Разбор по членам предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

РАЗБОР по членам предложения

Цели: создать условия для закрепления знаний о членах предложения; познакомить учащихся с ролью прилагательного в предложении, развивать орфографическую зоркость, Воспитывать бережное отношение к здоровью.

УУД:

Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях определять основную  и  второстепенную информацию

Коммуникативные: сотрудничать  в совместном решении проблемы, уметь слушать и понимать собеседника, участвовать в диалоге, уметь высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке  самостоятельно организовывать  свое рабочее  места

Ход урок

  1. Организационный момент

Прочитаем высказывание.

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний…»

 (Древний  Китай. Конфуций) (Сл.2)

-Как вы это понимаете высказывание?

Проверить готовность к уроку.

 

  1. Определение темы и цели урока, постановка  учебной задачи

Предложения состоят из слов.

Словарная работа

– Разгадываем кроссворд, отгадаем загадки, а отгадкой будет словарное слово: см. кроссворд в презентации (слайды 1-7)

(записываем в тетради, затем слово появляется на экране)

– Назовите ударный слог и опасные места.

Не сварить хороших щей
Нам без свежих … (овощей)
Плаванье полезно всем,
Посещаем мы …(бассейн)
Нам не нужен аспирин,
Принимаем …(витамин)
Вызывает оптимизм

Наш здоровый …(организм)
Рассчитавшись по порядку,
Дружно делаем …(зарядку)
Занимайся физкультурой,
Будет стройная …(фигура)

– Какое новое слово получилось? (осанка)

– Назовите ударный слог и опасное место.

Беседа о здоровом образе жизни

2.

– Кто может объяснить, что обозначает это слово?

– В словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд 8.1)

– А словарь Даля дает другое объяснение этого слова (слайд 8.2)

Как вы понимаете пословицу, приведенную Далем? Без осанки  конь – корова.

– Придумайте предложение со словом осанка.

3. Физминутка  для глаз

– Я вам приготовила свои предложения со словом осанка (слайд 9)

Прочитайте 1-ое предложение. Прочитайте 2-ое предложение. Запишите.

 

 

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

В предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

– Какие же это слова? (Это главные члены предложения, его грамматическая основа)

Включение в систему знаний и повторение

– Рассмотрите таблицу на с. 62-63  учебника.

– Какие члены предложения называются главными?

– Какие члены предложения называются второстепенными?

– Почему главные члены предложения так названы?

– Как их еще можно назвать?

– Назовите вопросы, на которые отвечает каждый член предложения.

– Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

Вернёмся к нашим предложениям. (Слайд 17)

– Найдите предложение, в котором слово осанка является подлежащим.

– Как подчеркиваем подлежащее? Подчеркнуть

– Найдите сказуемое.

– Как подчеркиваем сказуемое? Подчеркнуть

– Каким членом предложения является слово осанка во втором предложении? (дополнением)

– Как подчеркиваем дополнение? (пунктирной линией) Подчеркнуть

 

У какого сказочного героя была нарушена осанка? (у Бабы-Яги) (слайд 18)

– Как вы думаете, почему у Бабы-Яги вырос горб? (Когда она училась в школе, неправильно сидела за партой)

– Какой совет можно дать Бабе-Яге и тем людям, у которых нарушена осанка? (Надо заниматься спортом, правильно сидеть и стоять за партой) (слайд 19)

  1. Физминутка
  2. Работа по учебнику

Выполнение упражнения 1, с. 64 учебника: с комментированием у доски.

– Прочитайте алгоритм разбора простого предложения по членам и, опираясь на данный алгоритм, выполните упражнение 1.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Работа в парах.

Упражнение 2, с. 64:

– Ребята, назовите, каким членом предложения в 1-м предложении является прилагательное?

– А каким членом предложения является прилагательное во 2-м предложении?

– Значит, в ваших предложениях прилагательное является определением,  но  всегда  ли  так  бывает,  всегда  ли  прилагательные  в  предложении отвечают на вопросы какой? какая? и т. д. Об этом прочитаем правило на с. 64.

3. Работа в группах выполнение упражнения 3, с. 64-65 учебника.

Прилагательное –                 прилагательное –

Яркий свет слепит глаза.                    Свет ярок.

Звучит тихая мелодия.                        Мелодия тиха.

Высокое небо манило своей               Небо высокое и бескрайнее.

чистотой и бескрайностью.  

4. Работа в группах по карточкам. Самопроверка

         Л_карственные  р_стения  приносят  пользу  ч_л_веку  люди  используют  их 

для  л_чения  б_лезней  из  р_стений    готовят  отвары  мази  настойки

      Разберем первое предложение по членам (см. презентацию слайд 21) используя алгоритм. Один ребенок комментирует с места. Учитель “подчеркивает” на экране компьютера.

– Какой частью речи выражены члены предложения?

– Разберите по членам второе предложение самостоятельно (слайд 22).

Ребенок, комментировавший с места, выполняет задание на компьютере (экран погашен).

– Проверим. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).

– А теперь  вспомните, о каких растениях шла речь в тексте? (о лекарственных)

– Чем они полезны для человека? (приносят пользу)

– А у нас в классе есть растения? (Да. Фитомодуль)

– Для чего создан фитомодуль?

Фитомодуль служит для красоты, уюта, спокойной обстановки, для оздоровления воздушной среды. В нём есть лекарственные, красивоцветущие, экзотические растения.

VII.  Итог урока.

Давайте вспомним цель нашего урока? (уметь определять главные и второстепенные члены предложения) (слайд 24)

– Мы достигли поставленной цели? (да)

– Оцените свою работу на уроке

– Что нового узнали на уроке о разборе простого предложения и о членах предложения?

VII1 Домашнее задание: составить шесть предложений на тему «Осень в лесу».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_po_chlenam_predlozheniya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗБОР ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: создать условия для закрепления знаний о членах предложения; познакомить учащихся с ролью прилагательного в предложении, развивать орфографическую зоркость, Воспитывать бережное отношение к здоровью.

УУД:

Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях определять основную  и  второстепенную информацию

Коммуникативные: сотрудничать  в совместном решении проблемы, уметь слушать и понимать собеседника, участвовать в диалоге, уметь высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке  самостоятельно организовывать  свое рабочее  места

Ход урок

  1. Организационный момент

Прочитаем высказывание.

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний…»

 (Древний  Китай. Конфуций) (Сл.2)

-Как вы это понимаете высказывание?

Проверить готовность к уроку.

  1. Определение темы и цели урока, постановка  учебной задачи

Предложения состоят из слов.

Словарная работа

– Разгадываем кроссворд, отгадаем загадки, а отгадкой будет словарное слово: см. кроссворд в презентации (слайды 1-7)

(записываем в тетради, затем слово появляется на экране)

– Назовите ударный слог и опасные места.

Не сварить хороших щей
Нам без свежих … (овощей)
Плаванье полезно всем,
Посещаем мы …(бассейн)
Нам не нужен аспирин,
Принимаем …(витамин)
Вызывает оптимизм

Наш здоровый …(организм)
Рассчитавшись по порядку,
Дружно делаем …(зарядку)
Занимайся физкультурой,
Будет стройная …(фигура)

– Какое новое слово получилось? (осанка)

– Назовите ударный слог и опасное место.

Беседа о здоровом образе жизни

2.

– Кто может объяснить, что обозначает это слово?

– В словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд 8.1)

– А словарь Даля дает другое объяснение этого слова (слайд 8.2)

Как вы понимаете пословицу, приведенную Далем? Без осанки  конь – корова.

– Придумайте предложение со словом осанка.

3. Физминутка  для глаз

– Я вам приготовила свои предложения со словом осанка (слайд 9)

Прочитайте 1-ое предложение. Прочитайте 2-ое предложение. Запишите.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

В предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

– Какие же это слова? (Это главные члены предложения, его грамматическая основа)

Включение в систему знаний и повторение 

– Рассмотрите таблицу на с. 62-63  учебника.

– Какие члены предложения называются главными?

– Какие члены предложения называются второстепенными?

– Почему главные члены предложения так названы?

– Как их еще можно назвать?

– Назовите вопросы, на которые отвечает каждый член предложения.

– Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

Вернёмся к нашим предложениям. (Слайд 17)

– Найдите предложение, в котором слово осанка является подлежащим.

– Как подчеркиваем подлежащее? Подчеркнуть

– Найдите сказуемое.

– Как подчеркиваем сказуемое? Подчеркнуть

– Каким членом предложения является слово осанка во втором предложении? (дополнением)

– Как подчеркиваем дополнение? (пунктирной линией) Подчеркнуть

У какого сказочного героя была нарушена осанка? (у Бабы-Яги) (слайд 18)

– Как вы думаете, почему у Бабы-Яги вырос горб? (Когда она училась в школе, неправильно сидела за партой)

– Какой совет можно дать Бабе-Яге и тем людям, у которых нарушена осанка? (Надо заниматься спортом, правильно сидеть и стоять за партой) (слайд 19)

  1. Физминутка
  2. Работа по учебнику

Выполнение упражнения 1, с. 64 учебника: с комментированием у доски.

– Прочитайте алгоритм разбора простого предложения по членам и, опираясь на данный алгоритм, выполните упражнение 1.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

 Работа в парах.

Упражнение 2, с. 64:

– Ребята, назовите, каким членом предложения в 1-м предложении является прилагательное?

– А каким членом предложения является прилагательное во 2-м предложении?

– Значит, в ваших предложениях прилагательное является определением,  но  всегда  ли  так  бывает,  всегда  ли  прилагательные  в  предложении отвечают на вопросы какой? какая? и т. д. Об этом прочитаем правило на с. 64.

3. Работа в группах выполнение упражнения 3, с. 64-65 учебника.

Прилагательное –                     прилагательное –

Яркий свет слепит глаза.                    Свет ярок.

Звучит тихая мелодия.                            Мелодия тиха.

Высокое небо манило своей                    Небо высокое и бескрайнее.

чистотой и бескрайностью.        

4. Работа в группах по карточкам. Самопроверка

        Л_карственные  р_стения  приносят  пользу  ч_л_веку  люди  используют  их  

для  л_чения  б_лезней  из  р_стений    готовят  отвары  мази  настойки

      Разберем первое предложение по членам (см. презентацию слайд 21) используя алгоритм. Один ребенок комментирует с места. Учитель “подчеркивает” на экране компьютера.

– Какой частью речи выражены члены предложения?

– Разберите по членам второе предложение самостоятельно (слайд 22). 

Ребенок, комментировавший с места, выполняет задание на компьютере (экран погашен).

– Проверим. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).

– А теперь  вспомните, о каких растениях шла речь в тексте? (о лекарственных)

– Чем они полезны для человека? (приносят пользу)

– А у нас в классе есть растения? (Да. Фитомодуль)

– Для чего создан фитомодуль?

Фитомодуль служит для красоты, уюта, спокойной обстановки, для оздоровления воздушной среды. В нём есть лекарственные, красивоцветущие, экзотические растения.

VII.  Итог урока.

Давайте вспомним цель нашего урока? (уметь определять главные и второстепенные члены предложения) (слайд 24)

– Мы достигли поставленной цели? (да)

– Оцените свою работу на уроке

– Что нового узнали на уроке о разборе простого предложения и о членах предложения?

VII1 Домашнее задание: составить шесть предложений на тему «Осень в лесу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Разбор по членам предложения"

Тест выполнен для работы по программе несколько мышек. Microsoft Mouse Mischief, можно использовать  как для 3 класса, так и для 4...

Урок русского языка в 4 классе "Разбор по членам предложения" УМК Начальная школа XX Iвека

Урок разработат в соответствии с требованиями ФГОС. Учебник "Русский язык" 4 класс, автор С. В. Иванов, 2013 г...

Разбор по членам предложения

Разбор по членам предложения...

Предложения для разбора по членам предложения

Здесь помещены различные предложения для нахождения главных членов предложения. Данный материал будет полезен для уроков русского языка 2 и 3 класса. Также их можно использовать для самостоятельной ра...

Предложения для разбора по членам предложения.

материал для индивидуальной работы...

Разбор по членам предложения

Развивать умения разбирать предложения по членам....

Предложения для разбора по членам предложени

Предложения для разбора по членам предложения. Русский язык. 4 класс...