Основные требования к уроку русского языка.
статья по русскому языку на тему

Биткова Елена Владимировна

Доклад на секции РМО исекции ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osn_treb_k_ur_r_yaz.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Медвенская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Тульской области

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовил: учитель начальных классов

 Биткова Елена Владимировна      

Ленинский район, январь 2013г.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА (сл.1)

        Остановимся на анализе урока русского языка с точки зрения методиста (сл. 2).

        Основное требование  - реализация программы, взаимосвязь в обучении языка и речи, коммуникативно-речевой направленности содержания учебного материала, личностно-ориентированного обучения родному языку. Важно, что единицей обучения в современной школе является не материал отдельно взятого урока, а тема (раздел), т.е. тема и цель урока определяются его местом в системе уроков по данному разделу. Таким образом, при анализе урока методисту нужны программа по русскому языку, календарное планирование и конспект урока учителя.

        Следующий этап -  анализ триединой цели урока: обучающей, развивающей, воспитательной (сл. 3).

Обучающая цель урока должна быть поставлена так, чтобы из неё однозначно вытекало, какими учебными компетенциями должны овладеть ученики на уроке: языковыми и речевыми понятиями, умениями и навыками, формируемыми на данном уроке.

Развивающая цель должна быть направлена на развитие

  • мышления (умения сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, действовать по аналогии),
  • речи (обогащение словарного запаса, овладение художественными образами, коммуникативными особенностями речи),
  • сенсорной сферы (различение цветов, форм, звуков),
  • двигательной сферы (умение управлять своими двигательными действиями).

Воспитательная цель предполагает учёт языковых понятий, специфики социального окружения ребёнка, его возраста  (пробуждать чувства, воспитывать ответственность и т.д.). Для воспитания личности большое значение имеет характер деятельности учащихся на уроке: общий труд, желание и умение помочь товарищу, желание достичь цели, радость коллективного труда, что и будет конкретной воспитательной целью.

        От того, насколько правильно определена учителем триединая цель урока, настолько будет продуманным отбор учебного материала, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

        (сл. 4) Поскольку большинство уроков русского языка являются уроками усвоения нового материала, рассмотрим те его этапы, в организации которых чаще встречаются методические ошибки:

  1. Проверка домашнего задания (сл.5). Методическая литература предлагает такие способы проверки домашнего задания:
  • выборочная проверка;
  • взаимопроверка;
  • самопроверка;
  • анализ домашнего задания (ученик рассказывает о последовательности выполнения домашнего задания);
  • проверка с помощью диктанта;
  • игра;
  • тестовые задания.

        Важно учитывать, с какой целью проводится проверка домашнего задания:

  • для закрепления знаний и умений;
  • для обобщения и актуализации знаний и умений с целью лучшего восприятия нового материала.

В зависимости от целей проверки определяется, на каком этапе будет проверяться домашнее задание. Эффективно использование текста домашнего задания для нахождения в нём того языкового явления, которое изучается на сегодняшнем уроке. Это экономит время на списывании и позволяет увеличить количество заданий, направленных на выработку языковых и речевых компетенций.

        2. Сообщение учащимся темы и цели урока (сл. 6). Тема и цель должны быть чётко сформулированы, т.к. они являются стержнем, на который «нанизывается» система упражнений, способствующая осознанию языкового явления. Цель урока можно сообщить в виде:

  • запись на доске;
  • проблемное или познавательное задание на отдельном стенде;
  • привлечение учащихся к определению цели урока, обеспечение личной заинтересованности в её достижении.

        3. Актуализация опорных знаний для осмысления нового языкового явления. Например, перед тем, как объяснять, что такое суффикс, надо вспомнить, какие части слова называются корнем и окончанием, т.к. суффикс находится между этими частями слова. Повторение же материала, органически не связанного с изучаемым, затягивает время и, как правило, объяснение новой темы начинается где-то после 20-й минуты, когда активность учащихся падает. Поэтому планировать урок надо так, чтобы работа с новым материалом начиналось не позже 10-й минуты.

        4. Ознакомление с новым материалом зависит от специфики языкового явления, упражнений учебника, наличия дидактических пособий, наглядности. Сущность обучения на этом этапе состоит не в изложении материала учителем, а в изучении его учащимися под руководством учителя с использованием современных продуктивных методов и приёмов. Желаемый результат будет достигнут лишь тогда, когда избранный метод соответствует цели урока.

        Важным моментом на этом этапе урока является запоминание терминов и ознакомление с правилом (сл.7).

        Запоминание термина предполагает такую последовательность:

  • запись его на доске (планшетке);
  • чёткое произношение учителем, всеми и отдельными учениками,
  • сравнение произношения и написания.

        Надо избегать формального заучивания правила. Для этого можно предложить учащимся

  • поставить вопрос к каждому предложению правила;
  • рассказать правило товарищу;
  • назвать опорные слова правила;
  • поставить друг другу вопросы по содержанию правила (в паре);
  • привести свой вариант формулировки правила;
  • составить опорную схему к правилу.

        Содержание материала только тогда стимулирует умственное развитие школьника, когда ученик вооружён умениями для выполнения конкретного задания, т.е. алгоритмом мышления.

5. Система упражнений на этапе поточного закрепления имеет целью создание условий, при которых учебная деятельность способствует превращению ученика в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии (сл.8).

        Ученик под руководством учителя ведёт самостоятельный поиск, выявляет способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных заданий, обосновывает свои действия.

Условия отбора упражнений на этапе закрепления

  • должны способствовать всестороннему рассмотрению языкового явления. Например, знакомя учащихся с понятием предложение, систему упражнений надо направить на раскрытие таких признаков:

Предложение – выражает законченную мысль – имеет соответствующую интонацию – мысль может быть выражена одним или многими словами – в конце предложения ставится точка (вопросительный или восклицательный знаки);

  • должны содержать не только слова, но и словосочетания, предложения, текст. Вследствие несоблюдения этого требования при изучении орфографического материала как будто сформированный навык на отдельных словах не срабатывает при написании учащимися диктантов, сочинений;
  • должны быть разными по форме выполнения: устные и письменные, индивидуальные и коллективные, языковые и речевые (диалог и монолог). Важно преобладание групповых форм (парные и групповые занятия, деловые и ролевые игры, создание и решение речевых ситуаций, близких к естественным);
  • должны способствовать обогащению и активизации словарного запаса учащихся, воспитывать лексическую зоркость, побуждать к образному и эмоциональному выражению мысли;
  • должны быть дифференцированы с учётом разного уровня подготовки учащихся (особое внимание -  слабым ученикам при выполнении творческих заданий);
  • должна быть чётко сформулирована цель каждого упражнения и сделаны выводы после выполнения (по необходимости – с помощью учителя);
  • использование по возможности графической наглядности для подведения итогов урока.

6. Оценивание учебных достижений. Практически на уроке учителем оцениваются устные ответы. Необходимо, чтобы на уроках языка и речи ученики сами доброжелательно рецензировали изложения, сочинения, диалоги одноклассников. Замечания должны касаться содержания, языкового оформления высказывания, произносительной и интонационной стороны речи выступающего. В процессе такого обсуждения школьники усваивают основные требования к тексту (диалогу), учатся свободно держаться перед классом, слушать, выступать.

        На уроке нет мелочей. Продуманный в деталях учебный процесс должен быть направлен на реализацию поставленных целей урока, на получение высокого результата при минимальных затратах силы и времени. Урок должен поднять ученика на высшую ступень его умственного, языкового, речевого развития, способствовать привитию интереса к учёбе, языку, формировать умение работать творчески.

ЛИТЕРАТУРА (сл.9)

1. Е.И. Лобчук. Урок русского языка: взгляд методиста. //Начальная школа, №9, 2010.

2. И.Л. Тимофеева. Современный урок русского языка в начальной школе. WWW. n-shkola.ru, 2011.

3. В. Ф. Бондарюк. Современный урок русского языка в начальной школе. WWW. n-shkola.ru, 2008. (сл.10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные требования к уроку..

Методические рекомендации «Требования к уроку физической культуры»           Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям: Иметь опреде...

Основные требования к урокам развивающего контроля

Материал помогает провести современный урок контроля знаний...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

"Трансформация урока" . Основные требования к урокам

quot;Трансформация урока" . Основные требования к урокам...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...