Открытый урок русского языка по теме "Алфавит", УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лапина Ольга Владимировна

          Современная жизнь предъявляет сегодня человеку особые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать новые требования, урок должен стать новым, современным, поэтому не случайно сегодня мы будем говорить о том, что «Современный урок - это основа эффективного и качественного образования» 

Учитель выбирает методы и приемы в зависимости от целей и задач учебного занятия, его содержания, специфики работы с конкретными обучающимися. Учитель должен знать, что важным критерием правильности выбора метода, приема обучения является качественное достижение конечного запланированного результата урока.

Но чтобы увидеть учебный материал урока целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности, учителю необходимо уметь конструировать урок, в условиях введения новых образовательных стандартов уметь отображать дидактическую структуру урока через технологическую карту……..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта26.57 КБ
Файл Конспект урока25.85 КБ
Office presentation icon Алфавит2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока,
реализующего формирование УУД

Предмет:        
русский язык
Класс:                
1 – а

Учитель:          Лапина О.В.
Автор УМК :    
М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина.
Тема урока:    
Алфавит.
Тип урока:        
изучение нового материала.

Задачи: 1. Дать знания об алфавите и его использовании. (Предметная задача.)

              2. Развитие умения слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения.( Метапредметная задача.)

              3. Учить работать в парах. (Личностная задача.)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи.

1. Буквы из разных алфавитов.

Актуализирует уже имеющиеся знания.

 Узнают буквы русского алфавита, зачеркивают лишние.

По определённым признакам

узнать  буквы русского алфавита.

Задают вопросы.

Формулировать выводы из наблюдений.

Прогнозируют тему урока.

Принимать  и сохранять учебную задачу.

2. Постановка темы урока.

Ставит тему урока.

Определяют тему урока.

Вспомнить имеющиеся знания по данной теме.

Формулируют тему урока.

По наблюдениям сформулировать тему урока.

Слушают учителя, одноклассников.

Принимать  и сохранять учебную задачу.

3.Что такое алфавит?

Уточняет значение и этимологию слова «алфавит».

Читают и запоминают определение из учебника и толкового словаря. Узнают этимологию слова алфавит.

Уметь использовать дополнительную литературу (толковый словарь и букварь.)

Хоровое прочтение определений.

Правильно прочитать определения.

Слушают учителя, одноклассников,

Принимать  и сохранять учебную задачу.

4. Постановка проблемных вопросов.

Определяет учебную задачу.

Определяют проблемы по теме урока. Дают предположительные ответы на проблемные вопросы.

Поставить учебную задачу( проблемы) урока.

Задают вопросы.

Ставить и формулировать проблемы  урока (учебную задачу).

Слушают учителя, одноклассников, прогнозируют ответы на проблемные вопросы.

Планировать действие в соответствии с поставленной задачей.

II. Осмысление содержания.

1.Назвать буквы в алфавитном порядке.

На протяжении всего этапа: организует работу по решению проблемы урока (учебной задачи).

Контролирует выполнение работы.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует взаимопроверку.

На данном задании: показывает алфавит и просит назвать буквы в алфавитном порядке.

Называют буквы в алфавитном порядке. Различают понятия: «звук» и «буква».

Уметь называть буквы в алфавитном порядке.

Проговаривают буквы  по цепочке.

Назвать правильно букву.

Работают по плану, предложенному учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать правильность выполнения задания.

2.Игра

«Пропущенная буква».

Организует игру.

Вставляют пропущенные буквы.

Уметь называть буквы в алфавитном порядке.

Определяют место буквы в алфавите. Правильно называют их.

Уметь правильно определить место буквы в алфавите  и назвать её.

Оценивают правильность выполнения задания.

Контролировать правильность выполнения задания.

3.Буквы алфавита и их звуки.

Обобщает знания учащихся о гласных и согласных, о звуках и буквах.

Делят буквы алфавита на три группы: буквы гласных  и согласных звуков, буквы- знаки.

а) Самостоятельно записывают буквы гласных, обозначающих один звук  в алфавитном порядке.

Взаимопроверка.

б) Под диктовку записывают буквы согласных звуков.

Взаимопроверка.

Анализировать буквы при помощи модели с целью выделения существенных признаков.

а) Самостоятельно записывать буквы гласных в алфавитном порядке.

б) Записывать буквы согласных под диктовку учителя.

Работают в парах, оценивают действия партнёра.

Уметь выслушать одноклассника, учителя  и высказать свою точку зрения.

Оценивают работу в парах.

Оценить действия партнёра в тетради знаками

«+» или «-».

4.Использование алфавита.

Даёт информацию об использовании алфавита. Помогает расставлять слова в алфавитном порядке, учит правильно списывать с доски.

Вспоминают использование алфавита в жизни. Расставляют слова в алфавитном порядке, списывают с доски.

Списать с доски слова в алфавитном порядке с проговариванием «опасных» мест.

Выслушивают  и координируют точки зрения и позиции одноклассников.

Уметь выслушать одноклассника, учителя  и высказать свою точку зрения.

Оценивают правильность выполнения задания в парах.

Контролировать правильность выполнения задания.

Оценить действия партнёра в тетради знаками

«+» или «-».

5.Использование строчных и прописных букв.

Даёт понятие об использовании строчных и прописных букв.

В процессе работы со стихотворением, словосочетаниями и отдельно взятыми словами учатся правильно использовать строчные и прописные буквы.

Правильно использовать строчные и прописные буквы.

Выслушивают  и координируют точки зрения и позиции одноклассников.

Уметь выслушать одноклассника, учителя  и высказать свою точку зрения.

Оценивают правильность выполнения задания.

Сохранять учебную задачу на уроке.

Контролировать правильность выполнения задания.

III. Итог урока. Рефлексия.

Устанавливает причинно- следственные связи между блоками информации. Подводит итог.

Обращаются к теме урока. Отвечают на проблемный вопрос урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Анализировать мыслительные операции, обобщить материал, сделать вывод.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Выделить то, что хорошо усвоено и то, что подлежит усвоению и закреплению.



Предварительный просмотр:

Учитель: Лапина Ольга Владимировна

Предмет: русский язык (обучение грамоте, письмо)

Класс: 1

Авторы прописи: Н.С. Кузьменко, Н.Б. Бетенькова

Тема: Алфавит.

Цель: учить правильно называть буквы  и использовать их.

Задачи:

1. Определить значение алфавита в жизни человека. ( Предметная задача.)

2. Учить принимать и сохранять учебную задачу.  (Метапредметная задача.)

3. Формирование привычки к рефлексии. (Личностная задача.)

I. Постановка темы и учебной задачи урока.

1. Буквы из разных алфавитов.

Слайд

- Ребята, что изображено на слайде? (Буквы из разных алфавитов, печатные и письменные.)

- Выберите буквы русского алфавита.

- Кто сможет назвать тему урока?

2. Постановка темы урока.

Слайд

На доске: Тема урока: Алфавит. 

- Откройте прописи на стр. 48. Прочитайте слово вверху. (Алфавит.)

3.Что такое алфавит?

Слайд

- Почему так говорят: «Я– последняя буква в алфавите?»

- Что такое алфавит?

- Где можно узнать точное значение этого слова? (В толковом словаре или в букваре на стр. 116)

 ( Чтение на слайде: Алфавит- расположение букв в определённом порядке.)

 4.Как появилось слово «алфавит»?

Слайд

- Вспомните, как появилось это слово?

Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово      АЛФАВИТ.

5. Постановка проблемных вопросов.

- Что хотите узнать нового об алфавите? 

Слайд

На доске:

1. Зачем нужно знать алфавит?

2.Кого можно назвать знатоком алфавита?

II. Осмысление содержания.

- Чтобы ответить на эти два вопроса, я и авторы прописей приготовили для вас ряд испытаний.

1. Назвать буквы в алфавитном порядке.

 Слайд

- Начинаем первое испытание. 

- Назовите буквы в алфавитном порядке.

(Учащиеся называют их по цепочке.)

- Какие буквы представлены на слайде? (Заглавные, прописные, печатные.)

- Где они используются?

- Каких  букв не хватает? (Маленьких, строчных, печатных.)

2.Игра « Пропущенная буква».

Слайд

- Кто сможет правильно назвать пропущенные буквы и собрать яблоки?

Слайд

- Итак, с первым заданием вы справились. Исходя из этого задания,  ответьте:

- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто правильно называет буквы и знает их порядок.)

Слайд

- Каких букв ещё не было на слайдах? (Письменных.)

- Где мы с ними встречаемся?

- Сейчас мы с вами и будем их писать.

3.Буквы алфавита и их звуки.

Следующее  второе испытание для вас приготовили авторы.

- Посмотрите на значки ниже. Как вы думаете, о чем вас просят авторы.

( Записать  буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.)

-  Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Авторы просят записать буквы гласных, которые обозначают один звук. Запишите их в алфавитном порядке.

- 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах.

Самостоятельная работа.

Запись : а, и, о, у, ы, э.

 Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите простые карандаши в руки, если вы довольны написанной буквой, поставьте сверху «+», если не довольны «-».

(1 человек проверяет у доски.)

- Какие буквы ещё просят вас написать авторы?

Запись под диктовку: б, д, х, Ж, З, й, С, н.

 - 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах.

 Взаимопроверка.

- О каких буквах мы ещё не говорили на уроке? Что вы о них знаете?

Слайд

 - Итак, со вторым заданием вы справились. Исходя из этого задания,  ответьте:

- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто правильно и красиво пишет буквы.)

4.Использование алфавита.

Слайд

- Начинаем третье испытание.

-  Напишите фамилии писателей в алфавитном порядке.

Коллективная работа.

Учащиеся по одному человеку выходят к доске, а остальные - пишут в прописях.

Запись : Житков, Крылов, Пушкин .

- Зачем нужно уметь распределять слова в алфавитном порядке? Где эти знания используются? (Словари, справочники, библиотека, классный журнал.)

Слайд

- Итак, с третьим  заданием вы справились. Исходя из этого задания,  ответьте: Кого можно назвать знатоком алфавита?(Кто в нужном порядке располагает слова.)

Физминутка.

5. Использование строчных и прописных букв.

а) Строчные и прописные буквы в стихотворении.

- Продолжаем. Четвёртое испытание самое трудное и большое. Оно состоит из нескольких заданий.

Первое задание.

- Прочитайте стихотворение, вставив  пропущенные буквы. Выберите подходящий к нему рисунок.

Слайд

Фотография с девочкой, собирающей маргаритки на лугу.

Слайд

Чтение: Собирала Маргаритка

                Маргаритки на горе.

                Растеряла  маргаритки

                Маргаритка во дворе.

- Что заметили? ( Маргаритка- может быть имя девочки и цветок. Собственное имя девочки  пишем с прописной буквы. Название цветка будем писать со строчной буквы. Если слово будет стоять в начале строки, то пишем его с большой буквы.)

1 человек вставляет пропущенные буквы  и слоги у доски, а остальные – в тетрадях.

- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.)

б) Строчные и прописные буквы в собственных именах и названиях животных.

Слайд

Второе задание.

- Прочитайте слова под картинками. Объясните,  какую букву нужно вставить и почему? Самостоятельная работа.

(Слово Скворцов в первом случае - фамилия, поэтому начинается с прописной буквы, а во втором случае слово скворцов сообщает, чей домик и пишется со строчной буквой.)

1 человек вставляет пропущенные буквы у доски, а остальные – в тетрадях.

Третье задание.

- Рассмотрите картинки и подпишите их. Самостоятельная работа. ( Название города Орёл пишется с большой буквы, а название птицы – с маленькой.)

Учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные буквы, затем один человек объясняет,  как записал в тетради.

Итак, вы справились с третьим испытанием. Исходя из него, ответьте:

- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.)

III. Итог урока.

- Какова была тема нашего урока?

- Какие  мы поставили вопросы?

- Чтобы ответить на них, мы прошли ряд испытаний. Назовите все ответы.

На доске:

- Что вам понравилось на уроке?

- Что вызывало затруднение?

- У кого получилась работа в паре?

- Что вы посоветуете тем, у кого работа в паре не получилась?

- Что вы посоветуете тем, кто не мог делать выводы?

- Где можно применить полученные знания на уроке?

Дополнительное задание:

- За вашу хорошую работу на уроке, авторы приготовили игру « Я знаю названия городов».

Ваша задача состоит в том, чтобы назвать города в алфавитном порядке и записать их правильно в тетрадь.

Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: Лапина Ольга Владимировна МБОУ СОШ №46 Сургут, 2014г

Слайд 3

Почему так говорят? Что такое алфавит? - расположение букв в определённом порядке

Слайд 4

Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ. Из толкового словаря

Слайд 5

Зачем нужно знать алфавит? 2. Кого можно назвать знатоком алфавита?

Слайд 7

Вставь пропущенные буквы: а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

Слайд 9

Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы.

Слайд 11

Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Крылов Пушкин Житков 2 3 1

Слайд 12

Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы. Кто в нужном порядке располагает слова.

Слайд 14

Соби ла арга тка арга тки на го . Расте ла арга тки арга тка во дво . ра ри ри ре ря ри ри ре М М М м м м

Слайд 15

Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы. Кто в нужном порядке располагает слова. Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.

Слайд 16

Петя …кворцов домик …кворцов

Слайд 17

рёл рёл О о О о

Слайд 18

1 Зачем нужно знать алфавит? 2 . Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы. Кто в нужном порядке располагает слова. Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.

Слайд 19

Я знаю названия городов Адлер, Азов, Александровск, Алушта, Алупка, Архангельск. Балтийск, Барнаул, Белгород, Белозерск, Березники, Бородино. Владимир, Вологда, Воронеж, Воткинск. Гагарин, Галич, Геленджик, Городец. Дагомыс, Дмитров, Дубна, Добрянка, Дубовка, Днепропетровск. .

Слайд 20

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....