Педагоги прошлого о работе над словом
статья по русскому языку по теме

Зайцева Татьяна Петровна

Родной язык педагоги прошлого делают основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим по­мещаем изучение новейших иностранных языков, а в изу­чении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий», - писал К.Д.Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogi_proshlogo_o_rabote_nad_slovom.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Педагоги прошлого  о работе над словом

К числу основных общепредметных задач, решаемых на всех учебных предметах, в том числе и на уроках русского языка, относится задача осуществления «философствования» - как основы формирования логического мышления. Однако логическое мышление не может успешно развиваться без языкового материала.

Хотя между речью и мышлением существуют довольно сложные отношения, положение о неразрывной связи между ними остаётся во всех случаях в силе. Л. С. Выготский говорил: «Мысль не выражается, но совершенствуется в слове» [2].

Очевидно, развивая речь, мы в то же время должны развивать и логичность мышления, постоянно применяя приёмы анализа, синтеза, абстрагирования, сопоставления, классификации, обобщения, работая над составлением определений и рассуждений индуктивным и дедуктивным путём.

Сейчас вполне определилось, что дальнейшее совершенствование школьного обучения, в том числе и начального, должно идти по линии развивающего обучения.

Выдвинутая Л. С. Выготским и разработанная психологами его школы   (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Д. Б. Давыдов и др.) идея «развивающего обучения», заключается в том, чтобы школа развивала способности детей, и прежде всего их мышление, «мыслительную способность», как говорил К. Д. Ушинский [2].

Очевидно, в процессе усвоения детьми программного материала, в процессе развития детской речи, необходимо создавать такие ситуации, которые заставляли бы детей проявлять активную познавательную активность, пользуясь теми мыслительными операциями, которые характерны для человеческого познания. Можно подумать, что педагоги прошлого говорили  как раз о тех прогрессивных технологиях, которые предлагает  «Новая школа», например технологии проблемного обучения, важным аспектом которого является то, что введение знаний проводится посредством диалога, а не монолога. Это позволяет всем детям активно включиться в работу, развивает речь, смелость, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения, учиться строить логику рассуждений, развивать коммуникативные способности ребёнка  [4]. Ещё на заре развития методики русского языка как науки, то есть с середины XIX века, Ф. И. Буслаев и И. И. Срезневский возглавили прогрессивное научное направление, заключающееся в борьбе с механическими приёмами работы в школе и в разработке новых приёмов, более глубоко психологически обоснованных [1].

Главную задачу Ф. И. Буслаев видел в том, чтобы дети ясно понимали прочтённое и умели правильно выражаться словесно и письменно.

И. И. Срезневский считал, что «устные рассказы» должны предупреждать письменные. При работе над художественным произведением он рекомендовал «давать детям пересказывать другими словами», только в этом случае дитя лучше понимает достоинства подлинника и будет внимательнее к каждому из своих выражений, а этого и надобно достигнуть.

Широко рекомендуя разнообразные упражнения в пересказах прочитанного, он считал их средством приучения детей «пользоваться богатствами языка» [5].

И. И. Срезневский одним из первых методистов поставил вопрос о словаре для детей и справочном грамматическом руководстве. В настоящий момент словари входят в перечень необходимых для уроков литературного чтения книг.

В одно время с Ф. И. Буслаевым и  И. И. Срезневским  над методами и приёмами преподавания русского языка работал К. Д. Ушинский. Более чем кто – либо из его современников, он практически и теоретически, талантливо, на уровне науки своего времени, разработал требования к системе речевых упражнений. В  «Родном слове» для 1 и 2 классов он даёт разнообразные упражнения по развитию устной и письменной речи.

Для методики  К. Д. Ушинского был характерен подход к изучению русского языка как целостного явления. Это выражалось в требовании развивать  в детях «дар слова», овладевать сокровищами языка и одновременно усваивать его грамматические законы.

К. Д. Ушинский считал, что развивать в детях «дар слова», можно «не иначе как  от упражнений», которые должны быть, во-первых, по возможности самостоятельными, и начинаться с первых уроков и служить цели выражения собственных мыслей; во-вторых, систематическими и взаимосвязанными так, чтобы всякое  новое упражнение находилось в связи с предыдущим, опиралось на них и делало шаг вперёд; в-третьих, упражнения должны быть логические, то есть они должны способствовать развитию мышления, абстрагированию представлений, умению находить в понятиях сходные и различающие признаки, делать выводы и обобщения.

Работа над словом сложна и многогранна. Как важно  научить ребят наблюдать, читать, размышлять, передавать мысль словом. Нужно воспитать тот особый подход к слову, о котором писал К.Д.Ушинский: «У детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот  этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемую форму – есть одно из важнейших условий развития дара слова. Учитель должен дать детям этот навык, в то же время, обогащая  постепенно умственный запас, развивать в детях чутьё языка, которое угадывает, что форма не та, которая требуется [6]. К. Д.Ушинский создал такую стройную систему упражнений для развития устной и письменной речи, что методическая наука  использует её уже более 100лет. Достоинство этой системы  - в построении занятий на грамматико-орфографической основе, в выработке у детей логического мышления.

Важно, чтобы слово  со всеми его значениями и особенностями употребления было правильно воспринято и понято детьми, вошло в активный словарный запас и употреблялось самостоятельно в нужных ситуациях. Но процесс этот не должен происходить стихийно. Системное управление им со стороны учителя облегчает его и обеспечивает правильность и полноту усвоения знаний. Языковой материал – самая благоприятная почва для развития мышления младших школьников. «Развивать в детях дар слова значит, почти то же  самое, что развивать в них логичность мышления» [6]. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, поэтому работе над словом на уроках русского языка отводится особое место. Работая по  ОС «Школа 2100»,прослеживаются «Сквозные линии» - это наблюдение за: составом слова, звуко-буквенный анализ слов, лексическая работа, работа со словарями.

Систематическая  работа над словом, о которой писал К. Д. Ушинский, и которой пользуются педагоги всего мира  до сих пор позволяет:

  1. Сформировать языковое чутьё, орфографическую зоркость.
  2. Сформировать у учащихся умение объяснять лексическое  значение слов с разных точек зрения, отстаивать свою позицию,  что способствует развитию логического  мышления.
  3. Сформировать устойчивую положительную мотивацию к урокам, а также высокую  познавательную активность не только на уроках русского языка, но  и на других предметах.
  4. Снизить  школьную тревожность в связи с повышением  успешности в учебной деятельности  учащихся.
  5. Добиться устойчивое высокое качество обучения с постепенным повышением.
  6. Учащимся самим задавать более высокий уровень своей познавательной потребности, выбирая неадекватную, иногда даже чрезмерно трудную  познавательную деятельность.
  7. Подтвердить  качество обучения при переходе в среднее звено.

Процесс добывания знаний (проблемно-диалоговое обучение) в ходе собственной учебной деятельности  сделал полученные знания прочными. Дети  научились использовать свои знания и умения для решения учебных и жизненных проблем.

Углублённая работа  над словом положительно влияет на качество знаний и умений  по другим предметам.  

 Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим помещаем изучение новейших иностранных языков, а в изучении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий» [3].   Имеющийся у ребят уровень знаний  и умений позволяет им   свободно  владеть многими понятиями  по окружающему миру (при анализе учебного текста, умение пользоваться различными справочными материалами), математике (понимание смысла при работе над текстовыми задачами, умение самостоятельно составлять задачи, формулировать вопрос, анализировать, выделять ключевые слова и т.д.), литературному чтению (понимание контекста, в котором употреблено то или иное слово, понимание значение слова; пересказ, в котором дети свободно заменяют  слова на противоположные, близкими по значению в точном их употреблении), и т.д.

Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы. 

Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. 

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. 

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. 

Список литературы

  1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. В 6т – М.,1982.Т2
  3. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г. 
    стр. 129-130.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания ученикам. - М.,2006.
  5. Срезневский И. И. О русском правописании Антикварное издание 1867г., Санкт – Петербург.
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1985.Т.2 С.106)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.

К статье добавлен  материал одного из классных часов, который  возможно  использовать  образовательными  учреждениями  в  своей  работе  по  проф...

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Советы педагогам, как работать с детьми с дефицитом внимания.

Низкие показатели внимания могут привести к выраженным проблемам в обучении даже при хорошем интеллекте. Часто ситуация выправляется к 4-5 классу, но ребёнко может приобрести низкую самооценку и потер...

"Рекомендации для педагогов по работе с глухими детьми"

Составлены рекомендации для педагогов по работе с глухими детьми....

Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении

Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении....