Рабочая программа Русский язык
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Сахалтуева Оксана Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit.k_rus.yaz_.doc188 КБ
Microsoft Office document icon tematichesk._po_russkomu.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Замзорская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»

Школьным  МО                          

Руководитель ШМО                                                            

___________/_Зуева Г.С./ 

Протокол №___ от_____2014г                                          

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/Торская М.Н./

ФИО

от «__»_________2014г.

«Утверждаю»

Директор МКУ Замзорская СОШ________/_Н.В. Корчагина/

                             ФИО

Приказ № ___ от «__»2014г.

Рабочая программа  

составлена на основе ФГОС начального общего образования

по (предмету)    ____русский язык ________

     Класс____3_______

     Всего часов на учебный год___170_____

     Количество часов в неделю____5_____

Составлена в соответствии с примерной программой по учебным предметам «Начальная школа в 2-ч» 5изд., переработанное (Стандарты второго поколения) Москва «Просвещение» 2011год

                           

Учебник «Русский язык» - 3 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  «Просвещение», в 2-х ч.,_ 2014г.

              Учитель:

Фамилия__Сахалтуева

Имя_Оксана_________________

Отчество_Валерьевна_______

Категория________ __________

Стаж работы__________

 Срок действия программы: 2014 - 2015  учебный год

п.Замзор

Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

                  Статус  документа

     Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

2.  Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12г.

3. Региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего образования (далее РУП) на 2014-2015 учебный год (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010г. № 1235-мр)).

4.  Учебный план МКУ Замзорской СОШ на 2014-2015 учебный год.

5. Примерная программа по учебным предметам «Начальная школа в 2-ч» 5-е изд., переработанное (Стандарты второго поколения) Москва «Просвещение» 2011год.

6.  Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «Об утверждении федерального перечня учебников» №75-37-0893/14 от 20.05.2014 г.

 

Общая характеристика учебного предмета

           Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

       Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

 ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

                                              Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным

письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Результаты изучения курса.

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся

осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное

отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,

русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения  интеллектуальных и творческих способностей

Выпускник научиться.

Выпускник получит возможность научиться.

1.Осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

 получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка познакомится с разделами изучения языка фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать,       классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

Обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

2. Различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;

согласныетвёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Проводить фонетико-графический (звуко- буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов.

3. Различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

4.Выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

 различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

 оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

5.Определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения  морфологического разбора;

 находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частиц у не при глаголах.

6. Различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;  классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять

восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами.

Различать второстепенные члены предложения определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

7. Применять правила правописания (в объёме содержания курса);  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины

появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

8. Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста;  сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую  тему с использованием разных типов речи:

описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность

собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать

правильность выполнения учебной задачи:

соотносить собственный текст с исходным (для

изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов.

Личностные  результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на  мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения

Использование знаково-символических средств представления информации.

Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач.

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках сбора,       обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации  Информации.

 Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

                                                Место предмета в учебном плане

Программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.

    В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год уроки русского языка в 3 классе  рассчитаны на 5 часов в неделю. Общее количество часов составило – 170  часов. (34 учебные недели)

                                   

                                     

                                     

                                        Содержание учебного курса.

3 класс.

Повторение .

Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их  обозначающие.Сильная и слабая позиции гласных и согласных звуков в слове. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Понятие об орфограмме.

Мягкие и твердые согласные; обозначение мягких согласных на письме.

Слово как единица языка. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные.

Слово как часть речи. Имя существительное: лексическое  значение; вопросы кто? что?; начальная форма; употребление в предложении.

 Имя прилагательное: лексическое значение; вопросы какой? какая? какое? какие?; изменение по числам; словосочетание прилагательных с существительными; употребление в предложении.

Глагол лексическое значение; вопросы что делать? что сделать?; употребление в предложении.

Предложение. Словосочетание. Текст ( описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения.  Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (восклицательная и невосклицательная).

Синтаксис и пунктуация.

    Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа ( без терминологии). Второстепенные члены предложения (без деления на виды).Распространенные и нераспространенные предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.

Лексика

Слова, близкие по значению и противоположные. Многозначность слова. Объяснение значения слова подбором синонимов и антонимов. Употребление в речи устойчивых словосочетаний  (добрый молодец; боярин знатный; купец богатый; красная девица и др.).

Особенности словарного состава пословиц, поговорок, загадок.

Смысловое значение и эмоциональные оттенки слова, передаваемые словообразовательными средствами языка (приставками, суффиксами).

Состав слова.

Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс.

Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.

Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные.

Правописание безударных гласных  и парных согласных  в корне слова ( существитель-ных,  прилагательных, глаголов с приставками и без приставок).

Правописание суффиксов –ик, -ек.

Правописание гласных и согласных в приставках по-, под-,от-,про-, до-, об-,на-, за-, над-, с-. Приставка и предлог. Разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь)  знаки. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Сложные слова. Соединительные гласные о и е.

                                                                Части речи 

Имя существительное.

Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы, действие  или признак. Существительные собственные и нарицательные.

Основные грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам (падежам). Понятие о склонении существительных.

Существительные с мягкой и твердой основами  и их склонение. Употребление существительных  в речи. Роль в предложении.

Имя прилагательное.

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных.

Изменение прилагательных по числам, родам.

Понятие о склонении прилагательных.

Родовые окончания прилагательных.

Употребление прилагательных в речи.

Глагол.

Лексическое значение. Глаголы, обозначающие действие предмета, его состояние, изменение признака предмета. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо. Число глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по  числам.    Понятие о личных окончаниях глаголов. Правописание не с глаголами. Употребление глагола в речи (в предложении).    

 

                                                  Личные местоимения

    Общее понятие о личных местоимениях ( Понятие о  личном местоимении дается в связи с изучением тем « Предложение» и «Глагол».)

Название темы

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

«Языки речь»

2

2

2

«Текст. Предложение. Словосочетание»

14

14

3

«Слово в языке и в речи»

19

19

4

«Состав слова»

16

16

5

«Правописание частей слова»

29

29

6

«Части речи»

76

76

7

 Повторение

14

14

всего

170

170

 

          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения русского языка в 3 классе учащиеся научатся:

· понимать – предложение – это основная единица речи;

· понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

· различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

· различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

· различать главные члены предложения;

· понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

· понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

· понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

· различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

· использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

· понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

· различать деление слов на слоги и для переноса;

· понимать влияние ударения на смысл слова;

· различать звуки [и] и  [й] и буквы, их обозначающие;

· различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

· понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

· верно употреблять прописную букву.

Получат возможность научиться:

· орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 классы;

· проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

· производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

· производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

· распознавать части речи и их грамматические признаки;

· изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

· интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

· вычленять в предложении основу и словосочетания;

· производить элементарный синтаксический разбор предложения;

· определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

· определять тип текста;

· писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно

Материально-техническое обеспечение:

Для обучающихся :

1.Учебник: «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, , М. «Просвещение» 2014 г, 1 часть.

2.Учебник: «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, , М. «Просвещение, 2014 г, 2 часть.

3.Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс, В.П.Канакина, 1 часть, М, Просвещение, 2013 г.    

4.Рабочая тетрадь по русскому языку  3 класс В.П.Канакина, 2 часть, М., Просвещение, 2013 г.    

5. Контрольно-измерительные материалы  по русскому языку 3 класс «Вако», 2014 г.

 Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России», М., Просвещение, 2011г

   2. Учебник : «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина М., Просвещение, 2014 г,

 2 части.

   3. Методическое пособие « Русский язык» 3 класс», М., «Вако», 2014 г.

Материально-техническое обеспечение

  1. Портреты известных людей

      2.   Аудиокассеты

      3.   Набор предметных картинок.

      4.   Таблицы

Интернет-ресурсы:

Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su

Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :http://pedsovet.org

Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

Информационно-коммуникативные средства.

Электронные пособия (CD).

Аудиозаписи.

Технические средства обучения.

Компьютер.

Интерактивная доска с короткофокусным проектором.

Ноутбук.




Предварительный просмотр:

Учебно– тематическое планирование

по русскому языку

     предмет

Класс ____3____________

Учитель ___Сахалтуева О.В..__

Количество часов

Всего _170 часов; в неделю _5__ часа.

Плановых контрольных уроков   диктантов-11, уроков развития речи  18_.

 Планирование составлено на основе - примерной программы по учебным предметам «Начальная школа в 2-ч» 5изд., переработанное (Стандарты второго поколения) Москва «Просвещение» 2011год

                                                    программа

Учебник _ «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  в 2-х ч., М. «Просвещение», 2014 г.

                                                                         название, автор, издательство, год издания

 

№ п/п

Тема урока

Текущий и промежуточный контроль

УУД

Деятельность учащихся

Дата

По плану

Факт

1

Раздел 1. Язык и речь (2 ч)

1.1

Наша речь.

Виды речи

Текущий, взаимоконтроль.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи. Формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные задавать вопрос, уметь просить о  помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

1.2

Наш язык

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2

Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание ( 14 ч.)

2.1

Текст.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Регулятивные: применять установленные правила;

контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности

Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма;

осознанно и произвольно строить свои сообщения.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника.

 Уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

2.2

Типы текстов

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.3

Предложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.4

Виды предложений по цели высказывания

Текущий, самоконтроль

2.5

Виды предложений по    интонации

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.6

Предложения с обращением.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.7

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.8

Главные и второстепенные члены предложений

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.9

Закрепление по теме: «Главные и второстепенные члены предложений»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.10

Простое и сложное предложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.11

Входящий контрольный диктант

Итоговый контроль

2.12

2.13

Словосочетание

Закрепление по теме: «Словосочетание»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

2.14

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

Итоговый контроль

3

Раздел 3.  Слово в языке и речи (19 ч.)

3.1

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

3.2

Синонимы и антонимы

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.3

Омонимы

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.4

Слово и словосочетание

Словарный диктант

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.5

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.6

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.7

 Части речи. Повторение.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.8

Имя существительное.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.9

Имя прилагательное

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.10

Глагол.

3.11

Что такое имя числительное?

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

        

3.12

Однокоренные слова.

Итоговый, самоконтроль, взаимопроверка

3.13

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.14

Звуки и буквы. Согласные звуки

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.15

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.15

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.17

Обобщение и закрепление изученного

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.18

Проект «Рассказ о слове»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

3.19

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Итоговый контроль

4

Раздел 4 Состав слова (16 ч)

4.1

Корень слова.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Познавательные:

делать выводы на основе обобщения знаний;

-самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки;

пробовать самостоятельно конструировать новый
способ действия.
Коммуникативные:

учиться подтверждать аргументы
фактами прогнозировать последствия коллективных решений.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;

4.2

Как найти в слове корень?

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.3

Сложные слова

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.4

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.5

Закрепление. Как найти в слове окончание.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.6

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.7

Значение приставок.

Итоговый, самоконтроль, взаимопроверка

4.8

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.9

Значение суффиксов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.10

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.11

4.12

Основа слова

Обобщение знаний о составе слова.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.13

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Итоговый контроль

4.14

Работа над ошибками.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.15

Обучающее изложение.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

4.16

Проект «семья слов»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5

Раздел 5  Правописание частей слова (29 ч) 

5.1

 В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Познавательные

  пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.

Регулятивные

выполнять действия по намеченному плану, оценивать  свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Коммуникативные:

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

5.2

Правописание слов с безударными гласными в корне

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.3

Упражнение в написании слов двумя безударными гласными.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.4

Закрепление по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.6

Проверка слов с парными согласными в корне.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.7

Закрепление по теме: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце»

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными на конце.

5.8

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными на конце.

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными на конце.

5.9

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.10

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.11

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.12

Закрепление по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.13

Правописание слов с удвоенными согласными.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.14

Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.15

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова  «Снегурочка»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.16

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова»

Итоговый контроль

5.17

Правописание приставок и суффиксов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.18

Упражнение в написании приставок и суффиксов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.19

Упражнение в правописании приставок и суффиксов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.20.

Закрепление: « Правописание  приставок и суффиксов»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.21

Правописание приставок и предлогов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.22

Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.23

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.24

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.25

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.26

Упражнение в написании слов с разделительным мягким и твёрдым знаками.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.27

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

5.28

Контрольный диктант по теме  «Правописание частей слова»

Итоговый контроль

5.29

Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6

                                                                                                 Раздел 6  «Части речи» (76 часов).

                                                                                                    Имя существительное (32)

6.1

Части речи.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Познавательные

  самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в

устной и письменной речи, составлять простейшие конструкции, строить небольшие рассуждения, приводить примеры.

Регулятивные

 принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами и другими людьми.

Коммуникативные

 участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы,

развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.

учитывать разные мнения и интересы, оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание и учитывать в своей деятельности

6.2

Имя существительное и его роль в речи.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.3

Имя существительное и его роль в речи. Закрепление.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.5

Закрепление по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.6

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.7

Собственные и нарицательные имена существительные

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.8

Проект «Тайна имени»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.9

Число имён существительных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.10

6.11

Род имён существительных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.12

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.13

Упражнение в написании слов с мягким знаком на конце имён существительных после шипящих.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.14

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.15

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное

Итоговый контроль

6.16

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.17

Склонение имён существительных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.18

Падеж имён существительных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.19

Упражнение в определении падежей.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.20

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.21

Именительный падеж.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.22

Родительный падеж.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.23

Дательный падеж.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.24

Винительный падеж.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.25

Творительный падеж.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.26

Предложный падеж.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.27

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.28

Все падежи.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.29

Обобщение знаний.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.30

Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень»

Итоговый, самоконтроль, взаимопроверка

6.31

  Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Итоговый контроль

6.32

Проект «Зимняя страничка»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

                                                                                                 Имя прилагательное (18ч)

6.34

6.35

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Регулятивные:  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;

сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

проявлять интерес к различным точкам зрения.

Познавательные:

        делать выводы на основе обобщения знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах;

пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия.
Коммуникативные:

учиться подтверждать аргументы фактами;

        прогнозировать последствия коллективных решений;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

 Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

6.33

Роль прилагательных в тексте.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.34

Текст-описание.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.35

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.37

Род имён прилагательных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.38

6.39

Изменение имён прилагательных по родам.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.40

6.41

Число имён прилагательных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.42

6.43

Изменение имён прилагательных по падежам.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.44

6.45

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.46

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.47

Обобщение знаний

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.48

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Итоговый контроль

6.49

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках».

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

                                                                                                       Местоимение (5ч)

6.50

Личные местоимения.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Регулятивные:  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;

сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

проявлять интерес к различным точкам зрения.

Познавательные:

        делать выводы на основе обобщения знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах;

пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия.
Коммуникативные:

учиться подтверждать аргументы фактами;

        прогнозировать последствия коллективных решений;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

 Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

6.51

Изменение личных местоимений по родам.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.52

6.53

Местоимение. Повторение по теме: «Местоимение»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.54

Обучающее изложение.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

                                                                                                           Глагол (21ч)

6.55

6.56

Значение и    употребление глаголов в речи.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Регулятивные:    Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Познавательные:

 Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

Коммуникативные:  

 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения   

 Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6.57

Закрепление по теме: Значение и употребление глаголов в речи»

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.58

Неопределённая форма глагола.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.59

Упражнение в определении неопределённой формы глагола.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.60

6.61

Число глаголов

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.62

Времена глаголов

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.63

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.64

6.65

Изменение глаголов по временам.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.67

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.68

6.69

Род  глаголов в прошедшем времени.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.70

Правописание частицы не с глаголами

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.71

Упражнение в правописание частицы не с глаголами.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.72

Обобщение знаний о глаголе.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.73

Обобщение знаний. Правописание глаголов

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.74

Обобщение знаний. Упражнения в определении времени, числа, лица глагола.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.75

Обобщение знаний о глаголе.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

6.76

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Итоговый контроль

 7                                                                                             Раздел 7        « Повторение» (14ч)

7.1

7.2

Части речи.

Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

Регулятивные

выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности,

использовать речевые средства, участвовать в диалоге, беседе.

Познавательные:

 Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

Коммуникативные:  

 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения   

 Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

7.3

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.4

Обобщение изученного о слове, предложении.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.5

Правописание окончаний имён прилагательных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.6

Правописание приставок и предлогов.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.7

Правописание безударных гласных.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.8

Правописание значимых частей слова.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.9

Итоговый контрольный диктант.

Итоговый контроль

7.10

Работа над ошибками. Однокоренные слова.

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.11

Обучающее изложение

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.12

Текст

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.13

  Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка

7.14

КВН «Знатоки русского языка».

Текущий, самоконтроль, взаимопроверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...