Основные требования к урокам развивающего контроля
учебно-методический материал на тему
Материал помогает провести современный урок контроля знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные требования к урокам развивающего контроля
Головачёва Н.П.,
учитель начальных классов,
замдиректора по УВР
МБОУ «СОШ № 15» г. Бийска
1урок
Проведение контрольной работы
Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности. Поэтому для реализации этой цели требуется:
1) определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
2) актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);
3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);
4) установить форму и процедуру контроля;
5) предъявить критерий выставления оценки.
Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:
1) организовать повторение контролируемых способов действий (норм);
2) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;
3) организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» -•могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
3) организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;
4) организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
5) предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
2 урок
Анализ контрольной работы
Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.
Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
1) организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;
2) воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
3) проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок < оценкой учителя.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
1) уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;
3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.
Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений, является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средства их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
2) выбрали способ и средства коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:
1) самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
2) в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
3) далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
4) решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:
1) обсуждение типовых ошибок;
2) проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
1) выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
2) провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.
3) зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного *подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
1) выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными, и между собой;
2) выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
1) проговаривают механизм деятельности по контролю;
2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
3) называют способы действий, вызвавшие затруднение;
4) фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
5) оценивают полученные результаты собственной деятельности;
6) при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
7) намечают цели последующей деятельности.
Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например, административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развивающего контроля по русскому языку в 1 классе (программа Л.В.Занкова)
Урок составлен в соответствии с новым ФГОС. Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме: « Звуки и буквы» Цель:· учить анализировать ...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-494741-1433779468.jpg)
Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля
Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483274-1411056386.jpg)
Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)
Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки". Создаются условия для формирования активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483274-1411056386.jpg)
Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)
На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, л...
Урок развивающего контроля на уроках математики.
Материал содержит алгоритм работы проведения уроков развивающего контроля с 1 по 4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-899535-1488210637.jpg)
"Трансформация урока" . Основные требования к урокам
quot;Трансформация урока" . Основные требования к урокам...