Написание парных согласных в конце слов. Урок-исследование по русскому языку во 2 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
На уроке используются активные формы работы учащихся: коллективное исследование и работа в паре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВ
Город Новый Уренгой
МБОУ СОШ № 7
Учитель начальных классов
Ковальчук Л.Г.
Тема: Написание парных согласных в конце слов.
Цель: Выяснить, в каких случаях необходимо проверять написание парных согласных в корне слова. Вывести правила проверки парных согласных в конце слова и научить применять их на практике. Развивать мышление, умение обобщать, делать выводы. Формировать умение отстаивать свою точку зрения.
ХОД УРОКА.
I. Организация класса.
II. Самоопределение к деятельности.
Начинается урок
Он пойдёт, надеюсь впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
И на уроке не зевать.
Пусть девизом нашего урока станут слова:
«УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ»
Я думаю, что на сегодняшнем уроке, вы сумеете открыть ещё одну тайну русского языка.
III. Чистописание.
- Гимнастика для кисти рук.
Начнём с гимнастики. Поставьте руку на локоток. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами забор. Давайте покрасим его движением руки.
- вверх, вниз (10 раз)
- вправо, влево (10 раз)
- круги по часовой стрелке (5 раз)
- круги против часовой стрелки (5 раз)
Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.(«Тетрадь по чистописанию» М.А. Яковлева, стр 55)
Прочитайте какие буквы будем прописывать.
У З Д
- Почему они написаны вместе? (общий элемент наклонная линия с петлёй внизу)
- Дайте характеристику звукам, обозначенным этими буквами.
- Какая буква может быть лишней?
- К какой группе относятся оставшиеся буквы? (парные)
- Запишите буквы, соблюдая наклон и расстояние.
2) Орфоэпическая минутка.
На уроках русского языка мы учимся не только красиво и грамотно писать, но и правильно говорить, произносить слова. Поставьте, пожалуйста, ударение и правильно произнесите слова:
ЗВОНИТ ДОСУГ
- Ели дома он сидит, телефон весь день звонит.
- Знакомо ли вам значение второго слова?
- Это свободное от работы, учёбы, занятий время.
- Часто можно услышать такой совет:
СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ СВОЙ ДОСУГ С ПОЛЬЗОЙ.
- Что значит проводить досуг с пользой?
(Больше двигаться на свежем воздухе, правильно питаться. Это очень важно весной, когда организм ослаб от долгой зимы.)
- Очень важно, чтоб питание было разнообразным. Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, необходимых организму для поддержания хорошего здоровья.
Одни продукты дают ЭНЕРГИЮ, чтоб двигаться, хорошо думать: масло, гречка, геркулес. Другие - помогают СТРОИТЬ организм и делать его более сильным: мясо, рыба, творог. А третьи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму РАСТИ И РАЗВИВАТЬСЯ: капуста, морковь , бананы.
Не зря говорят: «Овощи и фрукты – полезные продукты». Детям следует съедать около 500 граммов овощей и фруктов в день.
IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
А сейчас давайте вспомним, названия каких овощей и фруктов являются словарными словами. Узнайте по описанию, о каком овоще или фрукте идёт речь и запишите его название.
- Название этого овоща произошло от латинского слова, и означает голова «капут».
КАПУСТА .(дети записывают слово и дают ему характеристику: вопрос, кол-во
слогов, ударный, безударный)
- Это огородное растение мы научились выращивать у коренных жителей Америки индейцев. Оно круглое, сочное, красного цвета. В переводе с итальянского языка означает «золотое яблоко».
ПОМИДОР (записывают и дают характеристику)
- Фрукт с ароматной и твёрдой кожурой жёлтого цвета и кислой на вкус мякотью
ЛИМОН
- Шаровидный плод яблони, жёлтого, зелёного, красного цвета. Древнерусское слово означает «шар». ЯБЛОКО
V. Постановка учебной задачи, проблемы.
- Словарные слова надо знать, чтобы не ошибиться в написании гласных.
- Почему они звучат не так как пишутся? (находятся в слабой позиции).
- Как вы думаете, могут ли быть согласные в слабой позиции?
(Существуют разные мнения)
- Всегда ли написание согласных совпадает с произношением? Не могут же согласные быть ударными и безударными.
- А если могут быть согласные в слабой позиции, то какие?
- Что следует сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с согласными?
Вот сколько вопросов, на которые мы не можем пока дать однозначный ответ.
(открывается запись на доске)
Какая же тема нашего урока? Кто догадался?
(Дети формулируют тему урока «Написание ______согласных в слове».)
Выясним, каких согласных, тогда допишем.
VI. Поиск решения проблемы.
- Давайте попробуем найти ответы на вопросы путём исследования. Исследовать -значит выяснить, изучить, открыть. Учёные исследуют природу, растения, ископаемые, а мы будем исследовать слова: понаблюдаем и сделаем выводы.
- Актуализация опорных знаний.
Без знаний исследовательскую работу проводить невозможно. Многое, но не всё, вы уже знаете. Давайте вспомним, что знаете о звуках и буквах.
- На какие две группы можно разделить все буквы?
- Что вы знаете о гласных?
- О согласных?
- Чем звонкие звуки отличаются от глухих?
- Какие звонкие согласные образуют пару?
3) Исследовательская работа.
Можем приступать к исследованию. Предлагаю поработать в парах. Как известно в спорах рождается истина. Не забывайте о правилах работы в парах:
- Советуйся с соседом.
- Прислушивайся к его мнению.
- Не перебивай.
Перед вами слова:
ГРУША ГЛАЗ ДЫНЯ ТРУД ГРОМ РЫБКА МАЛИНА МОРКОВКА СОН
Посоветуйтесь с соседом и выберете только те слова, при написании которых возможно ошибиться.
Дети выписывают слова:
ГЛАЗ
ТРУД
РЫБКА
МОРКОВКА
- Почему в этих словах можно допустить ошибку?
(Произношение не совпадает с написанием)
В подтверждение этой мысли запишите транскрипцию к каждому слову.
[г л а с]
[т р у т]
[р ы п к а]
[м о р к о ф к а]
-Сделайте вывод.
(Согласные произносятся не так как пишутся, а значит, они находятся в слабой позиции)
- Ответ на первый вопрос мы нашли.
- Теперь попытайтесь найти ответ на второй вопрос. Какое место в слове для согласных является слабой позицией? Выделите корень и подчеркните согласные, которые отличаются произношением.
- Сделайте вывод.
(На конце слова и на конце корня перед согласными).
Продолжим исследование.
- Все ли согласные в конце слова звучат не так как пишутся? В группе слов, которые мы исследуем найдите слова, в которых согласный стоит в конце слова и никаких трудностей не вызывает. (гром, сон)
- К какой группе согласных принадлежат буквы, которые вызывают трудности? (Парным согласным).
Учёные говорят, что они оглушаются.
- Ответ на третий вопрос нашли.
(Только парные согласные требуют проверки).
3) Работа с учебником.
- Я думаю, авторы учебника подтвердят ваши выводы. Прочитайте их мысли в учебнике на стр.136
(дети читают правило)
Покажите, как обозначается эта орфограмма.
4) Работа над правилом правописания парных согласных.
- А теперь самая важная часть нашего исследования. Посоветуйтесь, и решите, что следует сделать, чтоб не ошибиться в написании слов с парными согласными. (Изменить, подобрать однокоренное.)
-Запишите эти слова.
(глаза, труды, рыбы, морковочка)
-Почему смогли услышать звук чётко? (Гласный помог.)
- Сделайте свой вывод и сверьте его с выводом учёных. (Правило на стр 138)
А ещё есть правило в стихах:
ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ПРОВЕРЯЙ,
РЯДОМ ГЛАСНЫЙ ПОДСТАВЛЯЙ!
VII. Физминутка.
VIII. Первичное закрепление нового материала.
А теперь попробуйте применить свои знания, выполнив задание:
Вставьте пропущенную букву, подберите проверочное слово к словам:
СУГРО…
СНЕ…КИ
МОРО…
ЗУ…КИ
(Дети выполняют, записывая на доске и проговаривая вслух)
- Работа с учебником.
В упражнении 238 есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Сумеете ли вы заметить эту подсказку, выполняя его.
(Дети выполняют упражнение и делают вывод)
- Самостоятельная работа.
Работаем сами. Я буду загадывать загадки, а вы запишите отгадки, обозначив орфограмму.
Зверь я горбатый, Мнут и катают, в печи закаляют,
А нравлюсь ребятам. А потом за столом нарезают ножом.
(верблюд) (хлеб)
Ходит полем из края в край, А ну-ка, ребята, кто угадает,
Режет чёрный каравай. На десятерых братьев двух шуб хватает.
(плуг) (варежки)
Если я пуста бываю, В лесу родилась,
Про тебя я забываю, А в воде живёт.
Но когда несу еду – (лодка)
Мимо рта я не пройду. (ложка)
(дети записывают, обозначают орфограмму)
IX Включение нового в систему знаний.
- Распределить слова на три группы по виду орфограмм.
Л..СНИК,
ХОЛО…,
СЕМ..Я,
М..СТЫ,
КНИ..КА,
ДРУЗ..Я,
ГРИ..,
ТР..ВА,
РУЧ..И.
- Творческая работа.
Дополнить рассказ словами по теме урока и вписать их правильно используя найденные вами способы проверки парных согласных в словах.
Сад.
У нас на даче есть фруктовый ______ . Осенью в нём созревают _______ плоды. Наливается соком спелый _________. На газоне зеленеет ______.
(Слова для справок: сад, огород, яблоки, виноград, сливы, травка, сладкие.)
У кого возникли трудности, посоветуйтесь.
X Итог урока. Рефлексия.
- Какое открытие сделали для себя?
- Довольны ли результатами исследования?
Составление портрета успеха.
XI Домашнее задание.
Придумать 6 слов с парными согласными и подобрать проверочные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку во 2 классе по технологии А.М.Кушнира на тему:«Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова».
Открытый урок по русскому языку во 2 класе на тему: «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», разработан по природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/27/picture-276434-1374944884.jpg)
Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»
Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/05/picture-456205-1404562848.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Тема: Упражнение в написании парных согласных на конце слова
Учитель: - Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня тема нашего урока: «Упражнение в написании слов с парной согласной на конце слова» (1 слайд)-Но урок у нас будет необычный, мы отправимс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1001380-1516825249.jpg)
Русский язык 2 класс Тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова»
Конспект урока русского языка 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107946-1548492796.jpg)
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-754874-1455295671.jpg)
Конспект урока русского языка на тему "Написание слов с парными согласными в конце слова"
Урок-путешествие на остров парных согласных...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/21/picture-43159.jpg)
Тема: "Чередование в корне парных согласных, которое мы не видим на письме", русский язык, 2 класс, программа ПНШ
Урок по русскому языку, 2 класс, программа ПНШ....