Технологическая карта урока по теме "Еще немного из истории слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рубцова Наталья Михайловна

Технологическая карта для урока русский язык. Урок предназначен для учеников 3 класса УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока        

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 3 Г

Учитель: Рубцова Н.М.

УМК: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. «Русский язык 3 класс (К тайнам нашего языка)».

Тема урока: «Еще немного из истории слов»

Тип урока: комбинированный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

Осуществляемые действия

Формируемые способы

Осуществляемые действия

Формируемые способы

  1. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм.

Включение учащихся в деятельность.

  1. Словарный диктант

Земляника, валенки, гладить, животное, молодцы, природа, растение, футбол, цыплёнок, библиотека. (После написания дети обмениваются тетрадями и проверяют правильность по словарю в учебнике, ставят оценку).

- Попробуйте догадаться, почему назван так тот или иной предмет.

На доске слайды с записанными словами, картинками и с объяснением откуда  и как пошло название предметов.

Записывают слова, вспоминают правила проверки орфограмм и написания словарных слов.

Дети пробуют объяснить происхождение записанных слов по ассоциациям).

Доказывать, аргументировать свою точку зрения

Дети обмениваются тетрадями

Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы.

        

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

Весь класс записывает слова

Выслушивают ответы обучающихся

Воспринимать речь учителя

Понимать на слух ответы обучающихся.

Отвечающим осознанно строить речевое высказывание, понятное для окружающих.

  1. Введение в тему

- Всех, кто любит родной язык, кто хочет знать его лучше, интересует происхождение слов. Историей происхождения слов занимается наука – этимология.

Слушают учителя.

Осуществлять актуализацию полученных знаний.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

  1. Работа по теме урока
  1. Викторина «В царстве природы».

А) птицы.

Кукушка. (На экране картинка с изображением птицы)

- Как, по-вашему, за что она получила такое название?

-Кукушка сама подсказала, как ее назвать.

- Откуда взялись названия птиц?

Горихвостка?

Мухоловка?

Вертишейка?

Камышовка?

Б) Бабочки.

- По каким признакам получили названия бабочки?

В) Рыбы.

- Послушайте разговор двух рыб и помогите выясните, почему их так назвали?

          2. «Заморочки из бочки».

- Почему мы так говорим – «глухая тетеря»?

- Тетерев родственник глухаря. Он тоже, как и глухарь, токует весной, и когда поет, ничего не слышит.

«Глухая тетеря» - так называют невнимательных людей.

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

- Почему стрекозу так назвали? Как вы думаете?

     3.  Работа с учебником

А) упр.567

- Что означает слово «столица»?

- Составьте и запишите предложение по схеме.

Б) упр. 568

- прочитайте текст.

- Как можно озаглавить рассказ?

- Какие слова-вехи можно выделить в тексте?

-К каким частям речи они относятся?

- На месте пропусков впишите названия частей речи, к которым относятся выделенные слова.

-Перечитайте текст.

В) упр.569.

- Схематически покажите путь, который прошло слово «столица».

     

4. Работа в парах

Упр. 570        

А) – об истории каких слов вы узнали?

- Объясните орфограммы на месте пропусков.

- Из скольких частей состоит текст?

- Как они выделены?

- о чем посоветуется в первой части? Во второй?

Б) Потренируйтесь в воспроизведении текста, общаясь в парах, проверяя и помогая друг другу.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Заранее подготовленные ученики инсценируют сценку

Отвечают на вопрос учителя

Отвечают на вопрос учителя

Составляют и записывают предложение

Отвечают на вопрос учителя

Вписывают части речи

Записывают схему

Отвечают на вопрос учителя

Объясняют орфограммы

Отвечают на вопрос учителя

Осуществлять актуализацию полученных знаний.

выявлять сходство и различие объектов

Осуществлять актуализацию полученных знаний.

Осуществлять актуализацию полученных знаний.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Осуществлять актуализацию полученных знаний.

Обосновывать своѐ мнение.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы.

        

Контролируют правильность и полноту ответов

Следят за правильностью ответов обучающихся.

Следят за правильностью ответов обучающихся.

Следят за правильностью ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

Осуществлять взаимоконтроль.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обнаруживать ошибки и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учѐта сделанных ошибок.

Выслушивают ответы обучающихся

Взаимодействуют с учителем

Взаимодействуют с учителем

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Отвечающим осознанно строить речевое высказывание, понятное для окружающих.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Слушать собеседника. Понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.

Слушать собеседника. Понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.

Слушать собеседника. Понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.

Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания.

Слушать собеседника. Понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.

  1. Итог  урока

- Что важно для запоминания текста?

- Что нового узнали?

Д.з. упр.571. задание подготовить на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Страница истории 20-30-х годов».УМК "Школа России".

Тема: «Страница истории 20-30-х годов».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  основными  этапами  истории  20-х – 30-х  годов;  с ...

Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...