Практический обучающий семинар: "Система наглядного изучения окончаний имен существительных".
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Анохина Юлия Леонидовна

В современное образование прочно вошли ФГОС 2-го поколения. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов. В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс учения – не только усвоение ЗУН, но и процесс развития личности, духовно-нравственной, социально адаптированной.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система наглядного изучения окончаний имен существительных. Наглядность при изучении окончаний (2-4 кл.).

Слайд 2

Каковы же основные характеристики СДП? Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Процесс обучения – всегда творческий . Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. На каких этапах формируются УУД? Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток. Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

Слайд 3

При СДП используются следующие современные образовательные технологии: проблемно – диалогическая технология; технология мини – исследования; организация проектной деятельности; оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология сотрудничества; ИКТ – технология . Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так-то…. (формирование мировоззрения)

Слайд 4

Цели Практические действия на уроке Домашнее задание 1 этап - осознание возможности имен сущ. изменяться по вопросам. - формирование умения производить эти изменения. 1.Возможность сущ. изменяться по вопросам. Отражение этих изменений в окончаниях. 2.Представление о системе окончаний имен сущ. (использование клетчатых листочков) Сначала только слова с ударными окончаниями. Беглость буквы фиксируем *. 3.Формирование умения находить в предложении главное слово, от которого необходимо задать падежные вопросы (схема: прямоугольник с крючком). 1.Изменить по вопросам сущ. в ед.ч . с ударными окончаниями. Слова изменять на клетч.листках , отрезать окончания и приклеивать результаты в тетрадь. 2 этап - объяснение термина «падеж». - формирование умения изменять по падежам сущ. и определять их падеж. 1.Объяснение термина «падеж» (использование кубика, таблицы с названием падежей и вопросов),. 2.Изменение сущ. в ед.ч . по падежам: хором и инд -но с обязательным проговариванием пар вопросов. 3.Изменение сущ. в ед.ч . по падежам на клетчатых листках, отсечение окончаний (работа на клетчатых листках, клей, ножницы, тетрадь). 4.Объяснение необходимости задавать пары падежных вопросов при определении падежей слов (таблица с падежами и парами вопросов). 5.Определение падежей имен сущ. (схема-прямоугольник с 1 крючком и подписью вопросов). Выучить название падежей и падежные вопросы; изменить по падежам сущ. в ед.ч . с ударными окончаниями. Слова изменять на клетч.листках , отрезать окончания и приклеивать результаты в тетрадь. 3 этап - закрепление понятия «падеж». - формирование умения изменять имена сущ. по падежам. 1.Изменение сущ. в ед.ч. по падежам (зрительный образ – кубик). 2.Изменение по падежам сущ. с беглыми гласными в основе слова (клетчатые листки). 3.Определение падежей имен сущ.(опорная схема – прямоугольник с 2 крючками). Изменить по падежам сущ. в ед.ч . с ударными беглыми гласными в основе. Слова изменять на клетч.листках , отрезать окончания и приклеивать результаты в тетрадь. Определить падежи и записать словосочетания с падеж.вопросами в тетрадь.

Слайд 5

4 этап - введение понятия «склонение» как изменение сущ. по падежам. - формирование умения склонять имена сущ. 1.Объяснение термина «склонение» (перемещение кубика по склону). 2.Склонение сущ. в ед.ч . (изменение по падежам) (кубик, склон, клетч . листки). 3.Определение падежей имен сущ., взятых из текста. Запись результатов в тетрадь (опорная схема- прямоугольник с 2 крючками). Выучить определение склонения; изменить по падежам сущ. в ед.ч. с ударными окончаниями. Слова изменять на клетч.листках, отрезать окончания и приклеивать результаты в тетрадь. Определить падеж сущ. Записать в тетради словосочетания с падеж.вопросами, указать падеж. 5 этап - формирование умения склонять имена сущ., определять падеж. - осознание склонения как группы слов с одинаковыми окончаниями. 1.Склонение сущ. в ед.ч .(устно). 2.Определение падежей имен сущ.(опорная схема-прямоугольник с 2 вопросами и подписью падежа) 3.Осознание склонения как группы слов с общими окончаниями (клетчатые листки, 3 кубика, шаблон с прорезями для окончаний, таблица склонений сущ.) Выучить 2 определения склонения, признаки определения склонений; изменить по падежам сущ. в ед.ч . с ударными окончаниями. Слова изменять на клетч.листках , отрезать окончания и приклеивать результаты в тетрадь. Определить падеж сущ. Записать в тетради словосочетания с падеж.вопросами , указать падеж. 6 этап - формирование умения склонять имена сущ., определять падеж. - определение номера склонения в форме И.п . 1.Склонение сущ. в ед.ч. .(уже не произносят вслух пары вопросов, а указывают названия падежей и дают падеж.формы сущ.) 2.Определение падежей имен сущ. (схема-прямоугольник с вопросами) 3.Определение номера склонения в форме именительного падежа (алгоритм рассуждения, таблица склонений, кубик) Просклонять сущ. в ед.ч . с ударными окончаниями на клетч.листках , отсечь окончания, наклеить наблюдения в тетрадь; определить падеж, записать словосочетания с падеж.вопросами , указать падеж; определить склонения сущ.(в И.п .), записать в тетрадь.

Слайд 6

7 этап - формирование умения склонять имена сущ., определять падеж. - определение номера склонения в форме косвенных падежей. - осознание общности окончаний имен сущ. одного и того же склонения в сильной и слабой позиции. 1.Склонение сущ. в ед.ч . (устно, индивидуально) 2.Определение падежей имен сущ. (аналитическая работа выполняется полностью детьми) 3.Определение номера склонения в форме косвенных падежей (таблица склонений, кубик. Дети доказательно находят окончания, меняя форму косвенного падежа на форму И.п .) 4.Наблюдение над парадигмами, совокупностью окончаний имен сущ. Общность ударных и безударных окончаний. (Пособие с выдвигающимися окончаниями) На клет.листках просклонять сущ. в ед.ч. с безуд.окончаниями, заимствуя их у ключевых(подстановочных) слов, отсечь окончания, наклеить наблюдения в тетрадь; определить падеж сущ., записать словосочетания с пад.вопросами, указать падеж, выделить окончания, указать склонения. 8 этап - формирование умения склонять сущ. в ед. и мн.ч., определять падеж. - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. 1.Склонение сущ. в ед. и мн. числе. (устно, индивидуально) 2.Определение падежей сущ. (опорная схема) 3.Правописание безударных окончаний сущ. (Пособие с выдвигающимися окончаниями) На клет.листках просклонять сущ. в ед.ч . с безуд.окончаниями , заимствуя их у ключевых (подстановочных) слов, отсечь окончания, наклеить наблюдения в тетрадь; вставить безуд.окончания по алгоритму: - устно определить склонение - проверить без.окончание ключевым словом - надписать склонение - выделить окончание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Использования графической наглядности при изучении падежей имен существительных.

Самая главная задача школы, научить учащихся свободно владеть русским языком. Для этого надо уделять особое внимание речевому развитию учащихся, прочному усвоению знаний. В условиях научно-техническог...

Система наглядного изучения окончаний имен существительных.

В современное образование прочно вошли ФГОС 2-го поколения. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов. В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это ...

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...