Проблемы воспитания речевой грамотности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению у младших школьников.
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Коваленко Ирина Александровна

В статье говорится о проблемах с граммотностью у младших школьников. Предлагаются пути их разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_vospitaniya_rechevoy_gramotnosti.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания речевой грамотности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению у младших школьников.

   В последнее время проблемы речевой грамотности являются одними из главных в обсуждении не только специалистами (филологами, лингвистами и т.д.), но и всем обществом. Об этом «кричат»  статьи в журналах и газетах, этому посвящены телепередачи, об этом говорят с «ВЫСОКИХ» трибун. На нашу речь влияет и ненормативная разговорная речь, и жаргонизмы, которые постоянно заполоняют её, и просторечные слова, и немотивированно используемая иноязычная лексика. Нередко обращается внимание на то, что русский язык находится в катастрофическом состоянии, которое ведёт его к разрушению и гибели. Нормы русского языка в последнее время стали настолько изменчивы, особенно в произношении, что русский народ не всегда поспевает за ними. Бороться с проблемами языка, безграмотностью и бескультурьем всегда была призвана школа. На каждом школьном предмете русский язык является средством передачи мысли и информации. И от того как мы - учителя научим ребёнка грамотно использовать письменную и устную речь, начиная с начальных классов, зависит будущее нашего могучего русского языка. Именно поэтому образовалась необходимость на уроках русского языка и литературного чтения развивать у детей умение находить наилучшее выражение для определённого момента речи. Очень важно уделять внимание коммуникативной направленности детской речи, использовать детский языковой опыт и природную языковую интуицию, развивать и  делать их богаче.

    Как же повысить грамотность наших ребят в начальной школе?

 Начиная с начальной школы, мы должны убеждать ребят в том, что человек, который может выражаться ясно и грамотно воспринимается окружающими как наиболее интеллектуально развитый и автоматически становится уважаемым человеком. Нам кажется, что ребёнок мал и ему сложно понять необходимость грамотной речи, но на примерах учителя, одноклассников, окружающих его людей, он убеждается в том, что речь должна быть уважительной, понятной и грамотной (как устная, так и письменная). Как же повысить грамотность ребят?

1.Больше читать.

    Одним из важных методов повышения грамотности детей является чтение книг хороших авторов (классиков и современных). Начиная с первого класса, мы с детьми начали создавать классную библиотечку. Каждый  ребёнок ведёт читательский дневник, где ведёт учёт всех прочитанных во внеурочное время книг и произведений. Считается, что к четвёртому классу у ребят формируется читательская компетентность. Мои четвероклассники, идут в школьную библиотеку уже с определённой целью. Если появилось желание прочитать что-нибудь комичное весёлое, то они возьмут произведение В. Драгунского, Н. Носова и т.д. В.Осеева пишет о детской дружбе и товариществе. Е.Чарушин и В.Бианки пишут о природе и животных и т.д. Я предложила детям поучиться составлять рецензию на прочитанное произведение и первые «ласточки» уже есть. Считаю, что именно этот метод позволит ребёнку в полной мере проанализировать всё прочитанное произведение, выделить главное, важное и интересное для него. И, конечно же, появляются другие желающие познакомиться с этим произведением.

2. Обращаться к помощи словаря.

     Необходимо убеждать ребёнка, что у каждого на столе должен быть верный помощник-словарь. Это ещё один метод повышения грамотности у школьников. Ребята должны знать, что встретив при чтении новое слово, они должны обратиться к толковому словарю, чтобы узнать его значение и происхождение. Если при написании слова ребёнок испытывает затруднение, то в УМК «Гармония» для этого предусмотрены «окошки», но он обязательно должен заглянуть в орфографический словарь и заполнить пробел в знаниях. Зрительная память у детей развита больше, поэтому при следующих встречах с этим словом ребёнок не оставит «окошка». В классе у  моих детей  на столе лежат по одному экземпляру толкового, орфографического, этимологического, разбора по составу словарей из справочного издания «Школьный словарик» И.В.Клюхиной. Эти словари не занимают много места на столе у ребят и учат работе в парах, развивая коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

3. Писать и редактировать.  

   Часто на уроках русского языка ребята выступают в роли редактора. Это предусмотрено  в УМК «Гармония». Не всегда ребёнок может сразу обнаружить собственную ошибку в написании того или иного слова. Поэтому ему необходимо перечитать написанное. Речевую ошибку при написании изложения или сочинения-описания, при изложении впечатлений увидеть ещё сложнее. Здесь, при перечитывании написанного, необходимо научить детей пользоваться заданными себе вопросами:

-Насколько то, что хотел написать выражает то, что подразумевал?

-Будет ли это понятно читающему  или слушающему тебя?

-Мог бы сформулировать свою мысль более кратко, чётко и красиво?

     Нужно учить ребёнка отсеивать слова, которые помешают понять главное в его мысли, будь то устная или письменная речь.

4. Слушать себя со стороны.

   Не однократно пользовалась этим приёмом, когда необходимо было доказать некоторым  ученикам, что слова «паразиты» (это, как бы, чёбы и т.д.) не украшают нашу речь, а делают её костноязычной, не красивой и не правильной. Для этого я записывала видеоклип и с поздравлением одноклассника с днём рождения, и с впечатлениями о проведённых каникул или выходных. Часто прошу ребят прокомментировать ответ товарища для того, чтобы впоследствии не допускать таких же речевых ошибок. Необходимо просить детей сразу исправлять неправильно построенные предложения.

5. Участвовать в развивающих играх.

    Очень хорошо развивают грамотность речи различные игры. На уроках мы с ребятами часто решаем шутливые задачки, проходим тесты, разгадываем ребусы. Помощь в этом вопросе оказывают и кроссворды. Подобные задания очень хорошо развивают и  интеллектуальные способности ребёнка. Развитию грамотности и познавательных способностей также способствуют и интерактивные игры-конкурсы. В участии таких видов конкурсов необходима помощь и желание родителей.

6. Развивать свою речь.

    Работая с детьми, я убедилась в том, что, если им предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся изобретательными, целеустремлёнными. Этот факт натолкнул меня  на мысль – разнообразить приёмы обучения грамотной речи. Одним из приёмов является использование сказок и сказочных историй. Большую помощь в этом вопросе оказывают всеми любимые орфографические сказки. Сказки можно сочинять при работе над любой темой по развитию речи. На уроках литературного чтения использую такие игровые задания как:

- Знакомые герои в новых обстоятельствах.

-Сказка по рисунку.

-Сказка продолжается.

-Сказка о себе (о своей семье).

 Для украшения и обогащения речи учу на своём примере  и  прошу детей использовать пословицы и поговорки, но при этом чётко слежу за тем, чтобы эти выражения были уместны.

                В заключение, хочется вспомнить слова  К.Д.Ушинского: «Многие науки обогащают сознание дитяти, давая ему новые и новые факты. Грамматика начинает развивать самосознание человека!.. Она  является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью». Поэтому необходимо воспитывать у школьников сознательное отношение к своей речи и речи своих собеседников. Воспитывать способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитывать личную ответственность за каждое сказанное слово.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие независимого мышления и воображения на уроках татарского языка и литературного чтения у младших школьников

Главной единицей педагогического воздействия на  уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. Одной из важнейших задач, которую ставлю на ур...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»...

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ". В статье изложены основные методы воспитания патриотических чувств в детях начал...

Дистанционное обучение (русский язык и литературное чтение)

Задания к уроку русского языка и литературного чтения  во время дистанционного обучения...

Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях реализации ФГОС»

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.С помощью каких тех...

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...


 

Комментарии

Большое спасибо, Ирина Александровна! Очень полезный материал, особенно в наш "компьютерный" век. Радует, что есть еще немало людей, которые неравнодушны к данной проблеме.

Коваленко Ирина Александровна

Буду очень рада, Людмила Ивановна, если моя работа поможет Вам в нашем нелёгком, но очень увлекательном труде.