Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Васильева Вероника Валерьевна

Урок дает общее представление о правописании приставок, оканчивающихся на согласный. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок с презентацией549.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24 октября 2014 года

Тема урока: «Знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цели:

предметные:          - познакомить учащихся с правилом написания приставок без- / бес-, из- / ис-, раз- / рас-;

                                 - начать работу по отработке написания слов с этими приставками;

метапредметные: - способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке;

                                 - формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать своё предположение (версию) на основе

                                   наблюдения за языковым материалом;

                                 - формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

                                 - учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Универсальные учебные действия:  познавательные (П)

                                                                  регулятивные (Р)

                                                                  коммуникативные (К)

                                                                  личностные (Л)

Оборудование урока: - презентация

                                        - карточки для парной и групповой работы,

                                        - названия пунктов и листы для самопроверки

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока

1. Мотивация к учебной   деятельности.

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке. А сейчас улыбнемся нашим гостям и поприветствуем их

- Охарактеризуйте свое настроение на уроке (Радостное, хорошее, веселое, и т.д.)

- Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок, а еще лучше на весь день.

  • самоопределение (Л);

  • смыслообразование (Л);

  • целеполагание (П);

2.Актуализация знаний и выявление проблемы.

1. Каллиграфическая минутка.

На доске: раз   из  воз

- Определите, какой частью слова могут быть данные буквосочетания? (Приставка)

- Приведите примеры.

- Что вы знаете о приставках?

2. Орфографическая разминка.

- Прослушайте слова, определите, что их объединяет? (Все слова с приставками, орфограммам в приставке, являются неопрделенной формой глагола)

   написать, постучать, зашить, проплыть, доделать, надстроить

- В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? (в приставке, безударная гласная в приставке)

- Какое задание мы можем выполнить с этими словами? (записать слова в два столбика)

- Какие умения вам понадобятся для его выполнения?

                                           Запись под диктовку.

Взаимопроверка, взаимооценка.

- Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? (нет, они пишутся традиционно)

- Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий?

Предположения детей.

- Давайте попробуем разобраться.

- Возьмите карточку 1. (см. приложение)

- Какое задание вам надо будет выполнить? (угадать слово по его лексическому значению)

- Что такое лексическое значение слова? (то, что слово обозначает)

                                             Учащиеся работают в парах.

- Какие слова вы записали?

                рассвет                       бесполезный                       испуг                

                разведка                     бездельник                         известный

- Выделите в словах приставки.

- Что вы заметили? (одни приставки пишутся с буквой з, а другие- с буквой с)

- Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить?

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

  • обобщение, аналогия (П)

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • постановка и формулирование проблемы (П);

4.Определение темы и постановка учебной задачи.

5. Открытие новых знаний.

- Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с)

- Какие учебные  задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)

- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).

- Но интереснее  догадаться самим.

физминутка

- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.

1. Работа в группах.

- Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение).

Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием.

- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.

- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?

- Проверим свои предположения.

Презентация. Слайд 1.

- Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм)

- Проверьте свой алгоритм.

Презентация. Слайд 2.

  • целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р);

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К);

  • поиск и выделение необходимой информации (П);

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

  • использование знаково-символических средств (П);

6.Первичное закрепление

Презентация. Слайд 3.

- Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с и з.

Самопроверка. Слайд 4. Самооценка. Слайд5.

Физминутка для глаз

  • умение выражать свои мысли (К);
  • умение действовать по алгоритму (Р);
  • использование знаково-символических средств (П);

7.Самоконтроль и самопроверка.

- Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с)

- Проверить, достигли ли мы её, нам поможет работа  на пунктах самоконтроля, которые расположены в конце нашего класса.

Названия пунктов:

  • Приставка РАЗ-
  • Приставка РАС-
  • Приставка БЕЗ-
  • Приставка БЕС-

- Перед вами карточки со словами, прочитайте их и определите, к какому пункту вам нужно подойти. Выберите того, кто сможет оценить вашу работу. Проверьте по листку самоконтроля

  • самоконтроль в форме результата с заданным эталоном (Р);

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • оценивание качества и уровня усвоения, коррекция (Р);

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Чем бы вы хотели заняться на следующе уроке?

1) Вы были успешны и чувствовали себя комфортно

2) Разобрались в теме урока

3) умеете применять свои знания

 

  • Отметьте * в нужном окошке

- Чью работу на уроке вы могли бы отметить? Чья помощь оказалась полезной?

  • умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • умение выражать свои мысли (К);
  • оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р).

10. Итог урока

- Закончите фразу, употребив наречие

НАШ УРОК ПРОШЕЛ … (интересно, увлекательно, быстро, замечательно, трудно)

  • оценка

Приложения.

Приложение 1. Карточка  для работы в парах.

Время перед восходом солнца –

Сбор сведений о противнике во время войны –

Труд без пользы  –

Тот, кто ничего не делает – 

Внезапное чувство страха –

Такой, о котором знают все –  

Приложение 2. Карточки для групповой работы.

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

рассвет                    [     ] – звонкий,  глухой

разведка                  [     ] – звонкий,  глухой

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

бесполезный           [     ] – звонкий,  глухой

бездельник              [     ] – звонкий,  глухой

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

испуг                      [     ] – звонкий,  глухой

известный             [     ] – звонкий,  глухой

Карточка 3. Таблица для групповой работы.

Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.

перед глухим согласным

перед звонким согласным

 рассвет

разведка

бесполезный

бездельник

испуг

известный

Вывод.

Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед                                  согласными.

Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед                                     согласными.

Приложение 3 .

Бе…звучный

Ра…чертить

Ра…резать

Бе…злобный

Ра…считать

Ра…думывать

бе…жалостный

Ра…пилить

Ра…гуливать

Бе…заботный

Ра…сказать

Ра…говаривать

Бе…нравственный

Ра…толковать

Ра…менять

Бе…вкусный

Ра…следовать

Ра…будить

Бе…зубый

Ра…сеять

Ра…гром

Ра…свет

Бе…хитростный

Бе…причинный

Бе… шумный

Бе… спорный

Бе… ценный

Бе… смертный

Бе…сонный

Приложение 4.

Листы самоконтроля

1 пункт                                                           2 пункт

Разрезать

Расчертить

Раздумывать

Рассчитать

Разгуливать

Распилить

Разговаривать

Рассказать

Разменять

Растолковать

Разбудить

Расследовать

Разгром

Рассеять

Рассвет

3 пункт                                                 4 пункт

Беззвучный

Бессонный

Беззлобный

Беспричинный

безжалостный

Бесспорный

Беззаботный

Бессмертный

Безнравственный

Бесхитростный

Безвкусный

Бесшумный

Беззубый

Бесценный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Знакомство с родом имён существительных".

Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....

Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"

Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...