Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Морфологический разбор глагола"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Данная методическая разработка поможет учителям в интересной форме научить грамотно выполнять морфологический разбор глагола учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_morf._razbor_glagola_4_klass.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного мероприятия с использованием элементов технологии модерации и активных методов обучения (АМО), направленных на развитие универсальных учебных действий (УУД)
(В приложении пояснительная записка)
Автор урока: Межникова Виктория Александровна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Образовательное учреждение: НОУ «Частная школа «Дипломат», Адмиралтейского района, города Санкт-Петербург
Класс: 4 класс
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Морфологический разбор глагола»
Методическая информация | ||||
Тема урока | «Морфологический разбор глагола» | |||
Авторы учебника, по которому ведется обучение | Иванов С. В. | |||
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками) | Урок получения новых знаний. Вводный урок по данной теме. Система обучения Н.Ф.Виноградовой. | |||
Краткая характеристика класса | В классе 8 учащихся, из них 4 девочек и 4 мальчика. Отличников – нет, хорошистов – 4 человека. В целом активный класс, работоспособность высокая. Эмоциональный фон в классе стабилен, несмотря на большое количество лидеров. В результате этого постоянная (заранее запланированная) смена видов деятельности. | |||
Цель урока | Систематизация знаний морфологических и грамматических признаков глагола и изученных частей речи. | |||
Задачи урока |
| |||
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока | Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, склонение, число, падеж; начальная форма глагола (инфинитив), постоянные признаки ( вид глагола (совершенный и несовершенный), спряжение; непостоянные признаки (наклонение: изъявительное, повелительное, условное) число, лицо, род; члены предложения. | |||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам. Метапредметные УУД: 1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока. 2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий 3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, интерактивная доска, индивидуальные карточки, рисунок «Дерево «ожиданий», информационные карточки | |||
Подробный конспект урока | ||||
Этапы урока | Время, продолжительность | Подробное описание АМО | Описание действий участников образовательного процесса | Примечание |
Инициация (начало образовательного мероприятия) | 3 мин. | АМО начала урока: «Галерея портретов» Цель: приветствие, знакомство, создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 3 мин. Проведение: ученики здоровываются с гостями, представляясь им. Оценка результата: Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками |
-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом. | |
Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока) | 1 мин. | Игра: «Испорченный телефон» |
Тема урока сегодня: «Морфологический разбор глагола». - Какое слово здесь является ключевым? (Глагол) -С какими понятиями (терминами) у вас ассоциируется это слово? (вид, спряжение, наклонение, времена и т.д.) -А знакомо ли вам словосочетание «Морфологический разбор»? -Я вам предлагаю сформулировать цели нашего урока. | Включается презентация к уроку. Слайд 1. Слайд 2. Цели урока: |
Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) | 5 мин. | АМО «Дерево ожиданий» Цель: систематизация целей, пожеланий, опасений. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 3-5 мин. Необходимые материалы: Стикеры в форме яблок и лимонов Проведение: Учащимся заранее раздаются вырезанные из бумаги карточки в форме фруктов. На них им предлагается более четко определить, что они ожидают от урока, чего опасаются. Оценка результата: Систематизируются цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. |
- Ребята, запишите на «яблочках» то, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на «лимончиках» то, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться. (Учащиеся записывают на стикеры ответы и прикрепляют на нарисованное дерево). | |
Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся) | 5 мин. | АМО «Кластер» Цель: обобщение итогов работы в группах Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: доска, карточки с морфологическими признаками имени существительного и имени прилагательного Проведение: Дети разбиваются на две группы и им предлагается составить алгоритмы морфологического разбора им.сущ. и им. прилаг.на магнитной доске Оценка результатов: Эмоциональная работа в группе, наглядное представление достижений. |
1) Задача: выявить общее алгоритмов. - Итак, что предполагает собой любой разбор? (Определённую последовательность действий). - Сейчас в группах вы должны вспомнить последовательность морфологического разбора имени существительного и имени прилагательного. Выполнять это вы будете с помощью «Кластера». - Итак, что можно выделить общее для морфологических разборов: 1. Определение части речи. 2. Определение начальной формы слова и его постоянных признаков. 3. Определение непостоянных признаков. 4. Определение роли слова как члена предложения. -Какой можно сделать вывод по отношению морфологического разбора глагола. (он будет выполняться по такому же принципу) | Слайд 3 Слайд 4 |
Эмоциональная разрядка | 3 мин. | АМО «физ.минутки» - «Воздух, земля, огонь, вода». Цель: восстановление всех систем организма, повысить уровень энергии в классе Время проведения: 3 мин. Оценка результата: быстрое снятие утомления, восстановление умственных и физических способностей. |
| |
Проработка содержания темы | 10 мин. | АМО «Шапка» Цель: обобщение итогов работы в группах Участники: все обучающиеся. Время проведения: 20мин. Необходимые материалы: доска, информационные карточки Проведение: дети становятся парами и поочерёдно вытаскивают из шапки термины-признаки. Нужно за 20 секунд суметь объяснить, что за морфологический признак. Оценка результатов: Эмоциональная подача материала, наглядное представление достижений. | 2)Задача: составить алгоритм морфологического разбора глагола. -Теперь составим алгоритм морфологического разбора глагола. В группах вспоминаем, какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными. - Вспомните, как называется начальная форма глагола? (Неопределенная форма или инфинитив) На доске: Постоянные признаки: Вид глагола (совершенный или несовершенный), спряжение. Непостоянные признаки: Наклонение (изъявительное, повелительное, условное), У глаголов изъяв.накл. – время, если прошедшее – род, число, если настоящее или будущее – лицо, число У глаголов условного наклонения род и число, а у глаголов повелительного наклонения – число. | Слайд 3, 4 |
Работа с учебником | 5 мин. |
Задача: применить на практике составленный алгоритм. Морфологический разбор глаголов. Учебник стр.43 упражнение 1. 1 . (Что сделал?) уснул – глагол. 2. Н.ф. – уснуть. 3. Постоянные признаки: совершенный вид, 1 спряжение. 4. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, мужской род, ед.ч. 5. (Что сделал?) уснул – в предложении является сказуемым. Глаголы раскололо, замирает, висят разбирают группы, затем на доске представитель от группы пишет разбор.
| Самопроверка по слайду 5. | |
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) | 5 мин. | АМО «Ромашка» Цель: эффективное подведение итогов урока. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 мин. Необходимые материалы: доска, мел, 3 цветка из цветной бумаги – ромашка. Проведение: дети отрывают лепестки ромашки, по кругу в группе передают разноцветные лепестки и отвечают на вопросы, относящиеся к уроку, к целям. Оценка результатов: этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить особое внимание на следующем уроке. | Вопросы:
| |
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) | 5 мин. | АМО «Дерево ожиданий» |
Задача: анализ своих возможностей. - Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Забираем листочки и анализируем. Чьи мнения совпали с подученными результатами? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.
В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....
Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....
Методическая разработка урока по русскому языку "Времена глагола"
Содержит в себе блок =схему для учащихся, конспект урока для учителя и презентацию....
Методическая разработка урока по русскому языку ( 3 класс) " Правописание частицы не с глаголами"
Формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Глагол. Спряжение глаголов"
Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Уметь определять морфологические признаки глаголов;Научи...
Методическая разработка урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
1.Организационный момент. - Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.2.Чистописаниеет ит ут ют ат ят- На что похожи соединения, которые я вам с...