Тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", ФГОС.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Листопадова Галина Вячеславовна

Тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н. Куликова г.Семикаракорска»

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «СОШ№1

г. Семикаракорска»

Приказ от__________№_____

Подпись руководителя_______________

Ф.И.О.     Ганеев И.И.

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  русскому языку

Уровень общего образования  3 «Б»

Количество часов   170  часов

Учитель: Листопадова Галина Вячеславовна

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык»составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). по курсу «Русский язык»с учетом авторской  программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык». Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.:Баласс, 2011. – 416 с.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
  2. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011
  3. Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под науч. ред. Е.В.Бунеевой. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010
  5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. – М.: Баласс, 2011

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального  общего образования.

Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира. Задачи изучения  курса русского языка на ступени начального общего образования:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как к части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать на родном языке.

Данная программа составлена для реализации курса «Русский язык», который является частью единого непрерывного курса обучения и разработан в логике изучения русского языка в основной школе.

Ключевая идея  курса заключается в заложении основы формирования функционально грамотной личности, обеспечении языкового речевого развития ребенка, осознания себя носителем языка.

Cпецифика курса – приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности, овладение родным языком, его орфографией и пунктуацией, раскрытие воспитательного потенциала русского языка, что   требует особой организации учебной деятельности школьников в форме реализации деятельностного подхода как основного способа получения знаний, современных образовательных технологий, продуктивных форм работы, комплексных заданий.

Без базовой   предметной  подготовки невозможно стать образованным человеком, так как на уроках русского языка предполагается формирование функционально грамотной личности.

Современное образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Он меняется все более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становится сегодня все более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, формирование которых призвана реализовать данная программа. Личностное развитие ученика формирует представление о единстве имногообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Также на уроках  русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у  учеников формируются познавательные  универсальные учебные действия, познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Таким образом практическая сторона программы начального общего образования по русскому языку связана с  формированием   компетентностных способов деятельности, духовная  - с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.

        Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредмтеных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.

         При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, технология КСО, деятельностный метод обучения.         Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах проведения групповых занятий по направлениям: «Умники и умницы», «Школа развития речи».

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ  в форме диагностических и интегрированных комплексных  работ.

Виды и формы контроля

№ п/п

Форма контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

всего

Текущий

1.

Устный опрос

2.

Мини-тесты

3.

Самостоятельная работа

4.

Словарный диктант

5.

Слуховой диктант

6.

Диагностические тесты

Тематический

1.

Проверочная работа

4

3

4

1

12

2.

Тематические тесты

2

2

3

2

9

3.

Проверочное списывание

1

1

2

4.

Словарный диктант

1

1

1

1

4

5.

Диктант

3

1

2

1

7

Итоговый

1.

Административная   контрольная работа  

1

1

1

3

2.

Контрольная работа

2

2

3.

Контрольное списывание

1

1

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Проверочные диктанты

Проверочные работы

контрольные работы

1

Повторение

13

3

2

Слово

117

6

11

1

3

Предложение

27

1

1

4

Повторение

13

2

5

Итого:

170

Основные требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе

 по русскому языку по программе «Школа 2100»

Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  • приобретение и систематизация знаний о языке;
  • развитие чувства языка
  • овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

3 класс

  • правильно списывать слова, предложения, текст; проводить  самопроверку;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
  • читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
  • составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  • читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • писать подробное изложение доступного текста;
  • определять тему текста;
  • читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
  • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  • находить в слове окончание и основу; выделить в основе её части (приставку, суффикс);
  • конструировать сложные слова;
  • подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
  • различать однокоренные слова и формы слова;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  • выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
  • образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;;
  • подбирать синонимы, антонимы к доступным словам;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
  • выделять из предложения словосочетания;
  • видеть в предложении однородные члены;
  • различать простое и сложное предложения;
  • выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
  • находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
  • писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи);
  • обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
  • писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня (изученные случаи);
  • писать большую букву в словах (изученные случаи);
  • писать слова съ и ь разделительными, с Ь для обозначения мягкости согласных;
  • писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
  • писать раздельно частицу не с глаголом;
  • писать Ь после ч в неопределённой форме глагола;
  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  • самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
  • графически объяснять выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • правильно переносить слова с Ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
  • пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
  • ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака

Содержание программы (170ч)

Повторение. (13 ч)

Слово. (117 ч)

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст. (27 ч)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два

предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (13 ч)

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Место учебного предмета.

 Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов  в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- 6;

Требования к предметным и метапредметным результатам в соответствии с ФГОС общего образования определенного года  (ступени) обучения по отдельным предметам.

3-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производитьзвуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверятьнаписанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Список литературы

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
  2. Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
  3. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011
  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под науч. ред. Е.В.Бунеевой. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010
  5. Савинов Е.С. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Изд. 4-е, перераб. – М.: Просвещение, 2012
  6. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. – М.: Баласс, 2011

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс. Издатель и эксклюзивный дистрибутор продукции компании «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа» - Дженерейшн. – Москва, 2009.
  2. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. «Фраза». – ЗАО «Новый дом». – Москва, 2008

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Дата

Характеристика  деятельности учащихся

УУД

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове

1

Знакомиться с  новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от  набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что  я знаю  о тексте»; сопоставлять содержание своего  рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (бук- венные –  небуквенные; буквы гласных,  буквы согласных, буквы ъ и ь).

Находить  в   словах  изученные  орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически    обозначать   выбор     написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

Находить  корень в  группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из  деформированных предложений

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух  корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается  из  значения  двух корней.

Использовать в речи  и правильно писать сложные   слова   разных  тематических  групп,  в  том числе характеризующих человека (внешность, характер).

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Участвовать в  «открытии» и  формулировании орфографических  правил,  работать в  группе (паре), представлять  результат работы в  виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один   долгий звук,  отражать это  при фонетическом разборе слова.

Формулировать обобщённое правило правописания  букв,  обозначающих согласные звуки  на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после  предварительной подготовки

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух  корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается  из  значения  двух корней.

Использовать в речи  и правильно писать сложные   слова   разных  тематических  групп,  в  том числе характеризующих человека (внешность, характер).

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так  как ... поэтому пишется слитно; по  –  это  предлог, так   как  ...  поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова  с удвоен- ной  буквой согласного в корне и  на  стыке при- ставки и корня.

Анализировать состав  слова, осознанно выбирать  разделительный ъ или  ь, исходя из состава слова  и фонетических опознавательных признаков.

Выделять в слове  окончание и основу, действовать  по алгоритму.

Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового  знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи»,  сопоставлять свой  вариант с  вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. Определять  грамматические   признаки   имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за  использованием имён  существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу –  составление текста-описания  с помощью имён  существительных. (П) Анализировать  имена существительные: называть  их  грамматические признаки в определён- ной  последовательности (выполнять морфологический разбор).

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость  использования таких слов  для  успешного общения.

Разбирать имена существительные по  составу, соотносить слово со схемой.

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от  набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ« Что  я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы(буквенные– небуквенные; буквы гласных,  буквы согласных, буквы ъ и ь).

Находить в  словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически   обозначать  выбор    написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммам и, устанавливать несоответствие произношения и написания. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова,  графически объяснять выбор написаний,  находить и  исправлять орфографические ошибки. применять правила правописания (в объёме содержания курса); безошибочно списывать текст объёмом 55-60 слов;

Видеть в словах изученные орфограммы по из опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне слова, буквами проверяемых и непроизносимых согласных с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, ь разделительным ь; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е. применять правила правописания (в объёме содержания курса); безошибочно списывать текст объёмом 55-60 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 55-60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Видеть в словах изученные орфограммы по из опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне слова, буквами проверяемых и непроизносимых согласных с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, ь разделительным ь; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е. применять правила правописания (в объёме содержания курса);

Правильно писать слова с безударными гласными в приставке, с удвоенными согласными на стыке приставки и корня; различать и правильно переносить  слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное–раздельное написание (по—это приставка, так как...поэтому пишется слитно; по – это предлог, так  как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по- и па-, про-и пра-.

Разделительные ъ и ь

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. различать родственные (однокоренные) слова и формы слова

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

Находить в слове окончание и основу; выделять два корня в словах; Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

Части слова. Суффикс

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова.

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему« Части речи»,  сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

  1. Повторение

10

2-3

  Что мы знаем о тексте

2

4

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

1

5

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

1

6-7

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

2

8

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

1

9

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание

1

10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

1

11

Контрольный диктант № 1

1

2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

3

12

Повторение  понятий  «корень  слова»,  «однокоренные  слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

1

13

Однокоренные слова   с  чередующимися согласными звуками  в корне

1

14

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

1

3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

4

15

Правописание  проверяемых   букв    согласных  в   корне  слова

(в конце и в середине слова)

1

16

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

1

17

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова  и графически обозначать орфограмму

1

18

Проверочная работа № 1

1

4. Удвоенные буквы согласных в корне слова

5

19

Понятие об удвоенных буквах согласных

1

20-22

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа

3

23

Повторение. Проверочная работа № 2

1

5. Непроизносимые согласные в корне слова

9

24

Наблюдение за  словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

25

Правило  правописания  букв,  обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

26

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам)

1

27

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

28

Формулирование обобщённого правила  правописания  проверяемых букв  согласных в корне слова

1

29

Повторение. Проверочная работа № 3

1

30

Правописание проверяемых букв  согласных в  корне слова

1

31

Контрольный диктант № 2

1

32

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

6. Безударные гласные  в   корне слова

7

33

Правописание букв безударных гласных в   корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

34

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных  гласных.

1

35-36

Упражнения в написании слов  с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант

2

37

Повторение. Проверочная работа № 4

1

38

Р/р Сочинение по опорным словам

1

39

Контрольный диктант № 3

1

7. Сложные слова и их правописание

6

40

Знакомство с понятием «сложные слова»

1

41

Соединительные буквы о и е в сложных словах

1

42

Образование сложных слов

1

43

Сложные слова  – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи  для  характеристики людей

1

44

Употребление в речи  и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант

1

45

Повторение.

Проверочная работа № 5

1

8. Части слова. Приставка

1

46

Приставка, её роль в слове  (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в  словах при- ставки

1

9. Безударные гласные  в приставках

3

47-48

Правописание букв  безударных гласных в приставках

2

49

Приставки про-  и пра-, по- и па-, их правописание

1

10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки  и корня

2

50

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

1

51

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

1

11.Разделительный Ъ и Ь знаки.

5

52

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания раз- делительного ъ и ь

1

53

Правописание слов с разделительными ъ и ь

1

54

Повторение. Проверочная работа № 6

1

55

Упражнения в правописании слов с  разделительными ь и ъ.

Р/р Свободный диктант

1

56

Контрольный диктант № 4

1

12. Части слова. Окончание и основа

2

57

Понятие об окончании и основе слова

1

58

Развитие умения находить в слове окончание

1

13. Основа слова и окончание

2

59

Как найти в слове основу

1

60

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

14. Части слова. Суффикс

2

61

Суффикс и его роль  в слове

1

62

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

1

15. Разбор слова по составу

4

63

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова  по составу

1

64

Контрольное списывание

1

65

Упражнения в разборе слов по составу

1

66

Повторение. Проверочная работа № 7

1

16. Части речи в русском языке

1

67

Части речи  в русском языке

1

17. Имя существительное как часть речи

2

68

Определение имени существительного

1

69

Роль  имён   существительных  в  речи.  Р/р  Творческая  работа:

составление текста

1

18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

3

70

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

1

71

Имена существительные в речи

1

72

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

19. Род имён существительных

3

73

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

1

74

Род – постоянный признак имён  существительных

1

75

Окончания имён  существительных мужского, женского и средне- го рода

1

20. Число имён существительных

4

76

Изменение имён  существительных по числам

1

77

Образование множественного числа имён  существительных

1

78

Окончания имён  существительных в единственном и во множе- ственном числе

1

79

Разбор имени существительного как части речи

1

21. Словообразование имён существительных

8

Продуцировать связное высказывание на  грамматическую тему  («Что  я знаю  об именах существительных»,  «Опираясь  на  знания об  именах существительных, я умею...»).

Письменно  пересказывать  текст-повествование с  элементами  описания  (писать  обучающее подробное  изложение текста).

Сочинять сказку,  используя  имена  существительные с различными суффиксами.

Отличать  местоимения от  слов  других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль  личных местоимений в речи. Продуцировать текст с  использованием  местоимений (сочинение «О себе»).

Группировать слова  по частям речи.

Находить  в  тексте  имена  прилагательные  по вопросу

 .

Разделять непунктированный текст на  предложения.

Совместно  обсуждать порядок действий при  синтаксическом   разборе  простого  предложения. Использовать   этот     порядок   при     разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и  сокращать предложение  до основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать  предложения  с  однородными членами.

Накапливать  опыт    нахождения  в   тексте  и использования в речи  таких предложений. Наблюдать за  ролью   разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы). (П)

Накапливать опыт  постановки запятой и  употребления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать   сложные   предложения   (по схеме, по данному началу).

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт  употребления в речи  различных  глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.  (П)

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён  прилагательных. (П) Различать  текст-повествование  и  текст-описание.  (П)

Выделять   в    предложении   словосочетания прил. +  сущ., ставить вопрос  от имени существительного к имени прилагательному. Называть  признаки  имени  прилагательного (морфологический разбор).

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять  написание  безударного  окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.

Наблюдать за ролью  глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые  знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять  начальную  (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Образовывать и употреблять в речи  глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме  прошедшего времени  глагола.

Различать виды  предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и  невосклицательные.

Накапливать опыт  постановки логического ударения.

Различать  слово, словосочетание и  предложение.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу  и  второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное  сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать

по алгоритму, проверять себя. (П)

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Производить морфологический разбор в объеме программы. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. Различать текст-повествование и текст-описание.

Выделять  в   предложении  словосочетания прил.+ сущ., ставить вопрос от имени сущ-го к имени прилаг-му. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному.

Распознавать глаголы. Выделять начальную  (неопределённую)форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс-л-в форме прошедшего времени глагола. Правильно писать частицу не с глаголами, графически обозначать изученную орфограмму.

Находитьвпредложенииграмматическуюоснову,обозначатьеёграфически. Различать грамматическую основу и  второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Находить                 однородные члены в простом предложении с  двумя главными членами. Употреблять их в речи. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами речи таких предложений. Наблюдать за ролью  разделительного знака– запятой в   предложении с однородными членами.

Осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и

пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

80

Образование  имён   существительных  с   уменьшительно-ласкательным  значением

1

81

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

1

82

Образование имён  существительных от основ существительных и глаголов

1

83

Р/р Сочинение сказки с использованием имён  существительных с различными суффиксами

1

84

Разбор имён  существительных по составу

1

85

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

1

86

Употребление имён  существительных в речи

1

87

Повторение. Проверочная работа № 8

1

22. Местоимение как часть речи

6

88

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

89

Местоимения 1,  2,  3-го  лица.  Правописание предлогов с  место- имениями

1

90

Разбор местоимения как части речи

1

91

Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе»

1

92

Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок»

1

93

Повторение. Проверочная работа № 9

1

23. Имя прилагательное как часть речи

4

94

Определение имени прилагательного

1

95

Роль имён  прилагательных в речи. Связь имён  прилагательных с именами существительными

1

96

Роль имён  прилагательных в речи

1

97

Разбор имени прилагательного как части речи

1

24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

4

98

Окончания имён  прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

99

Как проверить правописание букв  безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных

1

100

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных. Знакомство с антонимами

1

101

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

25. Разбор имён прилагательных по составу

4

102

Словообразование имён  прилагательных. Р/р Сочинение по опорным  сочетаниям слов

1

103

Проверочная работа № 10

1

104

Разбор имён  прилагательных по составу

1

105

Контрольный диктант № 5

1

26. Глагол как часть речи

4

106

Определение глагола как части речи

1

107

Изменение глаголов по временам

1

108

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

109

Изменение глаголов по числам

1

27. Правописание частицы не с глаголами

2

110

Употребление частицы  не  с  глаголами.  Правило правописания частицы не с глаголами

1

111

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант

1

28. Неопределённая форма глагола

7

112

Понятие о неопределённой форме  глагола

1

113

Р/р Контрольное изложение

1

114

Неопределённая форма глагола.  Правописание ь в глаголах неопределённой формы

1

115

Контрольный диктант № 6

1

116

Образование форм  времени от неопределённой формы глагола

1

117

Разбор глагола как части речи

1

118

Повторение. Проверочная работа № 11

1

29. Наречие как часть речи

2

119-120

Понятие о наречии как части речи

2

121-127

Резервные уроки по  разделу «Слово»,  планируются по  усмотрению учителя

7

Предложение

25

30. Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

128

Виды  предложений по цели высказывания

1

129

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

1

130

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

31. Главные и второстепенные члены предложения

6

131

Грамматическая основа  предложения. Подлежащее и сказуемое

1

132

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

133

Понятие о второстепенных членах предложения

1

134

Составление схем предложений и предложений по схемам

1

135

Предложения распространённые и нераспространённые

1

136

Разбор предложений

1

32. Предложения с однородными членами

7

137

Однородные подлежащие и сказуемые

1

138

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

1

139

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

140

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами

1

141

Главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения. Определение однородных членов предложения

1

142

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

1

143

Повторение изученного. Р/р Свободный диктант

1

33. Простые и сложные предложения

6

144

Понятие о простом и сложном предложении

1

145

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема  сложного предложения

1

146

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

147

Запятая в  простом предложении  с  однородными членами  и  в сложном предложении.  Р/р Свободный диктант

1

148

Разбор простого и сложного предложений

1

149

Повторение. Проверочная работа № 12. Комплексная

1

150-152

Резервные  уроки  по  разделу  «Предложение»,  планируются  по усмотрению учителя

3

34. Повторение

     5

153

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание

1

154

Повторение изученных орфограмм и состава слова

1

155-157

Итоговый контроль

3

158-170

Резервные уроки, планируются по усмотрению учителя

13

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ «СОШ№1 г.Семикаракорска»

От_________20___года  №_____

Подпись руководителя МС

_________________      

Ф.И.О.

                                                   СОГЛАСОВАНО

                                       Заместитель директора по УВР

                                      ________________________________Ф.И.

         

                                      ____________________________    

                                                       подпись      

                     

                                                  «____»_______20___года              



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический диктант (Урок 8)

Осенью.

        Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.  (41 слово.)

       Слова для справок: ходим, воздухом.

Задания: 1. Подчеркнуть в тексте однокоренные слова.

                2. Выделить орфограммы: 1-в. – в первом предложении

                                                              2-в. – во втором предложении.

                3. Выпиши 2 слова с безударной гласной в корне, подбери проверочные.

Проверочный диктант по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» (Урок 29)

Рассказ мальчика.

          Мой дед – лесной сторож. Поздно вечером он шел домой. Вдруг дед услышал вой волков. Дед влез на ель и сел на сук. Волки увидали его и остановились. Наступила темная ночь. Налетел ветер. Закачались ветки дерева. У деда слетела шапка. Голодные волки шапку разорвали в клочья. Утром волки скрылись. Дед спустился  с дерева и пошел в сторожку.

Слова для справок: ночь, закачались.

Задания: 1. Обозначить все орфограммы-согласные буквы в 1-3-м предложениях.

                2. Выполните фонетический разбор слов: 1-в. – дед

                                                                                        2-в. - влез.

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова» (Урок 37)

Пернатые друзья.

        Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.

Слова для справок: сколачивал, позавтракать, делали.

Задания: 1. Найти три слова с орфограммой – безударной гласной в корне. Выписать, подобрать проверочные, обозначить орфограмму.

                2. Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

                3. Продолжи ряды родственных слов: Моряки, …, ….,…

                                                                                   Перелесок, …,….

Проверочный диктант по теме «Части слова» (Урок 55)

Сова.

          Совы – хищные птицы. Они лучшие охотники. У совы мощные когти. Они похожи на зубья капкана. Совы съедают множество мышей.                                                                                                  

          Большинство этих птиц лучше видят вечером или ночью. Дневной свет им мешает.

          У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.

          У ночной птицы мягкие перья на крыльях. Они делают полёт беззвучным. Это помогает при охоте.

Слова для справок: лучшие.

Задания: 1. Обозначить орфограмму – разделительные ь и ъ – в четырех словах.

                2. Выделить приставку в четырех словах по выбору.

                3. Подберите близкое по значению слово: МОЩНЫЕ - …..

Контрольный диктант за 3 четверть (Урок 101)

Лебедь и собака.

        В протоке реки показалась лодка. Старик ловко работал одним веслом. Рядом с лодкой плыл красивый лебедь. Лебедь гордо вышел на берег. Он тяжело переваливался на своих кривых чёрных ногах. Подбежал пёс и заворчал на птицу. Умная птица вытянула длинную шею и зашипела на собаку. Собака отступила и, опустив голову, ушла. Старик от души смеялся.

Слова для справок: вышел.

Примечание. Предупредить о постановке запятых.

Задания: 1. Выбери имена существительные и запиши их в единственном числе, обозначь их род.

                     Спелый, камыши, печи, вдруг, лучи, она, ручьи, убежал, ночи, крикнул, сычи, яблоки.  

                2. Выпишите слова, которые подходят к данным схемам:

                                  ,                 ,                 ,                    

Избушка, поход, лодка, побег, травушка, подруга, лисонька, серый, туманный, запах, повозка, старик.

  1. Выпиши два прилагательных вместе с существительными, с которыми они связаны. Выделите окончание имен прилагательных.

Проверочный диктант по теме «Неопределенная форма глагола» (Урок 118)

Весенняя вода.

     Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну.

     Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

Задания: 1. Выпишите три глагола, поставьте их в неопределенную форму, выделите суффикс.

                2. Разберите глагол прыгнула как часть речи.

Итоговый  контрольный диктант за курс 3 класса

В походе.

      Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветки. Тишь кругом.

      Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В траве прыгали кузнечики. Прожужжали мохнатые шмели. Мы решили отдохнуть у берёзы. Она встретила нас зелёным шумом.

Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.

Задания: 1. Укажите все изученные орфограммы.

                2. Разберите по составу слова: тропинка, поспешили, радостные.

             3. Выпишите три словосочетания существительных (мужского, женского, среднего    рода) с прилагательными. Выделите окончания.  



Предварительный просмотр:

Нормы оценивания по  русскому языку.

Диктант.

 «5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

 «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

 «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

 «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

 • нарушение правил орфографии при написании слов;

 • пропуск и искажение букв в словах;

 • замену слов;

 • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

 • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:

 а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

 б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

 в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;

 г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

За одну ошибку в диктанте считают:

 а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;

 б) две однотипные пунктуационные ошибки;

 в) повторение ошибок в одном и том же слове;

 г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считают следующие ошибки:

 а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);

 б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;

 в) дважды написано одно и то же слово в предложении.

За одну ошибку в диктанте считаются:

 - два исправления;

 - две пунктуационные ошибки;

 - повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

 - повторение одной и той же буквы в слове;

 - недописанное слово;

 - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

 - дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

 «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

 «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

 «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

 «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

 «1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Списывание текста.

 «5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

 «4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и

 1 исправление (2 и 3 кл.);

 «3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);

 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

 «2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);

 «1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).

Контрольный диктант.

 1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

 2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);

 перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.

 3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

 4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.

 «5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

 «4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

 «3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

 «2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;

 «1» – более 8 орфограф. ошибок.

Контрольное списывание.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

 «5» – нет ошибок;

 «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

 «3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

 «2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);

 «1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).

Словарный диктант.

Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в неделю с целью осуществления текущего контроля.

Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

2 класс

3 класс

4 класс

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

-

8-10 слов        

10-12 слов

12-15 слов

5-6 слов

10-12 слов

12-15 слов

15-18 слов

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности  умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение.

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: 

В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

Критерии оценки работ творческого характера.

 К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной  ступени школы все творческие работы носят обучающий

характер, поэтому отрицательная оценка за них не  выставляются и в классный журнал не заносится.

 Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

       В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  

Нормы оценки работ творческого характера.

 За содержание:

-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-         оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-         оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-         оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

-         оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.    

           

 Примечания.

            При ведении записей в тетради:

1.  Слово упражнение пишется полностью с третьей четверти третьего класса. Если задание выполняется не полностью, слово упражнение не пишется.

2.   При распределении согласно заданию слов в столбики (по родам, по числам и т.д.) первое слово в первом столбце пишется с большой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 2100

календарно-тематическое планирование Русский язык 170 часов 2 класс  по программе 2100...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса ФГОС

Данный материал могут использовть учителя начальных классов при подготовке к учебному году....

Тематическое планирование по русскому языку 4 класс по ФГОС

Тематическое планирование по русскому языку 4 класс по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку ОС "Школа 2100" 2 класс

Аннотация к рабочей программе по русскому языку1-4 классы по ОС «Школа 2100»  Русский язык Начальное общее образованиеПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса ФГОС

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса ФГОС...

Тематическое планирование по русскому языку по программе 2100 для учащихся обучающихся на дому

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в о...