Урок русского языка в 4 классе "Разбор по членам предложения" УМК Начальная школа XX Iвека
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Святова Наталия Сергеевна

Урок разработат в соответствии с требованиями ФГОС. Учебник "Русский язык" 4 класс, автор С. В. Иванов, 2013 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Разбор по членам предложения»

Цель: способствовать развитию умения разбирать предложения по членам

Планируемые результаты (метапредметные): знакомятся с алгоритмом разбора простого предложения по членам; находят предложения, удовлетворяющие заданному условию

Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учёбе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого чнловека; проявляют доброжелательность в соре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.

УУД (метапредметные)

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формурлировать познавательную цель

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия.

Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи.

Основное содержание темы, понятия, термины: разбор простого предложения.

Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Имя прилагательное – сказуемое.

Ход урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Весёлый прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

- Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

- Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех.

  1. Постановка учебной задачи

Игра «Найди лишнее слово»

На доске слова: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, существительное.

- Найдите лишнее слово. (Существительное, т. к. оно относится к частям речи, а остальные слова – члены предложения).

- Определите тему урока.

- А чем мы будем заниматься на уроке в соответствие с темой урока?

(Находить грамматическую основу предложения, разбирать предложения по членам, различать распространённые и нераспространённые предложения).

- Как ещё можно назвать главные члены предложения? (Грамматическая основа).

- На какие вопросы отвечает обстоятельство, определение, дополнение?

  1. Актуализация знаний и способов действий

- Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень).

(Вывешивается картинка с изображением осени).

- Какая орфограмма в слове «осень»?

-Какие ассоциации возникают у вас при слове «осень»? (дождь, ветер, золотая….)

- На доске собраны некоторые ассоциации к слову «осень». (Картинки с изображением огорода, урожая, ветра).

- Как можно назвать эти слова? (Словарные).

- Запишите эти слова и объясните орфограммы.

- При слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя осень, поздняя осень, дождливая. Но больше всего мы любим золотую осень. Потому, что природа одевается в яркие краски.

- Составьте нераспространённое предложение со словом «осень». А какое предложение мы называем нераспространённое? (В котором только грамматическая основа).

Пришла осень.

- Разберите это предложение по членам и дайте характеристику этому предложению.

- А что нужно сделать, чтобы это предложение превратилось в распространённое? (Добавить второстепенный член предложения).

- Добавьте член предложения – определение.

Пришла золотая осень.

- А теперь добавьте обстоятельство.

Пришла в лес золотая осень.

На доске записано предложение: Вечер тихий.

- Разберите это предложение по членам. Возникла проблема. Если мы добавим (был), то получим: Вечер (был) тихий.

 - Сказуемое выражено прилагательным.

- Откройте учебник на стр. 64 и прочитайте правило.

- Что нужно сделать, чтобы проверить, является ли прилагательное сказуемым? (Подставить слова был, будет).

- Запишите предложение под диктовку и разберите по членам предложения:

Небо высокое.

  1. Применение знаний и способов действий

1. Работа в парах

- Какая основная задача работы в паре?

- У вас на партах карточки. Прочитайте задание. Что будете делать?

(Вставить в текст пропущенные слова из подсказки, списать текст, разобрать по членам предложения).

Осень

По небу плывёт большая ___________. Часто льёт _____________ дождь. Дует сильный ____________. Скоро _______________ зима.

Подсказка: наступит, туча, ветер, проливной.

Коллективная проверка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Работа в группе «Живые слова»

- Из слов в конверте, вы должны составить распространённое предложение, подчеркнуть члены предложения, нам показать и доказать правильность разбора.

1 группа. Берёзы стоят в золотом уборе.

2группа. Низкое солнце скрылось за деревьями.

3 группа. В лесу ёжики шуршат листьями.

4 группа. Подул осенний холодный ветер.

5 группа. С деревьев слетают жёлтые листочки.

6 группа. Разноцветные листья кружатся в воздухе.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

- Спишите любые 2 предложения и разберите их по членам предложения.

       VI. Итог. Игра «Верю – не верю»

- Я называю вам утверждение, если оно верное и вы соглашаетесь со мной, вы говорите «верю», если не соглашаетесь – «не верю».

1. В предложениях есть только главные члены предложения. (-).

2. Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу (+).

3. Предложения могут быть без второстепенные членов. (+).

4. Если предложение состоит только из главных членов, то такое предложение называется нераспространённое. (+)

5. Дополнение, обстоятельство и определение – составляют основу предложения. (-).

  1. Рефлексия

- Мы много говорили сегодня об осени. А какая погода бывает осенью?

- Сейчас мы увидим, какая погода в нашем классе.

-На столах у вас картинки с изображением тучки, солнышка и дождика

1. Если вам понравилось на уроке, всё вам было понятно и вы справились со всеми заданиями, то поднимите солнышко.

2. Если вам понравился урок, но не всё было понятно, испытывали некоторые трудности или нуждались в помощи, то поднимите тучку.

3. Если вы ничего не поняли на уроке, и вам срочно нужна помощь – то поднимите карточку с изображением дождика.

  1. Домашнее задание: стр. 64 упр. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Тема. Образование слов при помощи приставок.

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»Тема. Образование слов при помощи приставок.  Цель урока.  Формирование умения  образовывать слова при помощи пр...

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Современному учителю предс...

Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Программа "Школа России". 4 класс.

Урок  "Главные и второстепенные члены предложения" проводится в теме "Синтаксис и пунктуация. Предложение."...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Тема урока: Как делаются  слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.Цель: создание условий для формирования умений  составлять и записывать слова  с соединит...