Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс по учебнику Свиридова В.Ю, система РО ЗанковаЛ.В.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Ермоленко Евгения Анатольевна

Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012

2.Хрестоматия по литературному чтению. 1 кл. / Автор-составитель В. Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014

3.Свиридова В. Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по литературному чтению

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)
  • Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2011г.

Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
  2. Хрестоматия по литературному чтению. 1 кл. / Автор-составитель В. Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014
  3. Свиридова В. Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
  • воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и  развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы, и знает, как читать, опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы.

В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино.

Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора.

Работа с текстом предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному

(различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его  слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории.

На уроках литературного чтения в 1 классе учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

                                        ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задачами курса литературного чтения, ориентированного на требования

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

  • расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
  • развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
  • создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
  • развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Курс литературного чтения воспитывает слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении.

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации.

                                                                      ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс.  1 класс – 40 часов, 4 часа в неделю

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 класс

1. Виды речевой и читательской  деятельности

Аудирование (слушание).

  • Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
  • Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

  • Чтение вслух. Чтение про себя.
  • Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков.
  • Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов.
  • Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью.
  • Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов).
  • Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи).

  • Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
  • Освоение норм речевого этикета.
  • Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
  • Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
  • Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание).
  • Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
  • Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку.
  • Мини-сочинения на заданную тему.

  • Работа с разными видами текста.
  • Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение.
  • Определение целей создания этих  видов текста.
  • Особенности фольклорного текста.
  • Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
  • Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
  • Умение работать с разными видами информации.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

  • Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием.
  • Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста.
  • Определение главной мысли текста.
  • Библиографическая культура.
  • Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой.
  • Название произведения (заголовок).
  • Автор в литературном произведении (поэт, писатель).
  • Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям.
  • Общее представление о стихотворной и прозаической речи.
  • Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлении, иллюстрациям.
  • Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения.
  • Книга учебная, художественная, справочная.
  • Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках.

Работа с текстом художественного произведения.

  • Понимание заглавия произведения, его соотношения с содержанием.
  • Знакомство с общими отличиями литературного текста от фольклорного.
  • Фольклор разных народов.
  • Анализ поступков персонажей (с помощью учителя).
  • Характеристика героя произведения.
  • Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события.
  • Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного.
  • Сравнение разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
  • Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода.
  • Рассказ по иллюстрациям, пересказ.
  • Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части.

2. Литературоведческая пропедевтика  (практическое освоение)

Чтение и литература.

  • Что такое литература.
  • Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература.
  • Литература художественная и научная.
  • Что делает писатель, что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).

Стихи и проза.

  • Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе.
  • Практическое ознакомление с рифмой.
  • Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица).
  • Понятие о монологе и диалоге в литературе.

Литература и устное народное творчество (фольклор).

  • Устное народное творчество и литература.
  • Общее представление о фольклоре.
  • Отсутствие автора в народном произведении.
  • Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка.
  • Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка.
  • Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы.
  • Практическое освоение жанра загадки.
  • Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).

Жанр художественного произведения.

  • Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение.
  • Практическое различение.

Рассказ.

  • Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи).
  • Сравнительный анализ героев.
  • Сравнение позиции автора и его героя.
  • Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.
  • Смысл заглавия.

Стихотворение.

  • Особенности поэтического взгляда на мир.
  • Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.
  • Проговаривание ритма.
  • Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам.

Сказка.

  • Постоянная композиция сказки.
  • Традиционные герои русских народных сказок.
  • Постоянные эпитеты дл характеристики героев, событий, природы.
  • Виды сказок (о животных, волшебные, бытовые).
  • Что делает сказкой сказку без волшебства. Волшебные предметы.
  • Особенности чтения и рассказывания сказок.
  • Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.

Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому).

  • Название произведения.
  • Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи.
  • Характеристика героев. Портрет. Речь.
  • Понятие о монологе и диалоге в литературе.
  • Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.
  • Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста.

  • Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме.
  • Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.
  • Подбор синонимов, антонимов к словам из текста.
  • Наблюдение за изменением смысла высказывания.
  • Использование в устной речи образных выражений из текста.
  • Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений.
  • Сочинение загадок.

Сюжет.

  • Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка.
  • Эмоциональное восприятие событий произведения.
  • Эмоциональная передача событий.
  • Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки.

Герой и его характер.

  • Характеристика персонажей, оценка их поступков.
  • Подбор слов-определений для характеристики героев.
  • Построение доказательного высказывания.
  • Применение выразительных  средств при передаче своего отношения к персонажам.
  • Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое.

Эмоциональный тон произведения.

  • Понимание общего характера произведения, его тональности.
  • Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста.
  • Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта).
  • Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).
  • Определение общего характера произведения, его тональности.
  • Определение шуточного (юмористического), торжественного (героического) характера произведения, задумчивый (лирический) тон произведения.

3. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

  • Чтение по ролям.
  • Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр.
  • Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личного опыта.
  • Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий

4. Круг чтения

Малые жанры фольклора

Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки.

Русские народные сказки

«Репка», «Терем мышки»*, «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Кот и лиса», «Гуси-лебеди»*, «Лиса и козел»*,«Лиса и журавль»*, «Зимовье зверей»*.

Зарубежные народные и авторские сказки

«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная  туфелька»*, Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»*.

Русские писатели и поэты

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский*, А.К. Толстой, С.Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин.

Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», «Мальчик играл...»*, «Два товарища»*, «Орел»*, «Пожарные собаки»*;

К. Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна»;  М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, И. Токмакова*, Е. Благинина*, Э. Мошковская*, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая*, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачев*, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин*, Н. Ламм, П. Барто*, Л. Фадеева, Н. Друк; иеру, З.Зелк*, Дж. Чиарди*, Ян Бжехва*.

М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский*, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова*; П. Неруда, японские трехстишия.

Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался»; Н. Сладков «Свиристели», «Деревья»*, «Певица»*, «В конце таинственного следа...»*, «Медвежья горка»*; М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб»*;

Г. Снегирев «Про пингвинов»*; В. Панова «Сережа» (отрывок); Ф. Кривин «Муравей»*, «Ночь»*, «Любовь»*; Н. Носов «Затейники»; В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится…»*; Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый»*; Э. Успенский «Про Веру и Анфису»;

 Г. Остер «Задачи», «Это я ползу» (отрывок), «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности»*, «Эхо»*, «Где лучше бояться»*; Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение»*.

Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), «Откуда берутся день и ночь?»; А. Милн «Винни Пух и все-все-все» (отрывок); Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!»*, «Блэки и Реджи»*

Планируемые результаты освоения обучающимися программы 1 класса.

Универсальные учебные действия

1. Личностные

У обучающегося будут сформированы:

1.1 .Положительное отношение к уроку литературного чтения;

1.2  Эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

1.3. Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

1.4. Первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;

1.5  Восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;

1.6  Чувство любви к природе родного края;

1.7  Основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- основы для эмоционального переживания художественного текста;

- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;

- понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;

- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

- позитивной самооценки;

- ориентации на здоровый образ жизни;

- стремления к успешности в учебной деятельности.

2.Метапредметные:

2.1.Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

2.1.1.Осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

2.1.2 Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

2.1.3 Принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

2.1.4 Принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность

- планирования своей деятельности;

- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

- осуществлять первоначальный контроль своих действий;

- участвовать в оценке результатов  деятельности.

2.2.Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

2.2.1 Ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

2.2.2. Понимать фактическое содержание текста;

2.2.3 Выделять события, видеть их последовательность в произведении;

2.2.4 Выделять в тексте основные части;

2.2.5 Выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

2.2.6 работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;

2.2.7. Пользоваться словарными пояснениями учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять и формулировать познавательную цель;

- структурировать  знания;

- группировать тексты по заданному основанию;

- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

2.3.1 Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

2.3.2. Воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

2.3.3 Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

2.3.4. Принимать участие в обсуждении  прочитанного содержания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

- проявлять интерес к общению на уроке;

- уважать мнение собеседников;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

3.  Предметные:

3.1.  Виды речевой деятельности.

Обучающийся научится:

3.1.1. Читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя ( в индивидуальном темпе).

3.1.2. Читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору.

3.1.3. Понимать содержание прочитанного.

3.1.4. Пересказывать содержание произведений .прочитанных в классе, по вопросам учителя.

3.1.5. Эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении.

3.1.6. Находить и придумывать рифмы.

3.1.7. Определять персонажей (действующих лиц) и героев ( главных действующих лиц).

3.1.8. Оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

3.1.9 Уметь работать со всеми элементами книги

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять смысловые части текста, сопоставлять содержание;

- определять главную мысль художественного произведения;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

- строить высказывания по образцу;

- формулировать несложные выводы;

- читать тексты, понимать фактическое содержание литературного произведения, выделять в них основные части;

- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, « картинный» план.

3.2. Круг детского чтения.

Обучающийся научится:

3.2.1. Определять автора и название книги.

3.2.2. Называть авторов и заглавия произведений прочитанных в классе.

3.2.3. Понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац».

3.2.4. Ориентироваться в книге ( автор, название, иллюстрации).

3.2.5. Ориентироваться в главах учебника, находить разделы, ориентироваться в заданиях по значкам.

3.2.6. Понимать назначение библиотеки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения; 

- определять заинтересованный круг текстов и произведений;

- делать сообщение о понравившейся книге;

- ориентироваться в профессиях, связанных с книгами;

- использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях;

- рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке.

3.3. Литературоведческая пропедевтика.

Обучающийся научится:

3.3.1. Отличать стихотворный текст от прозаического.

3.3.2. Отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научный.

 3.3.3. Представлять разнообразие малых жанров фольклора ( колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица скороговорка).

3.3.4 Представлять отличительные особенности  сказки, рассказа, стихотворения.

3.3.6 откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать понятия «художественная литература» и « научная литература»»

- отличать фольклорный текст от литературного;

- различать произведения малых жанров устного народного творчества;

- находить элементы сюжета ( завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета;

- находить средства художественной выразительности в тексте ( заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, звукопись, рифма);

- видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.

3.4. Творческая деятельность учащихся.

Обучающийся научится:

3.4.1. Подбирать иллюстрации к литературному произведению.

3.4.2. Создавать рисунки-иллюстрации к произведениям.

3.4.3. Выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

- выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать ее в чтении;

- выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;

- инсценировать несложные произведения.

Формы и средства контроля

Для контроля за освоением  программного материала используются в основном диагностические  и итоговые вариативные работы.

Стартовая диагностика проводится в начале года. Проверяется уровень готовности учащегося к обучению.

Диагностические работы  проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам  контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения. Оценки не выставляются и не фиксируются, в виде накопительной оценки в форме портфолио учащихся.

Текущее оценивание учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале, в виде накопительной оценки в форме портфолио учащихся.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В  содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 1 раза в год.  

В соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего  образования предусмотрена одна  комплексная проверочная работа в 1 классе.  

В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 г. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах, в  виде накопительной оценки в форме портфолио учащихся.

Для контроля и оценки знаний и умений используются:

  • Фронтальный опрос 

Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос.

         Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке (молодец, умница) этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

 Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

Типы урока:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

УР – урок рефлексии

УОН – урок общеметодологической направленности

УРК – урок развития контроля.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Работа по данному курсу обеспечивается УМК , а также дополнительной литературой:

  1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.
  2. Хрестоматия по литературному чтению 1 класс. Автор-составитель: Свиридова В.Ю.  – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.
  3. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу Литературное чтение: Учебник для 1 класса – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.
  4. Е.И. Матвеева «Учим младшего школьника понимать текст»
  5. В.В. Захарова «Поурочные разработки по литературному чтению» Москва, 2009 г
  6. Волшебный мир картины: иллюстративный материал (компакт-диск). – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Специфическое сопровождение:

  • Таблицы к основным разделам грамматического материала;
  • Наборы сюжетных (предметных) картинок, иллюстрации к литературным произведениям;
  • Портреты писателей;
  • Репродукции произведений живописи;
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • Наборы ролевых игр;
  • Настольные развивающие игры;
  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы.

Технические средства обучения:

1. Персональный  ноутбук.

2.  Проектор.

3.  Интерактивная доска.

4. Колонки.

5. Принтер.

7. Сканер.

Интернет-ресурсы:   

   http://festival.1september.ru/  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 http://www.proshkolu.ru/ Сайт «ПроШколу»

http://edu.ru Федеральный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/windowЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам

http://school.edu.ru   Российский общеобразовательный портал

http://edu.of.ru/profil/Информация о проекте «Информатизация системы образования»

http://www.ict.edu.ruПортал «Информационно-коммуникационные технологии в образование»

http://www.ug.ru  Учительская газета

http://nsc.1september.ru  Газета «начальная школа». Приложение к газете «1 сентября». Сайт для учителей «Я иду на урок»

http://vio.fio.ru Журнал «Вопросы Интернет-образования»

http://www.ipo.spb.ru/journal/ Журналы «Компьютерные инструменты  в образовании» и «Компьютерные инструменты в школе»

http://www.infojournal.ru  Журнал «Информатика и образование»

http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14 -

http://roerih.ru/images/1/book.jpg -

http://s11.radikal.ru/i184/0911/e9/9edddc305725.jpg -

 http://s53.radikal.ru/i140/0911/0c/a7062f63ed8f.jpg -

http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=7152 –

http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg -

http://www.int-edu.ru/history/Holid.htm -

http://www.yugzone.ru/x/audioencsiklopediya-kak-zhili-na-rusi

 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:  http://school-collection.edu.ru 

 Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа:  www.lyceum8.pp.ru 

 Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа:  http://www.nachalka.info 

Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа:  http://uroki.ru 

 Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. - Режим доступа:  http://zankov.ru 

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа:  http://festival.lseptember/ru 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( 40 часов)

№ урока

Тема урока

Тип урока

Форма контроля

УУД

Сроки

Личностные

Метапредметные

Предметные

Дата проведения

Фактическая дата

1. Книги – твои друзья (6 часов).

1

Что такое книга. Кто в книгах живет.

ОНЗ

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

1.6

1.7

Р. 2.1.1.

Р. 2.1.2

Р. 2.1.4.

П. 2.2.1.

П. 2.2.2.

П. 2.2.6

П.2.2.7

К. 2.3.1.

К. 2.3.2.

К. 2.3.3.

К. 2.3.4.

3.1.1.

3.1.2

3.1.3

3.1.6

3.1.9

3.2.1

3.2.2.

3.2.3

3.2.4

3.2.5

3.2.6

3.3.1

3.3.3.

3.4.3.

2

Книга как особый мир, населенный разными героями, который раскрывается при помощи фантазии и воображения. Герои, созданные фантазией и воображением.

ОНЗ

3

Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза» без введения определений.

ОНЗ

4

Разница между читателем, слушателем, зрителем. Книга в нашей жизни. История рождения книги. Лента времени.

ОНЗ

5

Элементы книги. Понятие о библиотеке. Связь книги с разными сторонами человеческой жизни.

ОНЗ

6

Знакомство с жанром загадки. У всех ли текстов есть автор? Особенности писателя и поэта.

ОНЗ

7

Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов.

ОНЗ

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

1.6

1.7

Р. 2.1.1.

Р. 2.1.2

Р. 2.1.4.

П. 2.2.1.

П. 2.2.2.

П. 2.2.3

П.2.2.4

П. 2.2.6

П.2.2.7

К. 2.3.1.

К. 2.3.2.

К. 2.3.3.

К. 2.3.4.

3.1.1.

3.1.3

3.1.4

3.1.7

3.1.8

3.2.1.

3.2.2.

3.3.2

3.3.6

3.4.1

3.4.3

8

Работа с понятиями «автор», «герой», « персонаж»

ОНЗ

9

Литературный герой, его имя, характер.

ОНЗ

10

Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание.

ОНЗ

11

Различение научного и художественного текстов. Проверь себя.

УОН

12

Формирование первичных представлений о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа, главный герой и его характер. Автор и его герой.

ОНЗ

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

1.6

1.7

Р. 2.1.1.

Р. 2.1.2

Р. 2.1.4.

П. 2.2.1.

П. 2.2.2.

П. 2.2.3

П.2.2.4

П.2.2.5

П. 2.2.6

П.2.2.7

К. 2.3.1.

К. 2.3.2.

К. 2.3.3.

К. 2.3.4.

3.1.1.

3.1.3

3.1.4

3.1.5

3.1.7

3.1.8

3.2.1

3.2.2

3.3.2

3.3.4

3.4.2

3.4.3

13

Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Название рассказа. Литературный герой, его имя и характер.

ОНЗ

14

Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя.

ОНЗ

15

Различение научного и художественного текста. Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому..

УОН

16

Средства выражения автора от позиции героя.  Отличие позиции автора от позиции героя.

УОН

4. Сады поэзии: из чего растут стихи. ( 8 часов)

17

Поэт во всем видит тайну, угадывает душу. Поэзия как особый взгляд на мир. О чем с нами говорит автор?

ОНЗ

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

1.6

1.7

Р. 2.1.1.

Р. 2.1.2

Р. 2.1.4.

П. 2.2.1.

П. 2.2.2.

П. 2.2.6

П.2.2.7

К. 2.3.1.

К. 2.3.2.

К. 2.3.3.

К. 2.3.4.

3.1.1.

3.1.2

3.1.3

3.1.5

3.1.6

3.1.7

3.2.1

3.2.2

3.3.1

3.3.4

3.4.2

3.4.3

18

На поэтическую чуткость способен не только поэт. Выявление характера героя рассказа.

ОНЗ

19

Твоя игрушка – живая. Посмотри на мир глазами поэта. Определение эмоционального настроя стихотворения и выявление характера героя.

ОНЗ

20

Поэтические сюрпризы. Олицетворение как художественный прием.

ОНЗ

21

Оживляем все на свете. Прием олицетворения в сказке и загадке. Ищем сравнение.

ОНЗ

22

Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем. Прием олицетворения в авторской позиции.

ОНЗ

23

Сочиняем загадки. Что на что похоже. Прием сравнения в загадке и в авторской поэзии.

ОНЗ

24

Загадка в рассказе. Представляем героя. Проверь себя.

УОН

5. Сказочные дорожки. ( 8 часов)

25

Такие незнакомые знакомые сказки. Русские народные сказки, их сюжеты и герои. Формирование первичных представлений о жанровой специфике сказки.

ОНЗ

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

1.6

1.7

Р. 2.1.1.

Р.2.1.3

Р. 2.1.2

Р. 2.1.4.

П. 2.2.1.

П. 2.2.2.

П. 2.2.3

П.2.2.4

П. 2.2.5

П. 2.2.6

П.2.2.7

К. 2.3.1.

К. 2.3.2.

К. 2.3.3.

К. 2.3.4.

3.1.1.

3.1.3

3.1.4

3.1.5

3.1.7

3.1.8

3.3.4

3.4.2

3.4.3

26

Традиционные герои сказок о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных.

ОНЗ

27

Сказки о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных.

ОНЗ

28

Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Звукопись в авторском стихотворении. Сказочная область на карте Литературы.

ОНЗ

29

Сказки народные и авторские. «Сказочные» приемы в авторской литературе поэтические приемы в стихотворении.

ОНЗ

30

Законы волшебной сказки. Традиционный сюжет волшебной сказки. Этапы бытования народной сказки.

ОНЗ

31

Общее в сказках разных народов. Народная и авторская сказка: сходство и различия.

ОНЗ

32

Эмоциональный тон народного и авторского произведения.

ОНЗ

6. Открытия в литературе и фантазия в науке. ( 8 часов)

33

Характер героя в фольклоре и авторской литературе. Отношение автора к своему герою. Автор – герой – читатель.

ОНЗ

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

1.6

1.7

Р. 2.1.1.

Р. 2.1.2

Р.2.1.3.

Р. 2.1.4.

П. 2.2.1.

П. 2.2.2.

П. 2.2.3

П.2.2.4

П.2.2.5

П. 2.2.6

П.2.2.7

К. 2.3.1.

К. 2.3.2.

К. 2.3.3.

К. 2.3.4.

3.1.1.

3.1.2

3.1.3

3.1.4

3.1.5

3.1.7

3.1.8

3.1.9

3.2.1

3.2.2

3.2.4

3.2.5

3.3.1

3.3.2

3.3.3

3.3.4

3.3.6

3.4.2

3.4.3

34

Мир глазами ученого и писателя, исследователя и поэта. Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература.

ОНЗ

35

Поэзия в рассказе и стихотворениях. Прием олицетворения в разных жанрах.

ОНЗ

36

Мир глазами поэта и ученого. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия.

ОНЗ

37

Неправда и фантазия, творческий вымысел. Ложь как нравственная проблема. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении.

ОНЗ

38

Фантазия как часть жизни. Игра как творчество. Фантазия в авторском произведении. Портрет писателя.

ОНЗ

39

Изобразительные возможности поэтического произведения.

ОНЗ

40

Проверь себя. Что читать летом.

УРК

Техника чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению, 3 кл. Учебник Грехневой, Кореповой

Содержит пояснительную записку и календарно тематическое планирование (при закачке таблица перестраивается)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс, ФГОС.  Предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа включа...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника СвиридоваВ.Ю.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального...