Главные вкладки

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработчик: Носарева Елена Викторовна, МАОУ СОШ № 46 с УИОП города Калининграда.

    Русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова

    Тема: Неопределённая форма глагола.

    Цели: -сформировать представления учащихся о неопределённой форме  

                 глагола как  начальной,

               -развивать память, речь, мышление, логику учащихся, развивать        

                умение  сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать

                коммуникативные  способности учащихся,

               -прививать любовь к родному языку.

                 

    Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много гостей. Повернитесь к гостям, поприветствуйте кивком головы, улыбнитесь, а теперь садитесь.

    2. Определение темы и задачи урока.

    -Сегодня на уроке русского языка мы будем очень много работать, сотрудничая в группах.

    -Как вы считаете, какая часть речи нам будет помогать работать на уроке, управлять нашими делами и мыслями? (Глагол)

    -А почему глагол?

    -Что называется глаголом? (Дайте определение глаголу)

    -Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?

    -Действительно, сегодня на уроке мы будем:

    Мультимедиа                         сотрудничать,

                                                      слушать (внимательно друг друга),

                                                      думать,

                                                      решать (проблемы и поставленные задачи),

                                                      размышлять,

                                                      рассуждать,

                                                      классифицировать (слова по каким-либо    

                                                      признакам),

                                                      анализировать,

                                                      сравнивать,

                                                      обобщать,

                                                      делать (выводы)

                                                     

    -Поставьте вопросы к данным глаголам и попробуйте определить тему урока.

    Мультимедиа.

    Тема урока «Неопределённая форма глагола»

    -Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать задачу урока.

    Мультимедиа.

    Задача: почему форма глагола называется неопределённой?

    -Ответ на данный вопрос мы получим в течение урока, а пока минутка чистописания.

    3.Чистописание.

    -Давайте вновь обратимся к глаголам, посмотрим, что общего у всех?

    -Предложите свою минутку чистописания.                                                                             -Составьте цепочки из данного сочетания букв.

    4. Работа над темой.

    -Итак, задача нашего урока, выяснить, почему эта форма глагола называется неопределённой. Ответ на данный вопрос вы получите, когда выполните в группах задания.

    1 группа. Упр. 106.

    1) Выполните задания 1, 2 (1-3 предложения).                                                                 2) Подчеркните, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы.

    2 группа. Упр. 106.                                                                                                           1) Выполните задания 1, 2 (5-7 предложения).                                                                  2) Подчеркните, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы. К какой морфеме они относятся?

    3 группа.

    1. Прочитайте пословицы.                                                                                               2. Когда так говорят?                                                                                                   3.Спишите. Поставьте к глаголам вопросы.

    Лучше (  ?) потерять кошелёк, чем (    ?  ) нарушить слово.           

    (  ?   )Быть сильным – хорошо,(  ?  ) быть умным – лучше вдвое. 

    (Ученик у доски)

    4. Почему в пословицах часто употребляются глаголы неопределённой формы? (То, о чём говорится в пословице, относится ко всем людям, поэтому не нужно указывать на лицо, число и время).                                                                                     5. Вспомните пословицы, где есть глаголы неопределённой формы.

    4 группа.                                                                                                                                 1. Прочитайте.  

    Старость, молчать, отнимать, молодость, трость, порадовать, кисть, отдохнуть.                                                                                                                             2. Что общего у всех этих слов?                                                                                           3. В чём отличие?                                                                                                                 4. Распредели слова на 2 группы. Обоснуй свой ответ.                                                      5. К какой морфеме относится  сочетание –ть в каждом слове?

     (с карточками у доски 2 человека)

    5 группа.                                                                                                                                  1. Прочитайте шуточный рассказ «Инфинитив» Ф.Кривина.

    2. Есть ли в тексте инфинитив (неопределённая форма)? Если да, то подчеркни его, устно поставь вопрос.

    3. Используя текст и ответы учащихся, попробуйте придумать схему-опору определения глагола-инфинитива.

    Смотрит инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:

    -Эх, вы, разве так надо изменяться?

    -А как?- спрашивают глаголы. –Ты покажи.

    -Я б показал, - сокрушается инфинитив,- только у меня времени нет.

    -Время мы найдём,- обещают глаголы. Какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?

    -Давайте будущее, - говорит инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про вспомогательный глагол.

            Дали ему вспомогательный глагол.

            Изменяется вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.

            Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому изменяться? Он инфинитив, у него нет времени.

    Ученики 5 группы  предлагают свою опору на доске.

    Неопределённая форма глагола (инфинитив), начальная школа

    что делать?, что сделать?

                                                                      ^      ^

    -ть, -ти, -чь

    красить, идти, беречь

    нет рода, числа, падежа

       Чтение вывода в учебнике на с. 78.  

       Итог подводит учитель.

         4. Физкульминутка.

    Дети делают упражнения.

    -Потянулись, улыбнулись,

    Окончательно проснулись.

    1. Закрепление изученного.

    Упр. 108.

    Цель: упражнение в образовании неопределённой формы глагола, а также определение грамматических признаков временных глаголов.

    -Скажите пожалуйста, как изменяются глаголы  настоящего и будущего времени.

    -А прошедшего?

    Мультимедиа.

                                             Помните!

    что делал?         что сделал?

                                   что делать?                                               что сделать?

    что делает?                                            что сделает?

                                                                   

    Коллективный разбор. Образец:

                                                                    ^

    взлетела (прош. вр., ед.ч., ж.р.) – взлететь

     

     Мультимедио. Самопроверка.

    1-2 группа                                                     3-4 группа

    тараторит (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) – тараторить

    не сладит ( наст. вр. , 3 л., ед.ч.) – не сладить

          растут (наст. вр., 3 л., мн.ч.)  - расти

          гуляют (наст. вр., 3 л., мн.ч.)  -гулять

          наступает (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) - наступать

            летают  (наст. вр., 3 л., мн.ч.) - летать

            поют (наст. вр., 3 л., мн.ч.) - петь

       стрекочет (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) – стрекотать

            слушать

            не хочет (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) – не хотеть

            болтает  (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) - болтать

    5 группа. Сколько сложных предложений в данном стихотворении? Ответ обосновать. Дать характеристику любому предложению.

    Микровывод: чему учились, выполняя данное упражнение?

         Задания по выбору.

     -Хочу напомнить, что задания разные по степени сложности. Предлагаю выбрать одно задание из трёх.

    Мультимедиа.

    1. а) Данные словосочетания замените глаголами неопределённой формы.             б) Придумайте предложение с глаголом неопределённой формы.

                       Оказывать помощь - ….

                       Очищать пол от сора - ….

                       Вести наблюдения - ….

                       Давать совет - ….

                       Принимать решение - ….

    1. а) Подберите к глаголам синонимы. Запишите глаголы в неопределённой форме.                                                                                                                       б) Придумайте предложение с глаголом неопределённой формы.

               Строят - …, фантазирует - …, охраняет - …, горят - …, блестел - ….

              (мастерить, мечтать, сторожить, пылать, сиять)

    1. а) Замени фразеологизмы глаголами неопределённой формы.                             б) Придумайте  предложение с другими  фразеологизмами.

              Бить баклуши -… .

              Вешать нос - … .

              Дрожать как осиновый лист – … .

              Держать в голове – … .

              Держать язык за зубами – … .

    6. Итог.

    Игра «Будь внимателен!»                                                                                                    

         

    Мультимедиа.

    Найди в таблице по вертикали и по горизонтали глаголы-инфинитивы.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

    С

    Т

    Р

    Е

    Л

    Я

    Т

    Ь

    В

    Н

    М

    В

    Т

    Ч

    К

    Л

    И

    Г

    Р

    А

    Т

    Ь

    И

    Ю

    С

    Т

    Р

    О

    И

    Т

    Ь

    Б

    Т

    А

    Ы

    П

    Л

    А

    И

    И

    Е

    У

    Т

    Ц

    Ы

    Н

    Д

    Т

    Т

    К

    П

    О

    Д

    А

    Т

    Ь

    Ь

    Я

    Л

    Р

    Ф

    Ш

    И

    Ч

    Стрелять, свистеть, любить, играть, идти,  строить, подать, дать – 8.

    -Какое открытие вы сегодня  совершили?                                                                              -Что такое глагол-инфинитив?                                                                                                

    7. Домашнее задание.  По выбору: упр. 107 стр. 78 или сочинить стихотворение с глаголами неопределённой формы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    1 группа. Отметь верные утверждения.

    Глаголы обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: «какой?»,

    «какая?», «какое».

    Глаголы связаны с именами прилагательными.

    Глаголы изменяются по временам и числам в настоящем и будущем времени.

    Глаголы склоняются.

    В предложении глаголы являются сказуемым.

    Глаголы настоящего времени изменяются, как и прилагательные, по родам и числам.

    Глагол в предложении требует от существительного  определённого косвенного падежа.

    2 группа.

    1. Какие грамматические признаки есть у глагола? Отметьте правильный ответ и обоснуй его.

    Число, время, склонение, род.

    Число, время, лицо, род.

    Падеж, число, склонение, время.

    3 группа.

    1. Подчеркните глаголы, которые стоят в форме 3 лица, единственного числа.

    2. Что общего у всех этих глаголов?

    Молчит, иду, пишут, рисуешь, говорит, печатаем.

    4 группа.

    1. Подчеркните глаголы неопределённой формы.

    2. Вспомните пословицы с глаголами неопределённой формы. Запиши их.

    3. Почему глаголы неопределённой формы часто встречаются в пословицах?

    Свистит, построить, воет, мести, свежесть, бежал.

    5 группа.

    1. Что общего у всех этих слов?

    2. В чём отличие?

    3. Распределите слова на 2 группы. Обоснуйте свой ответ.

    4. Разберите все слова по составу.

    Созрело, зеркало, весло, везло, пришло, крыло.

    6 группа.

    Составьте схему-опору о глаголе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

    Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

    Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

    Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова...

    конспект урока русского языка с презентацией по теме "Словосочетание". 3 класс.

    урок  русского языка в 3 классе  к УМК "Перспектива"....