Обобщение знаний о прилагательном и роли прилагательных в речи в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коцан Елена Олеговна

        На этом уроке используются приемы, способствующие повышению эффективности и результативности работы (поисковые задачи). Для этого необходимо использовать в работе традиционные и нетрадиционные формы обучения.

        Работа учащихся на уроке проходит в малых группах (по 5-6 человек) и с динамической физкультминуткой. Подобранные задания способствуют творческой активности учащихся и повышению уровня самостоятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение знаний о прилагательном и роли прилагательных в речи»

Цели:

1. Применять установленные правила в планировании способа решения.

2. Использовать общие приемы решения задач.

3. Развивать умения правильно употреблять имена прилагательные в речи, применять полученные знания на практике.

4. Развивать монологическую речь учащихся.

5. Развивать умение работать в группе, обучение сотрудничеству.

Ход урока

1.Орг. момент.

Сели. Открыли тетради. Записали: число, классная работа.

2.Объявление темы урока.

Сегодня на уроке русского языка мы повторим, все что знаем об имени прилагательном.

Урок проведем в виде игры «Заседание редакционного совета». Представьте, что вы уже взрослые. Работаете в газете «Имя прилагательное». Каждая команда определенный отдел редакции.

1 команда – отдел писем (на стол ставится надпись)

2 команда – отдел новостей

3 команда – отдел информации

4 команда  - отдел публикации

Мы сегодня посмотрим, какой отдел умеет работать дружно, быстро и правильно выполнять задания.

 Итак, начинаем.

1 задание:   Каждый отдел получает конверт с заданием.

Прочитайте внимательно задание. Обсудите выполнение этого задания в своих отделах  и выполните его в тетрадях.

1 ком.:    К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные определите число и род.

река–

дерево–

ветер–

2 ком.:    Измените данные слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Выделите окончания  имен прилагательных.

Весенний цветок–

Голубое небо–

Теплый день –

3 ком.:    К данным именам существительным подберите имена прилагательные. Определите число, род, выделите окончания имен прилагательных.

Солнце –

дождь–

погода–

4 ком.:    Измените данные слова так,  чтобы они стояли в единственном числе. Определите род, выделите окончания имен прилагательных.

Серые  тучи –

весенние  леса –

Чудесные  картины –

= Как изменяются имена прилагательные? Какие окончания они имеют? (изменяются по числам и по родам)

2 задание: Каждой команде дается карточка с набором слов.

Капитан читает внимательно  в слух слова в строчках. Найдите «лишнее» слово.

1 ком.:

Дуб, ель, сосна, дерево, берёза

2 ком.:

Космонавт, учитель, книга, слесарь, водитель

3 ком.:

Ромашка, василек, лилия, земляника, астра

4 ком.:

Корова, овца, свинья, белка, коза

= Объясните, почему это слово вы считаете «лишнее?»

Запишите ваши слова с красной строки, поставьте тире. Подберите и запишите к этому существительному как можно больше прилагательных. Команды  записывают прилагательные . Выделяют окончания прилагательных, над существительными надписать число, род.

= С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (с именем сущ)

=Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного?   (1. Найти сущ., с которым связано имя прил. 2. Определить род имени сущ. 3. Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание)

3 задание (физкульт минутка)- проходит в виде эстафеты:

Выбрать к схемам слова: ( для каждого участника эстафеты. Слова напечатаны на карточках. Дети сначала читают слова, и разбирают их на карточках. Затем по одному, по очереди вывешивают слова на доске)

подводный

устный

молодой

походный

узкая

весёлая

заварное

русский

чёрная

вырезные

маленький

золотое

подледный

зимнее

быстрый

Выездная

длинная

храбрый

поджаристая

ночная

жёлтая

задумчивый

игривая

синяя

рассыпчатый

широкая

старый

= Что объединяет эти слова?

А теперь наши гости проверят, как вы правильно справились с заданием.

4 –е задание.

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Подчеркните главные члены предложения, надпишите части речи:

1 ком.:

С   пригорка  журчал  ...  ручеёк.

Слова для справок: весеннее, голубое, говорливый.

2 ком.:

Ярко    светит  … солнышко.

Слова для справок: весеннее, голубые, говорливый.

3 ком.:

Легкие   облака  украшают  …   небо.

Слова для справок: весенняя,  голубое, говорливый.

4 ком.:

     лужицы   покрыты ледком.

Слова для справок: последний, мелкие, весеннее.

= Для чего служат имена прилагательные?

= Каким членом предложения  чаще всего является прилагательное?

5 задание: Составление текста

Отгадайте загадку (командир каждой команды вытаскивает карточку, на которой записана загадка), на правильный ответ они получают картинку с изображением животного 1 ком.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза пряча нос.  

( медведь)

2 ком.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.                (волк)

3ком.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода  - кора.             (заяц)

4 ком.

Рыжая птичница

 В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла    (лиса)

Составьте 2-3 предложения о вашем животном.

Проверяем.

Орг конец урока.

На полях простым карандашом оценить свою работу в виде личика.

                

        

Так как урок был проведен в виде игры «Заседание редакционного совета» Урок проведен в виде игры «Заседание редакционного совета» в газете «Имя прилагательное», а каждая команда определенный отдел редакции. Целесообразно продолжить игру на следующих уроках:

- на уроке изобразительного искусства учащимся предоставляется возможность побыть художниками-оформителями определенных этапов;

- на уроке труда сделать газету своими руками, включая туда материал, используемый на предыдущих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа "Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном"

Цель данной проверочной работы - контроль соотношений произнесения и написания слов; определение орфограмм в словах, обобщение изученных по темам правил...

Презентация по теме "Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи"

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи". УМК "Школа России". 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"

Урок по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"...

Урок "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"

Данный урок поможет обобщить, систематизировать, актуализировать имеющиеся знания об имени существительных....