Урок русского языка в 4 классе "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ирина Леонидовна Дубина

Наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mestoimenie.docx48.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Местоимение.

Цель: наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

 развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

формирование элементарных лингвистических компетенций;

развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;

 воспитание навыка самостоятельности;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Оборудование: 

  • учебник Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” 4 класс
  • карточки для исследовательской  работы
  • карты самооценки
  • презентация

Слайд 1.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Урок русского языка.  Начать урок я хочу с одной истории. В одном селении люди умели дарить друг другу добро. А знаете, как?

Слайд 2.

 Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было таким  маленьким, что не обжигало, а только согревало ладошки (звучит музыка). Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнемся. Каким стало ваше настроение?

Слайд 3

–Выскажите друг другу пожелания для того, чтобы настроиться на продуктивную работу.

Мы сможем выполнить все задания

 

У нас все получится

Желаю успехов себе и друзьям

–   А теперь, с хорошим настроением, приступаем к работе.

– Откройте тетради. Запишите число. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на парте.

– Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу  по карте успеха.

Вид деятельности

Баллы 1-5

     1. Чистописание.

 

2.   Составление и разбор предложения.

 

3.   Словарная работа.

 

4.    Работа с таблицей (в группах)

 

5. «Четвертое - лишнее». (Работа в парах)

     6.    Устные ответы на вопросы

 

Итог: средняя оценка

 

 II. Стадия вызова. Слайд 4.

 Мы с таким теплом отнеслись друг к другу, что и в классе появилось солнце. Но оно не простое, в нем зашифровано слово, отгадайте его.

Сайд 5. (Семья) Объясните свой ответ.  Как вы понимаете слово “СЕМЬЯ”?

Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

Слайд 6.

Прочитайте слова: у, семья, нас, дом , живет, в, дружная

– Сегодня мы будем писать букву, которая в данных словах обозначает 2 звука. Назовите  эту букву. Почему она обозначает два звука в этих словах? В каких еще случаях буква я обозначает два звука?

– Давайте подготовим кисти рук к письму. Массаж кистей рук.

– Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

– Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

– С какими  буквами соединяется буква я  в словах?

ая  ья

Писать вы будете  по образцу в тетради  под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно». Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на парте.

– Предложите  задания, связанные с этими словами.

–Составьте  предложение из этих слов.

Слайд 7.

–Запишите предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор предложения.

Слайд  8,9,10,11,12

Определите части речи в предложении.

–Назовите лишнее слово. Почему оно является лишним?

– Надо ли нам изучать местоимение?

– Для чего будем изучать местоимение? ( Эта часть речи тесно связана с изученным ранее)

– Значит, тема урока…

Слайд 13

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.  

 (Д. познакомиться с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи, узнать морфологические признаки местоимения, научиться употреблять местоимения  в речи)

Как мы это будем делать?

  (Д.  Обратимся к своему опыту, к учителю, к учебнику, словарю, справочнику.)

 Слайд 14        

– Знаете ли вы, что местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Выдвигайте гипотезы.  

Это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Слайд 15

III. Стадия осмысления содержания.

– Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения

 1. Еще раз прочитайте предложение. 

 

 

 

– Закончите фразу: наше предложение состоит …

                                   каждое слово – это часть…

– Какой напрашивается вывод? ( т.к. местоимение – слово, значит оно является частью речи)

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения

–Запишем вывод в исследовательскую карточку.

  1. –Подумайте, как образовалось слово «местоимение».

(В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание)
 –А к какой части речи относятся имена предметов (к существительному), значит,  какой мы можем сделать вывод?

 – Можем ли мы, опираясь на  второй вывод, ответить на третий вопрос? На какие вопросы отвечают местоимения? Докажите.

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо имени существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы  Кто? Что?

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения

– Я хочу вам открыть секрет: местоимения употребляются не только вместо имен существительных, и вместо прилагательных, и вместо числительных. Но эти вопросы вы будете изучать в старших классах.

  1. –  Послушайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили?

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

 Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

(Д. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него)

– Запишем вывод в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?

4. Не называет предмет, а указывает на него

5. Личные местоимения 

ФИЗМИНУТКА

  1. Послушайте внимательно диалог двух сестер.

 (Уч-ся  разыгрывают сценку)

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна мама. Скажи, пожалуйста, она дома? 

- Нет, её нет.

- А папа? Он дома? 

Настя, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Местоимение Я указывает на того, кто говорит о себе.

Настя, а как бы ты назвала себя и Аню одним словом? (Мы).

Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

Как Настя обращается ко второму участнику диалога? (Ты).

 На Аню указывает местоимение ты. Это второе лицо.

Настя, а как бы ты обратилась к Ане, маме, папе, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").

А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо к  взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Настя и Аня говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: мама - она, папа - он ("3-е лицо").

Ребята, а как бы вы назвали Настю и Аню одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")

А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Местоимения имеют морфологический признак лица.

Учитель читает стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Д. Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). 

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

  • 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
  • 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

В 4 классе мы будем изучать только личные местоимения.

Слайд 16

–Заполните таблицу. (Работа в группах)

 Лицо

                                             Число

             единственное

                  множественное

    1-е

                      я

                             мы

    2-е

                     ты

                             вы

    3-е

              он, она, оно

                            они    

Назовите  местоимения 1-го лица (слайд17), 2-го лица (слайд18), 3-го лица (слайд19).

Какие из них единственного числа, множественного?

– Можно ли считать, что местоимения:

мы – множественное число местоимения я;

вы – множественное число местоимения ты;

они – множественное число местоимений он, она или оно?

(т. е. нельзя сказать, что мы — это много я, поскольку мы — это я (говорящий) и еще кто-то)

– Какой вывод сделаем? Имеет морфологический признак числа

По таблице определите, какие еще грамматические признаки характерны для местоимения?
(Местоимения он  мужского, она женского, оно среднего рода).

Слайд 20

 Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

–С какими личными местоимениями познакомились? Запишем в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы   Кто? Что?

4. Не называет предмет, а указывает на него

5. Личные местоимения  - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

  1.  Словарная работа

–Послушайте загадки.

Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

 А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

 Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Назовите отгадки.

Слайд 21

– Кто же он, она, оно?

Слайд 22

– Какое из этих слов является словарным? Назовите орфограмму.

–В тетрадях в три столбика запишите по два словарных слова-существительных,  которые можно заменить местоимением он, она, оно. (Взаимопроверка)

                                      Физкульминутка для глаз

Слайд 23

6. «Четвертое - лишнее». (Работа в парах)

 - Сформулируйте задание. (Найти лишнее слово в каждой строчке и объяснить, почему)

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я , Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он. Она, они. Оно (мн.ч.)

Мы, я вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

Проверка: Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29

7.Знаете ли вы, что… существительных в русском языке насчитывается около четырех тысяч, глаголов  около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69.

Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?»

(Д.  Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)

– А можно сказать, что они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре?

 – Что же такое местоимение, попробуйте сформулировать правило по исследовательской карточке.

– Как нам убедиться, что наши выводы правильны? Сравните ваши выводы с правилом в учебнике на стр.27,28,29,30.

-Какая информация не прозвучала на уроке?

Подумайте, местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите. (Самостоятельная).

(Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Отдельную группу составляют междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Они имеют различные морфологические признаки. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.)

8. Сравнение местоимения с именем существительных.

–  Вместо какой части речи употребляется местоимение? Какой вопрос напрашивается? (Чем личное местоимение  отличается от имени существительного?) Работа в группах.

Слайд 30

Имя существительное                                Местоимение

1) Часть речи.                                        1) Часть речи.

2)  Обозначает предмет.                                2)  Указывает на предмет.

3)  Отвечает на вопросы кто? что?                            3) Отвечает на вопросы кто? что?

4)  Изменяется по числам.                                4) Не  изменяется по числам.

5)  Имеет род.                                        5). Имеет род только в 3 лице, ед. числе.

Проверка: Слайд 31, 32, 33, 34, 35

Делаем вывод: личные местоимения отвечают на  те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.

9. Многозначность слова.  

Можно ли сказать, что слово «семья» многозначное?

Семья – это:

  1. Группа живущих вместе близких родственников.
  2. Объединение людей, сплоченных общими интересами (переносное значение).
  3. Группа животных, птиц.
  4. Группа родственных языков.

Слайд 36

 Составим  синквейн на тему "Наша школьная семья" (класс)

 Сущ.              Семья.

 2 прилаг.     Любимая, дорогая.

3 глаг.           Дорожу, люблю, берегу.

Предл.          Без нее жить не могу я.

 Сущ.            Жизнь.

Продолжите предложение: Любить родных людей  - это значит…

Слайд 37

– А вы знаете, что на востоке апельсиновое дерево считается символом здоровой и крепкой семьи? Домашнее задание: на шаблонах апельсина составьте  синквейн на тему "Семья".  

Слайд 38

  V. Стадия рефлексии.

-Если бы вам была предоставлена возможность быть в роли учителя на этом уроке,  как бы вы подвели итог урока?

Какую цель мы ставили в начале урока?

(Д. познакомиться с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи, узнать морфологические признаки местоимения, научиться употреблять местоимения  в речи)

–Достигли мы цели урока?

– В чем загадка местоимения как части речи?

–Обозначьте круг вопросов по теме «Местоимение», которые  нам необходимо изучить на следующих уроках?

(Склонение, правописание с предлогами, роль в предложении)

– Выставите себе средний балл в оценочных листах.

Попробуйте оценить работу класса в целом. Что получилось в нашей общей работе сегодня, а чего нам не хватало?

Слайд 39

– Мне очень понравилось,  как вы работали на уроке. Вы были активны, внимательны, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы оценивали свою работу, а проверив тетради, я  оценю вашу работу. Самое главное, вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

– Ребята, что хочется сделать, когда совершил что-то важное?

– Подарите улыбки друг другу, мне и нашим гостям. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....