Лексико – стилистическая работа в связи с изучением имени прилагательного.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Надольная Татьяна Юрьевна

Формирование понятие «имя прилагательное» непосредственно связано с развитием речи. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, добрый, трудолюбивый и др.). Большие возможности по обогащению словаря детей открываются для учителя при умелом использовании связей уроков чтения и русского языка. Первоначальное ознакомление с прилагательными начинается с наблюдения над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико – стилистическая работа в связи с изучением имени прилагательного.

Формирование понятие «имя прилагательное» непосредственно связано с развитием речи. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, добрый, трудолюбивый и др.). Большие возможности по обогащению словаря детей открываются для учителя при умелом использовании связей уроков чтения и русского языка. Первоначальное ознакомление с прилагательными начинается с наблюдения над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают.

Признаки предмета разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности. Осознанию учащихся роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы:  Какой? Какая? Какое? способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами прилагательными. Точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные. Например: описание экскурсии в парк, лес, описание зверей и птиц. Эффективными являются следующие виды работ:

  1. Распространение предложений.
  2. Восстановление деформированного текста.
  3. Составление текстов по картинке и опорным словам.

 Упражнения такого вида развивают умение точно употреблять прилагательные в речи.

Чтение художественной литературы обогащает словарный запас учащихся. На лучших произведениях русской и зарубежной классики дети учатся видеть прекрасное, становится внимательными, включают яркие, выразительные прилагательные в свой активный словарь. Тексты – описания изображают картины природы, отдельные предметы и явления. Научить младших школьников писать сочинения – описания, значит научить детей правильно употреблять прилагательные в речи.

Тема «Имя прилагательное»  является очень интересной в плане развития речи учащихся. Именно прилагательные делают нашу речь выразительной и яркой, т.е. изобразительной. Необходимо проводить работу над синомитичными прилагательными, во-первых, постепенно накапливаются слова – синонимы; во – вторых, надо чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений (по цвету, по величине, оценке говорящего, отношению его к данному предмету и др.).

Детям можно предложить следующие упражнения:

1. Дается список слов, относящихся к одной части речи. В списке может быть две и даже три синомичные группы. Дети вычленяют эти группы (большой, гигантский, огромный; прекрасный, чудесный)

2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого – либо признака (большой, огромный, гигантский; великолепный, чудесный, красивый, чудесный)

3. Подбор синонимов к данному слову и составление предложений: красный (румяный, алый, багряный, пунцовый, кумачовый, рубиновый)

Необходимо помнить, что синонимы могут быть слова только одной части речи.

  1. Замена синонима в предложении, поочередно включая разные синонимы, определить, в чем различие значений этих слов. Например, Малыши обнимали и целовали отважных путешественников…(Н.Носов)
  2. Выбор наиболее точного слова из 2-3 синонимов. Например: Памятны мне два дерева у нашего забора: стройный клен и кривая скрипучая ветла (прямой, корявый, огромный, искривленный).

Младшие школьники должны понять, что  одной из главных функций синонимов является функция замещения (выбор самого точного слова) с целью избежать ненужной тавтологии. Частой речевой ошибкой учащихся при написании сочинений, изложений является повторение одного и того же слова. В качестве подготовительных упражнений на уроках развития речи перед написанием сочинения или изложения можно предложить редактирование текста с таким заданием: прочитать текст, отметить его недостаток (речевая ошибка – повтор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ»

Словарная работа является важнейшей составной частью работы по развитию речи в школе. Она проводиться на уроках русского языка в связи с изучением грамматики и правописания. На занятиях по литературе ...

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД...

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Методическая разработка раздела образовательной программы "Русский язык"...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательно

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательного...

Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)

Статья на тему : "Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)"....

Взаимосвязь работы по развитию речи с изучением имени прилагательного

Речевая самостоятельность младших школьников невысока, поэтому формирование их речевой культуры начинается с анализа речевых образцов. В первую очередь это, конечно, будет язык художественной литерату...