Урок обучения грамоте 1 класс "Чтение слогов и слов с буквами Д, д"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ирина Леонидовна Дубина

Способствовать развитиюнавыков правильного, плавного, сознательного чтения. Учить понимать текст, придумывать заголовки к тексту. Развивать познавательный интерес у учащихся, умение обобщать, анализировать. Работать над развитием связной и грамотной речи, фонематического слуха, внимания. Создать условия для развития коммуникативных умений ерез работу в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_chtenie_slogov_s_bukvoy_d.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н.Радищева»

Урок  обучения грамоте

1 класс

УМК « Школа России»  

Тема :

Составила и провела

учитель начальных классов

Дубина Ирина Леонидовна

Г.Железногорск-Илимский

Тема: «Чтение  слогов и слов с буквами Д, д.»

Цели урока:

 Способствовать развитию навыков правильного, плавного, сознательного чтения.

Учить понимать текст, придумывать заголовки к тексту.

Развивать познавательный интерес у учащихся, умение обобщать, анализировать.

Работать над развитием связной и грамотной речи, фонематического слуха, внимания.

Создать условия для развития коммуникативных умений через работу в парах.

Оборудование: компьютер ,  мультимедиа проектор

I.Организационный момент.

– Доброе утро! – птицы запели –

                   Добрые люди, вставайте с постели:

                   Прячется вся темнота по углам,

                   Солнце взошло и идёт по делам.

– И мы с вами отправляемся по делам, но сначала давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь так, как будто бы вам преподнесли неожиданный подарок.

– Закройте глаза, вслушайтесь в звуки, определите, где мы с вами очутились.

– Откройте глаза, вы оказались правы. В этот морозный день мы побываем на море. (Слайд 1)

II. Постановка учебной задачи.

– Ракушка откроется, если вы выполните задание, которое вы сами должны сформулировать.

                темда

   – Ракушка открылась и что мы видим? (Буква Д) (Слайд 2)

   – Как вы думаете, почему именно эта буква оказалась спрятанной в ракушке?

    – Значит тема урока…

    – Расскажите всё об этой букве.

    – Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учиться отличать звук [д] и [д,] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв, учиться читать слоги, слова с буквой Д).

III.План реализации  учебной задачи. 

1. – Представьте себе, что у вас есть бинокли. Возьмите их в руки, посмотрите, что нас ждёт на берегу моря.(Слайд 3)

   – Найдите лишнее слияние и объясните, почему оно лишнее.

ДА, ДА, ДА, Да

ду, ДУ, ду, ду

ды, да, ды, ды

до, до, до, до (другим цветом)

Игра «Горка».

- Давайте прочитаем слоги, поднимаясь в горку.

          2. – Ребята, внимательно посмотрите на предметы (Слайд 4). Скажите, можно ли их назвать одним и тем же словом? Если можно, то, каким?

          – Сделайте вывод, слово водолаз… (многозначное).

           –Произнесите слово водолаз. Определите, сколько в нём слогов.

            – Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге. Назовите выделенный звук. Дайте характеристику звука [д].

           – Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашего водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и 8 звуков, из них два одинаковых согласных звука. Какое это животное?( Слайд 5)

          – Произнесите слово крокодил, выделяя в нём первый звук третьего слога. Назовите этот звук. Охарактеризуйте звук  [д,].

          – Попробуйте рассказать о крокодиле что-то хорошее, а на недостатки указывайте в мягкой форме.

        3.  – Давайте представим себе, как выполняет свою работу водолаз.

Рассказ подготовил Миша. Вы внимательно послушайте и попробуйте назвать слова со звуком [д] и [д,], встретившиеся в рассказе.(Слайды 6 - 7)

        Перед началом работы водолаз проверяет своё оборудование, надевает специальную одежду и акваланг.

        После этого с берега, лодки или корабля он постепенно спускается в водоём.

        На дне водоёма или просто в воде водолаз выполняет работу.

        Затем водолаз поднимается наверх.

    –Назовите слова со звуками [д] и [д,].

        4. На физкультминутке мы тоже освоим с вами движение погружения в воду и выхода на поверхность. Если в произнесенном мною слове есть звук [д] или [д,], вы погружаетесь в воду и поднимаетесь наверх. Но делать это надо очень медленно, чтобы организм постепенно привыкал к давлению воды. Если в слове нет новых звуков, то вы делаете движение головой вправо-влево, изображая разминку водолаза на берегу.

        Спуск, медленно, вода, дно, рыбы, рачки, подплыл, поднял, подъем.

5.  – Что же можно увидеть под водой?(Слайды 8-9)

  – Много интересного видят под водой водолазы. Крошечная часть подводного мира отражается в этой записи. (слайд 10) Внимательно посмотрите на неё и составьте к ней своё задание.

ме       бель     ми     ду     дю      ди      за     га      я

  – Назовите первое слово, которое вы прочитали и обоснуйте свой ответ. (Медуза)

  –  Какое ещё слово вы прочитали? (Бельдюга)

  –  Назовите оставшееся слово (Мидия)

  –        Молодцы, ребята! Вы правильно прочитали такие трудные слова. Скажите, что в них есть общее? (названия животных, которые живут в море или океане, во всех словах есть буква Д, по три слога)

  – Найдите признаки, с помощью которых два слова из данных трёх можно объединить, а одно исключить (бельдюга и мидия буква Д обозначает мягкий звук [д,], а в слове медуза- твердый)

  – На какие две группы можно разделить эти слова? (Бельдюга – рыба, мидия и медуза – это не рыбы)        

6.  – Прочитайте слова.  (Слайд 11) Какое слово «лишнее». Докажите.

        Дом, домик, о доме, домашний

7.– Ребята, вспомните тему урока и подумайте, какое имя может быть у нашего водолаза? ( Слайд 12)  (Дима, Даниил, Денис)

  – Корреспондент взял у Дмитрия интервью.

 – А что такое интервью? (Предназначенная для печати, или передачи по радио, телевидению беседа с каким-нибудь лицом). Но микрофон оказался испорчен, поэтому вопросы исчезли, остались только ответы водолаза. Давайте попробуем восстановить интервью. Прочитаем ответы. ( Слайд 13)

Драгунский                Кто ваш любимый писатель?

Днепр                        На какой реке вы любите отдыхать?

Дятел                        Какая птица вам больше нравится?

Торт «Сладкая долька»                        Какое ваше любимое лакомство?

        Человека, который берёт интервью, называют интервьюер.

  – Назовите первый вопрос.

  – Назовите остальные вопросы.

  – Теперь мы многое узнали об этом человеке.

  – Подумайте, какие черты характера присущи людям этой профессии?

8.Ребята, сейчас мы продолжим работу. Но перед этим я хочу дать очень важное задание Диме и Андрею: выбрать только те слоги, которые связаны с темой урока. (да , ну, ми, ло, ду, ды, до, ди, на).  А Антону и Наташе – специальное задание: составить пословицу.(Дело словом не заменишь).

– Внимательно посмотрите на данный текст. (Слайд 14)   Скажите, какую работу надо с ним выполнить?

          ?

        Водолаз – мастер на  все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший  корабль.

        (Прочитать текст, озаглавить его)

   – Озаглавьте данный текст, используя для этого одно из имеющихся в нем предложений. («Водолаз – мастер на все руки»)

   – Как вы понимаете выражение «мастер на все руки»? (Так говорят про человека, который умеет многое делать сам и делает это хорошо)

(Проверка работы)

– О труде говорится во многих пословицах, но их нужно применять к месту, чтобы речь была яркой, красочной, чтобы выделить самое главное. Как вы понимаете эту пословицу?

Дело словом не заменишь.

        IV.Итог урока.

  – Закройте глаза. Послушайте звук волн. Вспомните наш урок.

  – Продолжите предложение «Сегодня на уроке я узнал о …»

 – О людях каких профессий вы хотели бы узнать на наших уроках?

 

                

 

                   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Конспект урока обучения грамоте "Письмо слогов и слов с изученными буквами"

Урок письма в 1 классе по системе Л.В.Занкова в свете ФГОС...

Презентация к уроку обучения грамоте "Чтение слогов и слов с изученными буквами"

Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа России"...

Конспект урока обучение грамоте "Сопоставление слогов и слов с буквой З и С" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление  знаний учащихся о согласных звуках [з], [з′], букве З з; формирование умений различать звуки  [з] и [c], [з’] и [c’]; форм...

Урок обучения грамоте "ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ К (закрепление)"

Урок обучения грамоте "ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ К (закрепление)"...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Чтение слов с буквой Е" - 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщить и систематизировать знания о гласных звуках [й’э], [э] и навыка письма буквы Е, е; совершенствование умения читать слоги, слова предложения с ...