Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_moy_konspekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"

Цели урока: 

  • отнесение способа проверки орфограмм слабых позиций только с орфограммами основы;
  • обнаружение слов, связанных отношениями словообразовательной производности
  • (родственных или однокоренных слов) и использование их для проверки орфограмм
  • слабых позиций в корне;
  • развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;
  • развитие психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания;
  • развитие познавательных умений;
  • воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности.

Задачи: 

  • упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
  • упражняться в проверке слов по словарю;
  • проверить сформированность умения различать родственные слова;
  • проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
  • организовать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
  • развивать способности детей;
  • дать детям положительный опыт общения;
  • осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями

Тип урока: решение частных учебных задач

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

2. Целеполагание.

- Чему учимся на уроках русского языка?(проверять орфограммы слабых позиций всеми известными способами)

-Кто уже хорошо умеет проверять?

-Кому ещё трудно?

-Какую цель поставим на урок?( будем упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами.

-Откройте тетради, отразите настроение и запишите число (на доске записано число: 27 –преля. Класс(с)н-я р-бота. 

3. Создание «ситуации успеха»

– Кто обратил внимание на запись на доске? Почему некоторые буквы оказались пропущенными? По какой причине я их пропустила? (Это орфограммы слабых позиций. Их написание нужно проверять. А пропустили их для того, чтобы мы подумали.)
– А какие буквы вы вставили? Объясните, как вы смогли проверить орфограммы слабых позиций? (
. В слове –преля вставили букву а, написание проверяли по словарю. В слове классная 2 буквы с(по словарю), бува а-по правилу- ж. род-ая-яя, работа-буква а-по словарю) )
Сколько способов проверки вы предложили? Какие они?(1 способ: по словарю. 2 способ: по правилу)

-А какие ещё способы вы знаете? (по сильной позиции, с помощью родственных слов, изменение слова) • Возьмите лист самоконтроля. Оцените свои знания по нашей теме. В графе «Начало урока» ,пункт 1, поставьте крестик на столбике самооценки: если всё уже знаете, умеете проверять слова -вверху, если ещё сомневаетесь в своих знаниях- в середине, если тяжело- внизу.

4. Постановка проблемы перед учащимися

Какие задачи мы должны выполнить на уроке? (Мы будем проверять орфограммы слабых позиций. Тренироваться подбирать проверочные слова.)
Совершенно верно. Перед нами стоят три орфографические задачи: Как найти? Как проверить? Как написать?

4. Актуализация знаний. Фиксация затруднений

– Раз мы озвучили способы проверки орфограмм  слабых позиций, хотелось бы знать: Умеете ли вы различать эти способы?

5. Физминутка

Я называю слова. Если орфограмму в этом слове проверяют по словарю, встают мальчики, а если проверка по сильной позиции – встают девочки. (Слова записаны на карточках с пропуском орфограмм слабых позиций)

Весна, сорока, столы, ворона, мосты, воробей, дворы, река, собака, петух, корова, грачи, мороз.

6. Словарная работа

– Запишите  слова, написание которых нужно проверять по словарю, вставляя орфограммы и подчёркивая их, ставя ударение. (один человек у доски)
– В каком слове можно применить оба способа проверки?
(Мороз. Так как орфограмму в конце слова можно проверить по сильной позиции-морозы)

--Оцените свою работу.

– Как вы нашли сильную позицию для звука [с]? (Изменили слово по числу)
– А в какой   части слова находится эта орфограмма?
(Орфограмма находится в основе, в корне слова)
Что такое корень слова? (Корень – общая часть родственных слов, которая состоит из одних и тех же или чередующихся звуков и значение которой одинаково во всех словах. Эта часть указывает,  от какого слова образованы все родственные слова)

7. Учебная деятельность

– Тогда попробуйте определить, какие слова являются родственными, а какие лишние и почему?

Работа в группах

укол                      печурка                                       угол
колоть                   печь                                            уголь
коляска                 печать                                         угольник

(Обсуждение. Проверка)

На ваш взгляд: какое слово было трудное для вас, почему? Где вы могли узнать его значение? Что оно обозначает? («Коляска» – предмет для катания детей. «Печурка» –ласковое слово печь. «Угольник» – инструмент, при помощи которого чертят углы.)
 В паре слов, которые получились в каждой группе, найдите слово, в котором есть орфограмма слабой позиции. Каким словом вы её проверите?
 Где находится орфограмма?
Каким способом проверки вы пользовались? (Подбор однокоренного слова)

Оцените свою работу в группе. Кого можно похвалить? Кому сделаем замечание по работе? В пункте №2 оцените свою работу в группе.

– Мы озвучили несколько способов проверки. Прежде чем приступим к дальнейшей работе, отдохнём.

8. Физминутка

9. Парная работа.( одна пара у доски)

– Продолжаем работу.
Попробуйте определить, какой способ проверки можно использовать, чтобы проверить орфограммы в этих словах:

л (е, и) сной
м ( е, и ) сной
л ( е, и ) сник

– Докажите, выбрав проверочные слова из предложенных:

Лес, лисы.
Месяц, миска, мясо.              Лето, лить, лётчик.

– Почему, докажите. Запишите пару слов: проверочное и проверяемое.
– Поднимите руку: кто усвоил способы проверки.

Оцените свою работу. Пункт № 3

9. Групповая работа. Работа с учебником-упр.330.

-Сам Самыч тоже научился проверять орфограммы. Он записал высказывания. Давайте проверим, правильно ли выполнил задание Сам Самыч.

Откройте упр.330. Прочитайте текст, если есть слова с ошибками- устно подберите проверочное слово, запишите правильно и подчеркните орфограмму, которую проверяли. Слова записывайте в столбик. Как будем работать?(в группах)

(дети записывают на больших листах фломастерами)

По ночам

Голоса

Удивляется

Проверка. Сколько слов записали?

Какой вывод можно сделать из этой работы?

10. Итог урока.

-Ребята, чему мы учились на уроке?( проверять орфограммы слабых позиций всеми известными способами)

- А сейчас работа под названием «Задавалка-отвечалка».(На стене прикреплены таблички с вопросами)

-Используя вопросительные слова, задайте вопросы об основных понятиях темы урока и ответьте на них.(один ученик подходит, берёт вопрос, задаёт его другому ученику, а тот отвечает)

О чём?

О чём говорили на уроке?

Что?

Что такое ……….слова?

Как?

Как находить корень слова?

Зачем?

Зачем нужно проверять слова?

Сколько?

Сколько способов проверки слов?

Где?

Где можно узнать значение слова?

-Обведите нужное слово в таблице.

1.Своей работой на уроке я

2.Урок для меня показался
3.Мое настроение
4.Материал урока мне был

доволен / не доволен

коротким / длинным

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

-Внизу вы видите числа от 1 до 10. Оцените свою работу в баллах. Обведите кружочком ту цифру, на какую вы считаете работали сегодня.

-кто поставил себе 10 баллов? 9 баллов? 8 баллов?

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10


– Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Всем большое спасибо. Я буду с нетерпением ждать следующего урока русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока  русского языка  в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...

Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"

Урок-исследование с презентацией.  В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании к...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС: Повторение и классификация изученных орфограмм

Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограммЦель: совершенствование умений находить, классифицировать изуч...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...

конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...