капли дождя на прохожих. Людям не нравилось баловство тучек дождя, и они закрывались зонтами.

И вот однажды налетел ураган и разметал всю дружную семью по всему небу. Бедные Дождинки не знали что делать, но вскоре они опомнились и стали искать друг друга. Долго они искали друг друга много лет, и,  наконец встретились. Так они вновь зажили дружно и счастливо. (Саша С).

Зима и весна.

Жила-была Зима. Зима свои дела зимою выполняла. Укутала она деревья в белые шубы с шапками. Ели с берёзами стояли пушистые, пушистые. Зимушка превратила все крыши домов в белые пуховые перины. Сковала Зима все реки. И город получился как сказочное королевство. Но тут Зима состарилась, и не могла больше выполнять свои дела,

В один прекрасный день приехала на золотой колеснице молодая красавица Весна. Она не стала спорить с Зимой. Весна разбудила зимний город. Стало ярче светить солнце, побежали ручьи, оттаяли реки. Деревья поменяли зимний наряд, у них стали расцветать зелёные листья. На полянах зацвели душистые цветы. Вокруг стало всё зелёное.

Весна жила долго и счастливо. (Яна З)

А Настя и Таня сочинили стихи:

Зима и Весна.

Жила Зима, жила и не тужила

Была она сурова и холодна,

Не покладая рук, трудилась.

Сковывала лёд,

всю землю снегом заметала

Деревьям шубочки дарила.

Но вдруг состарилась она.

На смену ей пришла Весна-красна.

Освободила лес от тяжких шуб.

Реки она расковала

И снова вода в них зажурчала.

Что было в силах у весны,

Всё сделала она. (Настя М).

Зима и Весна.

Жила-была прекрасная Зима

Красивая была она.

Деревьям шубы шила,

Дарила лунный свет,

Домой потом спешила,

Чтобы дома отдохнуть.

Но скоро состарилась Зима,

Седая стала вдруг.

На замену ей пришла Весна.

Зима сердитая была

И место не уступала ей,

И началась война.

Весна не хотела воевать

И уступила место ей.

Зима обрадовалась,

Но дома поняла,

Что слишком уж стара.

И уступила место красавице Весне.

Весна добрая была

И договорилась с ней,

Чтобы они по очереди

Царили на земле.

С тех пор был мир

На всей земле. (Таня Г).

Волшебные тетрадки.

В одном заснеженном городе стояла школа. В этой школе училась девочка Даша. Даша училась хорошо, но она была такая неаккуратная. В портфеле был такой беспорядок, тетради и учебники лежали вперемежку с хлебными крошками и фантиками от конфет. И собрались тогда тетради и учебники на совет. «Посмотрите на нас, - говорили тетради учебникам, «У нас на обложках жирные пятна, а внутри одна мазня». Учебники плакали и жаловались тетрадям: «Посмотрите, у нас загнуты все странички и исписаны ручкой почти все листочки». И учебники с тетрадками решили проучить Дашу, чтобы она не написала в тетради, всё  будет неправильно. Когда она пришла в школу, открыла тетради и начала в них писать всё,  что она писала, становилось неправильным. Учительница подходила и делала замечания, но, сколько она не исправляла - результат был прежним. И в тетрадях у неё появлялись двойки и тройки. Даша пришла домой и начала горько плакать. Тогда её ручка сжалилась и сказала ей: «Наведи порядок в своём портфеле и попроси прощение у своих тетрадей и учебниках». Она навела порядок в своём портфеле, и учебники и тетради простили её. С тех пор у Даши в портфеле всегда порядок. (Настя М).

Надо отметить, что в сочинениях детей есть что-то своё, индивидуальное, свои мысли, наблюдения, живые меткие слова. Вот как они описали своё любимое время года.

Лето – это каникулы, тепло, солнце! Летом можно купаться, кататься на велосипеде, самокате. Ещё летом можно съездить в гости к бабушке. Там можно сходить в лес за ягодами.

А самое главное летом у меня день рождения. (Кристина Иванова).

Моё любимое время года –  лето. В это время года тепло. Летом много цветов, зелени, летают бабочки. Можно позагорать, купаться. А ещё мне нравятся летние дожди, грозы. После них появляется цветная радуга и пахнет мокрой травой. (Ира Ш.

Летом ярче светит солнце, стоят тёплые дни, громче поют птицы. Мне нравится гулять по лесу в жаркие дни и собирать грибы. Летом можно съездить в деревню к бабушке. А там есть речка. Я люблю  в ней купаться и ловить рыбу. (Влад М).

Моё любимое время года лето. Ярко светит солнце, деревья покрыты зелёной листвой, цветут цветы, созревают фрукты и ягоды. В лесу и в скверах заливаются соловьи и щебечут другие птицы.

Летом у нас, детей, долгожданные каникулы, когда мы можем в тёплую погоду купаться, гулять допоздна во дворах, в садах собирать ягоды и фрукты. Хорошо съездить с родителями на пруд или речку и рыбачить. Я очень жду наступления лета. (Катя Радостева).

Я больше всего люблю зиму. Зимой можно кататься на лыжах, на коньках и играть в снежки. Кругом белый снег. На оконных стёклах ледяные замёрзшие узоры окрашиваются в розовый нежный цвет утренней зари. Когда выглянет солнышко, в его лучах засеребрится белый, белый снег. А как красив зимний лес! В нём всё как будто заколдовано после осени. Что может быть прекраснее такой картины в морозный зимний денёк! (Марина С).

Дети склонны к фантазии, мыслят образами, наблюдательны, точно реагируют на различные явления, происходящие в природе, способны по-своему оценить и нарисовать любую картину.

В своих сочинениях они пытались выразить своё отношение к  своему любимому времени года.

Использую и такой вид, как написание сочинений – миниатюр. Вот некоторые из них:

Утро.

Прозрачная дымка окутывает сонный посёлок. Встаёт солнышко. Громко чирикают воробьи и синицы. Лёгкий ветерок колышет занавеску на окне. Пахнет свежестью. Начинают просыпаться люди. (Настя М).

Летний дождь.

Идёт дождь. Его маленькие капли резко бьются о стекло и крыши домов. Капля медленно ползёт по стеклу вниз. Со стока крыши бежит струя и ударяется о землю. Говорят, если стоять под дождём – вырастешь. Дождь – это небесный душ. (Андрей К).

Первый дождь прошёл в начале лета. Он был небольшой тёплый. Его дождинки нежно касались земли и растекались в лужи. Дождик шёл около двух часов. Но за эти два часа ему удалось залить всю землю. (Карпешко Валя).

Семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. В семье закладывается любовь и дружба. Здесь дети находят своих первых надёжных друзей. Часто им становится мама. Но не только мама может быть настоящим другом. Им может быть и папа, дедушка, бабушка. Вот что написала о своей бабушке одна ученица.

Золотые руки моей бабушки.

Я хочу рассказать о своей любимой бабушке. Её зовут Елизавета Ивановна. Ей шестьдесят шесть лет, но выглядит она гораздо моложе. Глаза у неё карие, а руки золотые. Она красиво вяжет и шьёт. Бабушка шьёт платья и костюмы. Моя бабушка любит мастерить куклы и игрушки. Она очень вкусно готовит и печёт пироги. Самая трудолюбивая моя бабушка. Я очень люблю и уважаю свою бабушку.

Выслушивая детские высказывания, неоднократно напоминала, чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться правильного построения предложений, грамотного их написания, красочности описания.

После проведения недели русского языка, создали коллаж «Для меня русский язык…». С этой фразы начинаются высказывания детей.

Язык – это средство человеческого  общения. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Русский язык очень могуч и силён. Он для меня очень много значит. Без него я не смогла бы читать, писать, получать знания. Русский язык один из мировых языков. (Марина С).

 Для меня русский язык – родной язык, богатый, могучий. С его помощью я общаюсь с папой, мамой, друзьями. Я могу написать письмо бабушке. Русский язык – мой язык. (Андрей К)

Русский язык очень богат и красив. Мне очень приятно, что именно он является моим родным языком.

Для меня русский язык – это в первую очередь средство общения. С его помощью я общаюсь со всеми окружающими меня людьми.

Изучая русский язык, я начала читать, писать. А умея читать, я узнаю много интересного из книг, газет, журналов.

Но чтобы уметь правильно писать, читать и говорить – нужно хорошо знать русский язык, знать правила.

Как хорошо, что все мои друзья тоже разговаривают на русском языке. (Саша С).

Человек, который родился в России, должен знать свой родной язык. Он для него самое большое богатство.

Я знаю буквы, из букв могу складывать слоги, слова и читать предложения. Умея читать, я могу узнать из книг очень много интересного. Вот что для меня русский язык. (Яна З).

Кропотливый мой труд по развитию речи с младшими школьниками не прошёл даром.

Как отметила учитель  литературы, у моих пятиклассников хорошо поставлена речь, пишут замечательные сочинения, принимают активное участие в  лекторских группах, конкурсах чтецов , литературных КВН-ах, праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство + развитие речи. Комбинированный урок. 2 класс. "Синяя птица Гжели"

Урок проводится после проведения урока изобразительного искусства "декоративное рисование, знакомство с техникой гжели". Ученики работают по группам, сказка про синюю птицу может быть устной или запис...

Развитие речи на уроках кубановедения

В современных условиях Российского образования один из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. Приоритетом современного начального общего образования становится гума...

Интегрированный урок по математике и развитию речи. Тема урока: Все действия в пределах 100. Насекомые: муравей, божья коровка, стрекоза.

Цель: развитие умений счета в пределах 100; расширение знаний о насекомых.Задачи:-развивать умение решать задачи в 2 действия, устные приемы вычислений, сформировать у детей общее представление о насе...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки. Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

Урок чтения и развития речи  по теме «Весенние воды»  Ф. И. Тютчева,  разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок  не только знакомит учащихся с фактами биографии и лир...

«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...

Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"

Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка        Цель программы – формирование коммуникативных и речевы...