Рабочая программа по русскому языку 3 класс ПНШ
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Мартюк Надежда Владимировна

 

Рабочая программа  учебного предмета «Русский язык» составлена на основе:

- примерной образовательной программы по русскому языку;

-учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа» ,Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс. 

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №82;

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

Цели курса русского языка в начальных классах:

– создать условия для осознания ребёнком себя как носителя языка, открыть ему русский язык как предмет наблюдения и изучения, пробудить интерес к его освоению, заложить основы сознательного отношения к своей речи;

– обеспечить становление всех видов речевой деятельности, становление коммуникативной компетенции младших школьников;

– использовать возможности языка для интеллектуального,  эмоционального и эстетического развития ребёнка, для расширения его познавательных интересов, для формирования учебной самостоятельности и в целом умения учиться.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

–  приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей);

– становление  умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение),  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе – развитие  мышления детей,  их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих;

– формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания  высказываний и  использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для  осознания и верного решения возникающих при письме вопросов правописания  и в целом для контроля за качеством своей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_russkiy_yazyk.docx129.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Русский язык» составлена на основе:

- примерной образовательной программы по русскому языку;

-учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа» ,Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс;  Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс.  

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №82;

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

Цели курса русского языка в начальных классах:

– создать условия для осознания ребёнком себя как носителя языка, открыть ему русский язык как предмет наблюдения и изучения, пробудить интерес к его освоению, заложить основы сознательного отношения к своей речи;

– обеспечить становление всех видов речевой деятельности, становление коммуникативной компетенции младших школьников;

– использовать возможности языка для интеллектуального,  эмоционального и эстетического развития ребёнка, для расширения его познавательных интересов, для формирования учебной самостоятельности и в целом умения учиться.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

–  приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей);

– становление  умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение),  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе – развитие  мышления детей,  их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих;

 формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания  высказываний и  использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для  осознания и верного решения возникающих при письме вопросов правописания  и в целом для контроля за качеством своей речи.

Общая характеристика учебного предмета

      Значимость предмета «Русский язык» для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка, для становления его познавательной активности, умения читать, слушать, говорить и писать  определяется  сущностью языка, его ролью в жизни общества и теми потенциальными возможностями, которыми он располагает для формирования личности.  

       Освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию; освоение русского языка способствует развитию мышления учащихся, их воображения, эстетических чувств, интеллектуальных и творческих способностей.  Значением учебного предмета «Русский язык» определяется его ведущим   местом  в системе общего образования младших школьников.

Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности  в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а методисты издательства « Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1класса, по 4 раза- в каникулы, начиная со 2 класса).

 Цель комплекта учебников – сделать все три вида анализа слова и предложения функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов используются не только для того, чтобы расширить представления об истории языка. Процедура исторического анализа  помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и привлечь значение слова  для решения орфографических задач. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.

Описание ценностных ориентиров содержания  учебного предмета

       Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:

— формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;

-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Место учебного предмета  в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета русский  язык  в начальной школе выделяется 560 часов. Из них в 1 кл-50 ч,  во 2-4кл. по 170ч.(5 часов в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)

   Согласно учебному плану лицея и годовому календарному учебному графику на 2014-2015 учебный  год  рабочая программа по русскому языку рассчитана  на 175 часов.

    В связи с выпадением учебных часов на праздничные дни (23.02; 9.03; 1.05; 4.05; 11.05) образовательная программа  по русскому языку будет освоена обучающимися в полном объёме за 170 часов (из них развитие речи - 34ч).

По четвертям часы распределяются следующим образом:

1 четверть-45 часов  (из них развитие речи -  9ч);

2 четверть-35 часов (из них развитие речи -  7ч);

3 четверть-48 часов (из них развитие речи -  9ч);

4 четверть-42 часов (из них развитие речи -  9ч);

 Содержание  учебного  предмета

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Повторение

10

Части речи

22

Имя существительное

98

Имя прилагательное  

23

Глагол

17

Характеристика содержательных линий

Фонетика и орфоэпия

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды — в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.Написание частицы не со словами, называющими действия.Разграничение на письме приставок и предлогов.Написание разделительных ь и ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Лексика  

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.   Разграничение слов, имеющих окончания и не имеющих окончания. Окончания, выраженные звуками, и нулевые. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме. Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфемика и словообразование  

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова.

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов. Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов и по родам.

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Морфология  

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам

Развитие речи

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. 

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам. Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи ; освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

График проведения контрольных работ

№ п/п

Дата проведения

Тема

план

факт

10.09

Входная контрольная работа

13.10

Контрольный диктант по теме : «Части речи»

27.10

Контрольный диктант за 1 четверть

24.11

Контрольная работа по теме: «Определение падежей»

22.12

Контрольный диктант  за 1 полугодие

27.01

Контрольная работа (списывание с гр.заданием)по теме: Правописание безударных окончаний

17.03

Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний им. существительных»

30.04

Итоговый контрольный диктант

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Основное содержание  по темам

Характеристика  основных видов деятельности ученика на уровне УУД

1

 Повторение (10 ч.)          

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Звукобуквенный разбор слова.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

-обсуждать алгоритм орфографических действий,

- оценивать  результаты труда,

-подбирать из разных источников информацию о слове;

 -узнавать в тексте незнакомые слова,

определять их значение по толковому словарю, работать со словарями

-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

-анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

-соотносить заданное слово соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.

2

Части речи (22 ч.)

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

-находить необходимую информацию как в учебнике

заданным основаниям

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-формировать умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

 

3

Имя существительное

(98 ч.)

Понятие о частях речи

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

 -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

 - проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное решение;

 4

Имя прилагательное  (23 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

-принимать и сохранять учебную задачу.

-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

-использовать речь для регуляции своего действия.

5

Глагол (17 ч.)

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического, обратного, орфоэпического этимологического  для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное решение

6

Развитие речи    (в течение года)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме; сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам.

-наблюдать в речи и самостоятельно употреблять эпитеты, синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы.

 -различать общеупотребительное
значение слова и его употребление
в качестве понятия

- различать язык и речь, рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков,

 - находить выразительные средства русской речи в стихах

-корректировать план с нарушенным порядком его пунктов. Выделять при обсуждении текста его значимые части.

 -формулировать заголовки к ним, составлять план к заданному тексту

Календарно-тематическое планирование        

№ п/п

дата

Тема урока

Кол-

во

   ча     сов

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Оборудование дополнительная литература                

план

факт

Повторение пройденного во втором классе. (10 часов)

1

1.09

Что такое орфограмма

1

Работа по учебнику.

-определять в слове наличие орфограмм

 -обсуждать алгоритм орфографических действий,

- оценивать  результаты труда

фронтальный опрос

2

2.09

Непроизносимые согласные в корне

1

Работа по учебнику.

Работа с обратным словарём

фронтальный опрос

словарь

3

3.09

Проверка орфограмм   в корне  слова

1

Работа по учебнику.

-подбирать из разных источников информацию о слове;

 -узнавать в тексте незнакомые слова,

определять их значение по толковому словарю, работать со словарями

фронтальный опрос

4

4.09

Безударные гласные    в корне  слова

1

Работа по учебнику.

Работа в ТПО

Работа со словарём

фронтальный опрос

словарь

5

5.09

Развитие речи. Для чего нужна речь

1

Работа по учебнику.

- различать язык и речь, рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков,

работа в парах

6

8.09

Звукобуквенный разбор  слова

1

Работа по учебнику.

-анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

практическая работа

7

9.09

Звукобуквенный разбор  слова

1

Работа по учебнику.

с/р, работа

самопроверка

8

10.09

Входная контрольная работа

1

Выполнение входной работы

-определять наличие изученных орфограмм в словах.

-объяснять написания слов.

-обосновывать написание слов 

контрольный диктант

9

11.09

Анализ работы и работа над ошибками.

1

Работа по учебнику.

Работа в ТПО

фронтальный опрос

10

12.09

Развитие речи. Какие бывают предложения

1

Работа по учебнику.

Составление предложений.

-различать текст и предложение, классифицировать предложения по цели высказывания, обосновывать знаки препинания

фронтальный опрос

Части речи (22 часа)

11

15.09

Части речи. Имя существительное

1

Работа по учебнику.

-определять, классифицировать и подбирать слова  различных частей речи,

-распознавать имена существительные среди других частей речи,

-распознавать собственные и нарицательные,

-наблюдать над толкованием значения слов, работать с текстом,

практическая работа

взаимоконтроль

Презентация «Слова-предметы»

12

16.09

Постоянные грамматические признаки имен существительных

1

Работа по учебнику.

Работа в ТПО

фронтальный опрос

13

17.09

Изменяемые грамматические признаки имен существительных

1

Работа по учебнику.

фронтальный опрос

14

18.09

Части речи. Имя прилагательное

1

Работа по учебнику.

Работа в ТПО

 -распознавать имена прилагательные  среди других частей речи,

фронтальный опрос

Презентация «Слова-признаки»

15

19.09

Развитие речи. Текст, его тема и основная мысль

1

Работа по учебнику.

-различать текст и предложение,

 -анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях

фронтальный опрос

16

22.09

Грамматические признаки имен прилагательных

1

Работа по учебнику.

Работа в ТПО

-изменять имена прилагательные по родам, числам. и падежам, работать с памяткой и таблицами, участвовать в диалоге, работать в паре и группе, оценивать свою работу.

 устный опрос;

17

23.09

Глагол

1

Работа по учебнику.

-приобретать опыт обоснования отнесения слова к той или иной части речи.

-определять грамматические  признаки глагола.

устный опрос

Презентация «Слова-действия»

18

24.09

Начальная форма глаголов

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

устный опрос

19

25.09

Существительные со значением действия

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-сравнивать формы имени существительного и формы глагола,

-выявлять зависимость грамматических признаков  глагола от существительного.

устный опрос

20

26.09

Развитие речи. Последователь -ность предложений в тексте

1

Работа в парах.

Работа над деформированным текстом

-анализировать особенности текста с преимущественным употреблением имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

взаимопроверка

21

29.09

Многозначные слова

1

Работа по учебнику.

Работа со словарём

-наблюдать в речи и самостоятельно употреблять эпитеты, синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы.

 -различать общеупотребительное
значение слова и его употребление
в качестве понятия

фронтальный опрос

словарь

22

30.09

Прямое и переносное значение слов

1

Работа по учебнику.

Работа с толковым словарём

самостоятельная работа

словарь

23

1.10

Прямое и переносное значение слова

1

фронтальный опрос

24

2.10

Части речи. Местоимение

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-находить в тексте местоимения, заменять в тексте имена существительные местоимением.

индивидуальный опрос

Презентация «Местоимения»

25

3.10

Развитие речи. Работа с картиной. Устное сочинение

1

Работа с картиной.

Составление плана сочинения

-использовать речь для регуляции своего действия. -строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

фронтальный опрос

26

6.10

Личные местоимения

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-находить в тексте местоимения, заменять в тексте имена существительные местоимением.

фронтальный опрос

27

7.10

Предлоги и приставки

1

Работа по учебнику.

-обсуждать порядок действий при разборе слова по составу.

-самостоятельно подбирать  слова к данным схемам слова.

 -сравнивать роль приставки и предлога в речи.
-группировать слова в соответствии с их составом.
-
строить понятные для партнёра высказывания

практическая работа

Презентация «Слова-помощники»

28

8.10

Научные названия главных членов предложения

1

Работа по учебнику.

фронтальный опрос

29

9.10

Синонимы

1

Работа по учебнику.

Работа с толковым словарём

практическая работа

30

10.10

Развитие речи. Главное переживание автора, выраженное в тексте

1

Составление диалогов.

Описание  гласной мысли автора

-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

31

13.10

Контрольный диктант по теме : «Части речи»

1

Запись текста под диктовку. Выполнение грамматического задания

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

контрольный диктант

словарь

32

14.10

Работа над ошибками. Изменение существительных по числам

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

Имя существительное (98 часов)

33

15.10

Изменение существительных по падежам

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-распознавать падеж существительного по падежному вопросу и предлогу,

-составлять словосочетания, употребляя в нём имя существительное

фронтальный опрос

34

16.10

Падежи существительных. Именительный падеж

1

Работа по учебнику.

фронтальный опрос

35

17.10

Развитие речи. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин

1

Работа с картиной.

Составление плана.

-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

работа в парах

36

20.10

Падежи существительных. Родительный падеж

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-распознавать падеж существительного по падежному вопросу и предлогу, составлять словосочетания, употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме,

-сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы

Работать с текстом, проверять письменные

работы, оценивать свои результаты.

фронтальный опрос

таблица «Окончания имён  существительных»

37

21.10

Падежи существительных. Дательный падеж

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

38

22.10

Падежи существительных. Винительный падеж

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

практическая работа

тестирование

39

23.10

Именительный, родительный и винительный падежи

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

практическая работа

40

24.10

Развитие речи. План текста

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-корректировать план с нарушенным порядком его пунктов. Выделять при обсуждении текста его значимые части.

фронтальный опрос

41

27.10

Контрольный диктант за 1 четверть

1

Запись текста под диктовку. Выполнение грамматического задания

-принимать и сохранять учебную задачу.

-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

-использовать речь для регуляции своего действия.

 

контрольный диктант

42

28.10

Работа над ошибками. Падежи существительных. Творительный падеж

1

Работа по учебнику.

Работа над ошибками

фронтальный опрос

таблица «Окончания имён  существительных»

43

29.10

Падежи существительных. Предложный падеж

1

Работа по учебнику.

практическая работа

таблица «Окончания имён  существительных»

44

30.10

Падежи существительных. Предложный падеж

1

Работа по учебнику.

Работа в ТПО

 -использовать речь для регуляции своего действия.

фронтальный опрос

45

31.10

Развитие речи. Порядок абзацев в тексте

1

Работа в парах.

Работа с деформированным текстом

-корректировать план с нарушенным порядком его пунктов.

-выделять при обсуждении текста его значимые части.

-формулировать заголовки к ним, составлять.

фронтальный опрос

2 четверть

46

10.11

Антонимы

1

Работа по учебнику.

Работа со словарём

-находить необходимую информацию как в учебнике

заданным основаниям

ориентироваться в своей системе знаний

фронтальный опрос

словарь

47

11.11

Антонимы

1

Работа по учебнику.

Работа со словарём

фронтальный опрос

48

12.11

Различение падежей

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-формировать умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

 

фронтальный опрос

таблица «Окончания имён  существительных»

49

13.11

Падежные формы имен существительных

1

Работа по учебнику.

работа в парах

50

14.11

Развитие речи. Устное изложение

   1

Работа по учебнику.

Составление  плана

-формулировать заголовки к текстам, составлять (в группе и самостоятельно) план к заданному тексту.

-составлять план написания собственного изложения.

фронтальный опрос

51

17.11

Падежные формы им.сущ.

1

Работа по учебнику.

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

 -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

 - проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное решение;

фронтальный опрос

52

18.11

Различение падежей

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

тестирование

таблица «Окончания имён  существительных»

53

19.11

Определяем падежи у им.сущ.

1

Работа по учебнику.

Работа по карточкам

самостоятельная работа

54

20.11

Определяем падежи у им.сущ. Проверочное списывание

1

Работа по учебнику.

практическая работа

55

21.11

Развитие речи. Письменное изложение

1

Работа с текстом.

Составление плана.

-составлять текст с опорой на рисунок, пиктограмму, план.

Самостоятельная работа

56

24.11

Контрольная работа по теме: «Определение падежей»

1

Запись текста под диктовку

- определять падежи существительных; разбирать предложение по членам; выписывать словосочетания; записывать родственные слова

контрольная работа

57

25.11

Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

фронтальный опрос

58

26.11

Склонение имен существительных

1

Работа по учебнику.

-выделять окончания существительных

фронтальный опрос

тестирование

59

27.11

Существительные первого склонения

1

Работа по учебнику.

работа в парах

60

28.11

Развитие речи. Азбука вежливости. Как правильно написать письмо

1

Работа в парах.

Творческая работа

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

 -строить монологическое высказывание,

Самостоятельная работа

61

1.12

Грамматические признаки  им.сущ.1 скл

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

 -в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное решение

фронтальный опрос

62

2.12

Существительные  второго склонения

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

63

3.12

Существительные второго склонения

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

тестирование

самостоятельная работа

64

4.12

Существительные  третьего склонения

   1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

65

5.12

Развитие речи. Текст- описание

и  текст-повествование

1

Составление плана рассказа.

Описание картины по плану

-составлять и записывать план своего рассказа;

-рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник;

-устно описать картину по плану;

практическая работа

66-

67

8.12

9.12

Написание удвоенной согласной буквы согласного на границе частей слова

2

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-уметь работать с Обратным словарём;

 -выделять части слова;

-показывать, как образовано слово;

-объяснять, почему в слове пишется удвоенная буква «н».

-уметь правильно писать падежные окончания существительных;

фронтальный опрос

самостоятельная работа

контрольная работа

68

10.12

Написание удвоенной согласной буквы согласного на границе частей слова

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

69

11.12

Написание удвоенной согласной буквы согласного на границе частей слова

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

70

12.12

Развитие речи. Работа с картиной. Устное сочинение

1

Составление плана рассказа.

Описание картины по плану

-использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения.

фронтальный опрос

71

15.12

Правописание падежных окончаний им.сущ. 2 скл.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-уметь правильно писать падежные окончания существительных

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве).

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  

фронтальный опрос

72

16.12

Несклоняемые имена существительные

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

73

17.12

Разные способы проверки безударных падежных окончаний им.сущ.

1

Работа по учебнику.

работа в парах

74

18.12

Проверка безударных падежных окончаний им. существительных. Проверочный диктант

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самостоятельная работа

75

19.12

Развитие речи. Работа с картиной. Письменное  сочинение

1

Работа с картиной.

Составление плана

-использовать средства языка в письменной  речи в соответствии с условиями общения.

самостоятельная работа

76

22.12

Контрольный диктант  за 1 полугодие

1

Запись текста под диктовку

Выполнение заданий

-уметь правильно писать падежные окончания существительных;

 -работать с Обратным, Толковым и Словарем устойчивых выражений;

-определять склонение имени существительного

контрольная работа

77

23.12

Анализ работы и работа над ошибками.

    1

фронтальный опрос

78

24.12

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-проявлять учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам

практическая работа

79

25.12

Второстепенные члены предложения. Дополнения.

    1

фронтальный опрос

80

26.12

Развитие речи. Текст- описание и текст-повествование

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-обосновывать высказанное суждение;

фронтальный опрос

3 четверть

81

12.01

Самостоятельные части речи

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

фронтальный опрос

82

13.01

Правописание безударных падежных окончаний им.сущ.в ед.числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарём

 -работать с Орфоэпическим словарём;

- выписывать словосочетания;

-выделять окончания существительных;

 -правильно произносить слова с подвижным ударением.

фронтальный опрос

словарь

83

14.01

Правописание оконч. им.сущ.в форме Р.п. ед.числа

    1

фронтальный опрос

84

15.01

Правописание оконч. им.сущ.в форме Р.,Д.,П.п. ед.числа

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарём

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

фронтальный опрос

словарь

85

16.01

Развитие речи. Устное изложение

    1

Составление плана

- обосновывать высказанное суждение;

-уметь задавать уточняющие вопросы

фронтальный опрос

86

19.01

Правописание приставок раз-, рас-

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве 

- самостоятельно

формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- выполнять задания с использованием материальных объектов  на основе выделения существенных признаков;

- проводить сравнение, сериацию, классификацию

фронтальный опрос

87

20.01

Правописание приставок без-, бес-, воз-, вос-, из-, ис-

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самостоятельная работа

88

21.01

Написание приставки с- и приставок, оканчивающихся на –с, -з

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

89

22.01

Правописание безударных окончаний им.сущ.в ед.числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самостоятельная работа

90

23.01

Развитие речи. Письменное изложение

    1

Работа с текстом.

Составление плана.

-продолжать текст по его началу,

- придумывать начало к основной части и заключению или только к заключению.

Творческая работа

91

26.01

Правописание безударных окончаний имён существительных. 1 скл. в единственном числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

-ориентироваться в своей системе знаний: -самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в

 один шаг

самостоятельная работа

92

27.01

Контрольная работа (списывание с гр.заданием)по теме «Правописание безударных окончаний»

1

Работа в ПТО

контрольная работа

93

28.01

Правописание безударных окончаний им.сущ. 1,2 скл. в единственном числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

94

29.01

Синонимы, антонимы, омонимы

    1

Работа по учебнику.

-иметь представление о словах-синонимах, антонимах, омонимах.

-уметь работать с Толковым словарём;

самостоятельная работа

95

30.01

Развитие речи. Составляем рассказ по рисунку

    1

Работа по учебнику.

-сочинять вступление или заключение  на основе анализа этих частей на материале нескольких сказок.

Творческая работа

96

2.02

Значение слова

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе;

-определять склонение, число и падеж существительного;

фронтальный опрос

97

3.02

Правописание окончаний  имён существительных. 1 ,2 скл. в единственном числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-выполнять звукобуквенный разбор слова.

 -уметь донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и речевых ситуаций.

фронтальный опрос

98

4.02

Способы проверки безударных окончаний им.существительных . 1,2 скл. ед. числа

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное решение

фронтальный опрос

99

5.02

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самостоятельная работа

100

6.02

Развитие речи. Учимся писать сочинение

    1

Составление плана.

-сочинять вступление или заключение  на основе анализа этих частей на материале нескольких сказок.

-продолжать текст по его началу, придумывать начало к основной части

практическая работа

101

9.02

Правописание безударных окончаний им.сущ. 3 скл. в ед.числе

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-определять склонение, число и падеж существительного;

-в самостоятельно созданных ситуациях общения

учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

фронтальный опрос

102

10.02

Правописание безударных окончаний им.сущ. 1,2,3 скл. в ед.числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самостоятельная работа

103

11.02

 Правописание безударных окончаний им.сущ. 1,2,3 скл. в ед.числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное решение

- использовать таблицы, проверять по таблице.

- донести свою позицию до других

фронтальный опрос

работа в парах

104

12.02

Правописание безударных окончаний им.сущ. 1,2,3 скл. в ед.числе

    1

фронтальный опрос

105

13.02

Развитие речи. Азбука вежливости. Как правильно вести себя в магазине

1

Проектная деятельность

-использовать  нормы речевого этикета в повседневной жизни.

-моделировать правила участия в диалоге;

-анализировать успешность участия в диалоге. 

фронтальный опрос

106

16.02

Написание букв О и Е после Ч окончаниях им.сущ.

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения при общении и сотрудничестве

группы по разным признакам; составлять слова по данной схеме;

тестирование

107

17.02

Написание букв О и Е после Ж, Ш, Щ в окончаниях им.сущ.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

108

1802

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях им.сущ.

1

Работа по учебнику.

работа в парах

109

19.02

Гнездо родственных слов 

1

Работа по учебнику.

самостоятельная работа

110

20.02

Развитие речи. Азбука вежливости. Что делать, если ты опоздал на урок?

    1

Работа в парах.

Творческая работа

-анализировать успешность участия в диалоге.

-выражать собственное мнение

фронтальный опрос

111

24.02

Жизнь корня в составе разных частей речи.

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-уметь выделять корни; 

-делить слова на группы по разным признакам;

самостоятельная работа

112

25.02

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из

других языков

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

работа в парах

113

26.02

Окончания им.сущ.во мн.числе в И.п.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

фронтальный опрос

фронтальный опрос

114

27.02

Окончания им. сущ. во мн. числе в Р.п.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

115

2.03

Развитие речи. Научный текст

    1

Определение видов текста.

Работа с научным текстом

-развивать активный и пассивный словарный запас.

-наблюдать над устаревшими словами и неологизмами.

самостоятельная работа

116

3.03

Окончания им.сущ.во мн.числе в Р.п.

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

работа в парах

117

4.03

Написание им.сущ.с суффиксом –ищ-

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

фронтальный опрос

фронтальный опрос

118

5.03

Написание им.сущ.с суффиксом –ищ-

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарём

фронтальный опрос

словарь

119

6.03

Правописание окончаний им.сущ.во мн.числе 

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарём

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

самостоятельная работа

словарь

120

10.03

Развитие речи. Работа с картиной. Устное сочинение

1

Составление плана.

-практическое овладение диалогической и монологической речью

Творческая работа

121

11.03

Правописание окончаний им.сущ.во мн.числе

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарём

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

-строить монологическое высказывание,

-владеть диалогической формой речи

-ориентироваться в своей системе знаний

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

фронтальный опрос

122

12.03

Правописание окончаний им.существительных  И., В.п. во мн.числе

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарём

фронтальный опрос

словарь

123

13.03

Правописание окончаний им.сущ. Р.п.во мн.числе

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарём

самостоятельная работа

словарь

124

16.03

Правописание окончаний им.сущ. Д.п. во мн.числе 

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самопроверка

125

17.03

Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний им. существительных»

1

Запись текста под диктовку

-учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему

контрольная работа

126

18.03

Анализ работы и работа над ошибками

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

фронтальный опрос

127

19.03

Написание суффикса

–ок- после шипящих 

    1

фронтальный опрос

128

20.03

Развитие речи. Устное изложение

1

Составление плана текста.

-определять причины явлений, событий.

- донести свою позицию до других

самостоятельная работа

4 четверть

129

30.03

Им.сущ.с суффиксом

–ок-

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

130

31.03

Развитие речи. Письменное изложение.

1

Составление плана текста.

-учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему

Самостоятельная работа

Имя прилагательное (23 часа)

131

1.04

Изменение им.прил.по родам и числам

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-распознавать имена прилагательные среди других частей речи,

-определять лексическое значение имён прилагательных,

-подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные,

-распознавать сложные имена прилагательные, определять род имён прилагательных,

 -классифицировать их по родам, приводить свои примеры,  

 

фронтальный опрос

фронтальный опрос

132

2.04

Изменение им.прил.по падежам

    1

контрольный словарный диктант

фронтальный опрос

таблица «Окончания имён  прилагательных»

133

3.04

Окончания им.прил.с мягкой и твердой основой. Контрольный словарный диктант

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

134

6.04

Окончания им. прил. Муж . и ср. рода в И.п. В.п.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

работа в парах

135

7.04

Развитие речи.  Работа  с картиной. Устное сочинение.

1

Составление плана.

Работа в парах.

Творческая работа

задавать вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи

фронтальный опрос

136

8.04

Окончания им. прил. м. и ср.рода в И.п. В.п.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

- писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах;

-выполнять звукобуквенный разбор слова;

-образовывать прилагательные с помощью суффикса –н-.

 -ориентироваться в своей системе знаний

фронтальный опрос

фронтальный опрос

таблица «Окончания имён  прилагательных»

137

9.04

Окончания им. прил. м. и ср. рода в Р.п. В.п.

    1

138

10.04

Падежные окончания им. прил. м., ж., ср.рода

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самостоятельная работа

работа в парах

таблица «Окончания имён  прилагательных»

139

13.04

Правописание падежных окончаний им. прил.ед. числа

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

140

14.04

Развитие речи. Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону

1

Работа в парах.

Проектная деятельность

-использовать  нормы речевого этикета в повседневной жизни.

-моделировать правила участия в диалоге

фронтальный опрос

141

15.04

Падежные окончания им.прил.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-изменять  имёна прилагательные по падежам пользуясь таблицей, определять изученные грамматические признаки прилагательных и обосновывать правильность их выделения.

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

взаимопроверка

таблица «Окончания имён  прилагательных»

142

16.04

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

самостоятельная работа

143

17.04

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме.

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

работа в парах

фронтальный опрос

144

20.04

Чередование звуков в корне и суффиксах слов, видимое на письме.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

145

21.04

Развитие речи.   Сочиняем басню по картине

1

Работа в парах.

Творческая работа

-аргументировать ответ с учётом ситуации общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

фронтальный опрос

146

22.04

Склонение им.прил.во мн.числе

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет

взаимопроверка

147

23.04

Окончания им.прил. во мн.числе в И.п. и В.п.

    1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения

самостоятельная работа

148

24.04

Окончания им.прил. во мн.числе в Р.п., В.п. и П.п

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

149

27.04

Окончания им.прил. во мн.числе в Д.п. и Т.п.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

150

28.04

Развитие речи. Письменное изложение

1

Составление плана.

Творческая работа

-соотносить тексты и заголовки,

-выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных

фронтальный опрос

151

29.04

Окончания им.прил. во мн.числе в Р.п., В.п., П.п., Д.п., Т.п.

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-обосновывать  высказанное суждение;

-уметь  задавать уточняющие вопросы

фронтальный опрос

таблица «Окончания имён  прилагательных»

152

30.04

Итоговый контрольный диктант

1

Запись текста под диктовку

-проявлять интерес к процессу письма,

-обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;

- учится высказывать своё предположение;

контрольный диктант

153

5.05

Работа над ошибками. Слова с удвоенной буквой согласного

1

Работа по учебнику.

самостоятельная работа

Глагол ( 17 часов)

154

6.05

Начальная форма глагола

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарем

-узнавать неопределённую форму глагола,

-образовывать однокоренные глаголы,

фронтальный опрос

словарь

155

7.05

Развитие речи. Работа с картиной. Письменное сочинение

1

Составление плана.

Творческая работа

 -анализировать тему картины;

- составлять и записывать план своего рассказа;

  -записать описание картины по данному плану

самостоятельная работа

156

8.05

Суффикс –ть- (-ти-, -чь-). Написание частицы -ся

1

 Работа по учебнику.

 Работа в ПТО

Работа со словарем

-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

фронтальный опрос

фронтальный опрос

словарь

157

12.05

Суффиксы глаголов: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-

1

Работа по учебнику.

 Работа в ПТО

Работа со словарем

158

13.05

Времена глагола. Настоящее время глагола

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

Работа со словарем

- составлять план решения проблемы совместно с учителем.

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

фронтальный опрос

словарь

фронтальный опрос

работа в парах

159

14.05

Времена глагола Будущее время глагола

  1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

160

15.05

Развитие речи. Работа с картиной. Устное сочинение

   1

Составление плана.

Творческая работа

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,

-находить в тексте смысловые пропуски.

фронтальный опрос

161

18.05

Прошедшее время глагола

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-определять лексическое значение глаголов,

-узнавать неопределённую форму глагола,

-образовывать от глаголов однокоренные слова,

-раздельно писать частицу не с глаголами,

фронтальный опрос

162

19.05

Изменение глаголов  прош. врем. 

1

 Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

163

20.05

Изменение глаголов наст. времени

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

-уметь определять число и род глаголов прошедшего времени.

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

фронтальный опрос

работа в парах

164

21.05

Изменение глаголов в разных временах

1

 Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

165

22.05

Развитие речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям

1

Составление плана.

Творческая работа

-составлять план текста.

-оценивать текст,

-находить в тексте смысловые ошибки

практическая работа

166

25.05

Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола

1

Работа по учебнику.

 Работа в ПТО

-анализировать высказывания одноклассников, 

- определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи,

-повторить изученные орфограммы.

практическая работа

167

26.05

Обобщение по теме «Лексика» 

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

практическая работа

168

27.05

Обобщение по теме «Синтаксис»

1

 Работа по учебнику.

Работа в ПТО

169

28.05

Обобщение по теме «Развитие речи»

1

Работа по учебнику.

Работа в ПТО

фронтальный опрос

170

29.05

Развитие речи. Устное изложение

1

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,

-находить в тексте смысловые пропуски.

самостоятельная работа

Учебно-методическое и  материально-техническое  обеспечение  образовательного процесса

-учебники, учебные пособия: 

  1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А.,  Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс.
  2. Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс.

3.        Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Методическое пособие для учителя. 3 класс.

  4.        Лаврова Н.М. Сборник самостоятельных и контрольных работ.  3-4 класс.

-экранно-звуковые пособия:

CD  диск «Русский язык 3 класс»

Презентации по темам:

Слова-предметы;

Слова-действия;

Слова-признаки;

Слова-помощники;

Как делаются слова;

Состав слова.

-технические средства обучения:

 компьютер;

интерактивная доска;

сканер; принтер; проектор.

-цифровые образовательные ресурсы:

сайт http://nsportal.ru  методическая работа;

http://k-yroky.ru/;

Началка.сом ;

Педсовет.су;

Про школу. ру:

Фактор роста  Интеллектуальный турнир Разнобой;

45 минут  Учительский портал;

Smotri (Видео, музыка).

-учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

веера гласных букв;

веера парных согласных

-натуральные объекты:

школьный двор

-демонстрационные пособия:

таблицы:

     № таблицы

Тема

14.

Местоимения.

Слова, которые обозначают  предмет.

25.

Окончания имён  существительных.

Окончания имён прилагательных.

47.

Слова, которые обозначают действия предметов.

48.

СН без Т.

51.

Слова, которые обозначают признаки предметов.

Результаты  освоения учебного предмета  и система их оценки

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-м классе является формирования следующих умений:

- самоопределение - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач; 

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - организация участия  детей в действиях интриги, ориентирующей  младшего школьника помогать  героям  интриги с  целью решить интеллектуальные задачи.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Метапредметными  результатами является формирование следующих умений:

 

 В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится:

- работать с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;

-анализ и интерпретация информации;

- применение и представление информации;

-оценка получаемой информации;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • моделировать
  • подводить под понятие;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

В области коммуникативных УУД  обучающийся  должен уметь:

- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы,

-в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке;        
  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД:

-контроль и самоконтроль учебных действий;

-самоконтроль процесса и результатов деятельности.

(Обучающийся научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

 Предметными результатами изучение курса «Русский язык» в 3классе являются формирование следующих умений 

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
  • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся научатся:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

▪ выявлять слова, значение которых требует уточнения;

▪ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

 

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

  • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
  • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
  • задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • употреблять разделительные ь и ъ;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложениях;
  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
  • соблюдать орфоэпические нормы речи;
  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
  • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

  • Обучающиеся получат возможность научиться:

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета. «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со

взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Система оценки планируемых результатов:

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие методы  работы:

        - практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- наблюдение.


Текущая аттестация


- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- диктант;
- контрольное списывание;
- тесты;
- графическая работа;
- творческая работа;
- диагностическая работа


Итоговая аттестация


- контрольная работа;
- диктант;

 Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных

умений и навыков.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

                      Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

                            Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выпонена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

Аналигично оцениваются словарные диктанты (объём – 10 слов) .

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

                                                                   

Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...