Календарно-тематическое планирование. Нечаева. Обучение грамоте. 92 часа.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по системе Занкова с видами деятельности, элементами содержания, предметными и метапредметными результатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote._1_klass.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте. 92 часа.

Учебник «Азбука» Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец

Тема

Элементы содержания

Возможные виды деятельности учащихся

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Добукварный период. 14ч.

1.

(1)

История обучения.

 Условные обозначения. Иллюстрации, обложка, форзац

Беседа.

Ответы на вопросы.

Рассматривание азбуки, определение смысла слов.

Ориентирование в азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные обозначения.

Различение учебных и неучебных книг. Умение работать с рисунком, ориентироваться на странице.

Понимать значение слов: очень- очень давно, давно, недавно, сейчас.

Ознакомиться с нормами поведения в школе.

Личностные:

- иметь представление о своей семейной и этнической принадлежности;

- проявлять интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

- иметь представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни, о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- оценивать совместно с учителем результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

- искать нужную информацию на странице (или развороте) Азбуки;

- «считывать» информацию с рисунков;

- понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке на с. 4-22;

- анализировать объекты, представленные в рисунках;

- сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

- подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; речь устная и письменная, звуки-буквы,

звуки гласные-согласные, согласные мягкие-твердые;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

- воспринимать мнение сверстников, родителей о «считывании» информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев;

- иметь представление о правилах общения в школе;

- адекватно реагировать на обращение учителей;

- ознакомиться с разными формами работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

2.

(2)

История речи. Речь устная и письменная

Умение пользоваться уст
ной речью в различных ситуациях;

Разные языки народов мира и России. Схема предложения

Беседа. Анализ рисуночного письма, пиктограмм и разных знаков современной письменной речи. Членение речи

на предложения, предложения на слова на примере пиктограмм и графических схем (моделей предложения). «Чтение» пиктограмм. Составление предложений по

рисункам и схемам. Анализ смысла понятий  «устная и письменная речь».

Представление об истории речи. Ознакомление с понятиями «язык», «речь». Практическое ознакомление с особенностями устной и письменной речи. Ознакомление с понятиями «предложение», «слово» (на примере пиктограммы).

3.

(3)

Мир, Россия, Родина, семья. Я в семье.

Знакомство со средствами устного общения. Схема предложения

Работа с иллюстрацией. Выполнение рисунка-схемы «Моя семья». Участие в обсуждении семейного статуса девочек и мальчиков (сын/дочь, сестра/брат, внук/внучка). Продолжение

знакомства с именами одноклассников.

Осознание соотношения (иерархии) понятий: мир, Россия, столица Москва, родина, семья. Осознание своего статуса в семье. Выполнение указаний учителя при рассматривании рисунков, считывание информации с рисунков.

4.

(4)

В мире знаков. Звуки и его письменный знак.

Схема слова и  предложения. Разведение понятий «слово» и «предмет

Работа с иллюстрацией.

Работа со схемами слов. Фонетический анализ слов: установление соответствия

между количеством звуков и количеством знаков в схеме

слова (при работе со словами, в которых количество звуков

не расходится с количеством букв). Выделение в словах

отдельных звуков. Моделирование схемы слова. Подбор

слов к данным схемам. Группировка рифмующихся слов

(с опорой на рисунки предметов).

Ознакомление со смыслоразличительной ролью звуков речи в слове.

Различение звуков природы и звуков речи. Различение понятий: звук, знак, буква, слово, предмет, предложение, схема. «Чтение» схемы слова, соотнесение ее с названием нарисованного предмета. Различение схемы слова и схемы предложения. Представление о рифмующихся словах.

5.

(5)

Звуки гласные и согласные.

Звуковой анализ слов.

Работа со схемами слов.

Группировка слов. моделирование звукового состава слов.

Сравнение моделей звукового состава слов.

Умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Определение в слове заданного звука. Знание особенностей произношения гласных и согласных звуков, определение звуков гласных и согласных.

6.

(6)

Знаки звуков – буквы. Звук [а], буква Аа, звук[у], буква Уу.

Гласные звуки и буквы. Звуковой анализ слов. Чтение схем слов. Рифма.

Работа со схемами слов и предложений. Ознакомление с алфавитом в конце азбуки.

Расширение, обогащение, активизация словаря.

Соотнесение звука [а] и с обозна-чающей его буквой Аа, звука [у] с обозначающей его буквой Уу. Различение звуков и букв: первые произносим и слышим, вторые видим и пишем. Представление об алфавите.

7.

(7)

8.

(8)

Чтение схем слов и предложений, сочетание слов по смыслу. Урок – игра.

Фестиваль сказочных героев.

Средства устного общения

Звуки и буквы

Работа со схемами слов и предложений.

Викторина.

Установление соответствия: сказка, ее герои; сказка, ее

автор. Инсценирование известных сказок (или отрывков).

Представление о народных и авторских сказках, о сказках русских и других народов, старинных и современных. Осознание зависимости особенностей сказки и манеры ее рассказывания. Накопление опыта участия в инсценировках, в групповой и парной работе.

9 .

(9)

Театр.   Звук [о], буква Оо, звук [э], буква Ээ.

Интонирование звуков речи. Большая буква в именах.

Звуковой анализ слова: установление числа и последовательности звуков. Различение звуков гласных и согласных. Соотнесение модели слова с названием нарисованного предмета. Нахождение букв в стилизованных рисунках, в буквенных ребусах. Выделение заданной буквы среди данного множества букв

Соотнесение звука [о] с обозначающей его буквой Оо, звука [э] с обозначающей его буквой Ээ.

Формирование умения характеризовать данные звуки; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове, соотносить данный звук и обозначающую его букву.

10-11

(10-11)

Фестиваль сказочных героев.

 

Чтение пиктограмм.(схемы предложений).

Понимание средств устного общения, одно слово – несколько значений, такой-другой (слова противоположные по значению),большая буква в именах.

Интонирование звуков речи.

Работа со схемами слов и предложений. Чтение пиктограмм, восполнение ненарисованных слов по смыслу предложения. Узнавание состояния персонажа по его изображению.

Знание изученных звуков и букв.

Умение выделять звуки, делить слова на слоги, выделять ударный звук.

Умения читать пиктограммы, моделироватьсхемы предложений, «читать» их, сравнивать схему предложения и схему слова. Чтение в пиктограмме букв, слов. Представление об оформлении предложения в устной и письменной речи.

12.

(12)

Звуки [ы],[и], буквы ы, Ии.  

Звуки и буквы. Звуковой анализ слов. Работа над текстом. Твёрдые и мягкие согласные звуки, работа над схемами слов.

Работа со считалкой.

Звукобуквенный анализ предложенных схем,

самостоятельное составление схем слов с опорой на рисунок, запись слов схемами под диктовку, подбор слов, соответствующих заданной модели, сравнение схем.

Соотнесение звука [ы] с обозначающей его буквой ы, звука [и] с обозначающей его буквой Ии.

Умения характеризовать данные звуки; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками;

находить букву данного звука в слове, соотносить звук и обозначающую его букву.

13.

(13)

Один предмет – несколько предметов.

Единственное и множественное число названий предметов. Сравнение стихотворных форм по ритму.

Работа со схемами слов.

Анализ языкового материала с целью формирования представления о единственном и множественном числе. Звукобуквенный анализ схем-подписей к рисункам, установление их соответствия нарисованному предмету,

определение количества звуков и их последовательности

в словах, выделение указанного звука, обозначение его

буквой; указание гласных-согласных, согласных твердых-мягких.

Ознакомление с понятием «число единственное и множественное» через противопоставление: «один предмет, несколько предметов».

Различение звуков в слове, звуков гласных-согласных, согласных твердых-мягких. Различение буквы Ии слова и. Моделирование схем названий сказок с опорой на рисунки.

14

(14)

Как буква меняет слово.

Звуковой и звукобуквенный  анализ слов. Выделение слов в предложении( в пиктограмме). Сказки о животных.

Букварный период. 72ч.

Непарные звонкие согласные звуки и их буквы Л, М, Н, Р, Й (17 ч.)

15.

(1)

Твердые и мягкие  звуки [л],[л’],[м],[м’], буквы Лл, Мм.

Определение места звуков в словах. Звуки и буквы Согласные звуки. Как буква меняет слово. Чтение слов, Начало выучивания алфавита.

Группировка и систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию.

Знание звуков: гласные-согласные, согласные твердые-мягкие.

Умение различать звуки ибуквы.

Личностные:

- проявлять интерес к отдельным заданиям;

- иметь представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни;

- проявлять интерес к занятиям по Азбуке;

- иметь представление о причинах успеха в учебе;

- проявлять этические чувства на основании анализа простых ситуаций;

- иметь представление о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения; о своей семейной и этнической принадлежности;

- понимать заданные критери и успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- адекватно воспринимать оценки своей работы учителями;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

- искать нужную информацию на странице (или развороте) Азбуки, «считывать» информацию с рисунков;

- понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

- анализировать объекты, представленных в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

- понимать заданный вопрос;

- подводить языковой факт под понятия: речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные;

- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в уст ной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;

- подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; слог; согласные мягкие-твердые;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

- иметь представление о правилах общения в школе, в классе;

- адекватно реагировать на обращение учителей;

- ознакомиться с разными формами работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

16-17.

(2-3)

Понятие «ударение». Ударные и безударные гласные.

Звуки и буквы Ударение. Ударные гласные. Тематические группы слов.

Варианты выражения мысли в предложении. Предмет, его признак (какой он?) и действия. Значение фонемы в различении слов.

Установление места ударения в родственных словах. Чтение хоровое, индивидуальное. Выделение существенных признаков.

Смыслообразующая роль ударения (сравнение смысла слов, различающихся только ударением (омонимов). Обучение алфавиту. Расширение, обогащение словаря (тематические группы слов). Ознакомление со словами, называющими предметы, действия, признаки. Осознание способов выражения мысли в предложении.

18.

(4)

Культура общения.

Чтение предложений по схеме, слов и пиктограмм. Звукобуквенный анализ слов.

Моделирование схем слов, чтение схем слов и предложений. Различие тематических групп слов, обобщенных и частных названий.

Инсценирование.

Наблюдать взаимосвязи между содержанием и формой речи. Понимать особенности общения в школе, на улице и дома. Знать этикетные слова. Понимать соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Давать этическую

оценку предложенной в тексте ситуации, ее собственное разрешение;

19-20

(5-6).

Звуки [н], [н’], [р], [р’], бук вы Нн, Рр. Слова-указатели.

Чтение слов с изученными буквами. Имена собственные. Наблюдение средств выражения рода. Слова-указатели без указания понятия - местоимения.

Классификация звуков. Анализ звуковых моделей. моделирование предложений.

Наблюдение средств выражения рода. Формировать умение характеризовать данные звуки; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове, соотносить данный звук и обозначающую его букву.

21.

(7)

Практическое пользование при чтении изу-

ченными буквами.

Устное народное творчество: скороговорка.

Группировка звуков по заданному основанию; нахождение ошибок в предложенной характеристике звука; решение буквенного ребуса; восстановление букв в словах, восстановление слов

в предложении; анализ особенностей скороговорки.

Упражнение в практическом пользовании при чтении изученными буквами;  упражнение в запоминании алфавита; угадывание звука по его характеристике; выбор из ряда

предложенных того звука, качественная характеристика которого дана.

Анализ слов и предложений

Анализ фонетического сходства слов и их смыслового различия. Установление (на интуитивном уровне) грамматической связи между названием предмета и его действием (род, число).

22-23.

(8-9)

Предложения разные по цели и интонации.

Чтение разных по цели и интонации предложений, фонетический анализ слов

Анализ слов и предложений.

Решение ребусов.

Чтение разных по цели и интонации предложений. Различение слова и предложения. Фонетический анализ слов. Смыслообразующая роль фонемы.

24.

(10)

Урок-игра. Фестиваль сказочных героев «Так, да не так!»

Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомой сказки, название героев

Язык жестов, разыгрывание сценок. Животные в сказках, животные зоопарка.

Составление сценария.

Умение восстанавливать сюжет по рисунку и исправлять речевую ситуацию.

25.

(11)

Звук [й’], буква Й. Чтение слов. Звуковой и

звукобуквенный анализ слов.

Чтение слов, звуковой и звукобуквенный анализ.

Соотнесение звука и буквы. Слушание рифмованных строк. Сравнение букв. чтение слов, работа с ними.

Умение дополнять слова буквами. Умение дополнять предложения. Знание правила выполнения орнамента. Умение анализировать схемы. Умение исправлять простые речевые ошибки.

26.

(12)

Роль фонемы в слове. Многозначность слов.

Согласование слов, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Исправление ошибок. Чтение слов. Анализ.

Наблюдение грамматического и смыслового согласования слов в предложении. Сравнение слов, одинаковых по звучанию, разных по значению (омонимы).

27.

(13)

Различение слов по смыслу: такой - другой, такой - такой же.

Практическое пользование при чтении всеми изученными буквами. Звуковой и звукобуквенный  анализ слов.

Предложение и его схема.

Анализ слов и предложений.

Разгадывание кроссворда.

Практическое пользование при чтении изученными буквами. Звуковой и звукобуквенный анализ слов.

28.

(14)

Звуковой анализ слов.

 Наблюдение сильной и слабой позиции фонем звуки гласные и согласные. Сравнение предложений по содержанию и интонации.

Работа со схемами слов. Проверочная работа. Добавление слов. Решение ребусов.

Новые понятия сильная и слабая позиция звуков (сведения необходимы для следующей новой темы «Слог»). Сравнение предложений по содержанию и интонации. Сравнение букв, сходных по их графике. Обучение алфавиту.

29-30.

(15-16)

Слог. Деление слов на слоги. Слоги ударные и безударные.

Деление слов на слоги для переноса. Многозначность слов. Язык жестов

Составление модели слова на основе звукознакового анализа.  Печатание слов на основе звукобуквенного анализа.

Формирование понимания того, что существенным признаком слога является гласный. Ознакомление с технологией деления слов на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги.

31.

(17)

Практическое пользование при чтении изученными буквами.

Звуковой и звукобуквенный  анализ слов.

Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы (33 час)

32-33.

(1-2)

Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Бб, Вв.

Согласные звуки. Роль фонемы в образовании слов. Способ передачи сообщений. Портретная речевая характеристика героев

Работа с моделями слов и предложений, на хождение изучаемых букв в тексте; инсценирование предлагаемой ситуации; установление главной мысли текста путем подбора заголовка; упражнения в запоминании алфавита.

Характеристика изучаемых звуков при произнесении нарисованных предметов и своих примеров слов (согласные звуки, мягкие-твердые);

звукобуквенный анализ слов.

Личностные:

- проявлять интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

- знать основные моральные нормы поведения в новой школьной жизни;

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- иметь представление о причинах успеха в учебе;

- проявлять этические чувства на основании анализа простых ситуаций;

- иметь представление о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения, о русском языке как средстве межнационального общения; о своей семейной и этнической принадлежности;

- понимать заданные критерии успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий;

- адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

- понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос;

- анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

- подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные; слог; согласные мягкие-твёрдые;

- искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях;

- первоначальное умение различать способы передачи и сохранения информации в давние времена и сейчас;

- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

- составлять целое из его частей;

- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- видеть возможное разнообразие способов решения учеб ной задачи;

- подводить языковой факт под понятия: согласные звонкие-глухие, согласные шипящие;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

- иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

- знать правила общения в школе, в классе;

- адекватно реагировать на обращение учителя;

- использовать в общении правила вежливости;

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и группе);

- иметь представление о возможности договариваться,приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные высказывания;

- задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

34.

(3)

Роль фонемы в образовании слов. Слова-указатели.

Слова – указатели. Связи слов в предложении ( согласование в роде и числе). Сравнение загадок.

Установление связи слов в предложении при использовании на интуитивном уровне нужного рода и числа. Сравнение загадок, выбор отгадок.

Упражнение в чтении слов и предложений с изученными буквами. Установление связи слов в предложении. Понимание смысла предлогов, указывающих на место предмета.

35.

(4)

Роль фонемы в образовании слов. Сочетание слов в предложении по смыслу.

Сочетание слов в предложении по смыслу. Понимание смысла предлогов, указывающих на место предмета.

36.

(5)

Фестиваль сказочных героев. Культура общения.

Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомой сказки, название героев

Язык жестов, разыгрывание сценок

Согласные звуки. Роль фонемы в образовании слов

Сравнение текстов. определение действующих лиц

Расширение представлений о народных и авторских сказках, оценка персонажей по их поступкам.

37-38.

(6-7)

Буквы согласных звуков [г], [г’], [д], [д’]. Различение слово-слог.

Произведение устного народного творчества - заклички.  Единственное и множественное число названий предметов. Продолжение рассказа по его началу. Многозначность слов.

Нахождение букв в стилизованных рисунках, звукобуквенный анализ слов, работа с моделями слов. Запоминание алфавита.

Ознакомление с новым фольклорным жанром: заклички. Различение сходных по графическому облику букв.

39.

(8)

Культура общения

Чтение длинных слов. Имена собственные.

Чтение и анализ слов.

Упражнение в чтении.

40.

(9)

Роль фонемы в образовании слова.

Продолжение рассказа по его началу

Чтение и продолжение текста.

Наблюдение, как один звук меняет значение слова.

41.

(10)

Многозначные слова.

Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Тематические

Группы слов. Правила поведения за столом.

Анализ рисунков, слов

Наблюдение, что у слов с близким значением есть общая часть.

42.

(11)

Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Наблюдение сильной и слабой позиции фонем

Анализ рифмы Устное народное творчество: загадка.

Анализ слов. Отгадывание загадок.

Наблюдение сильной и слабой позиции гласных и согласных звуков.

43-44.

(12-13)

Звуки [ж], [з], [з’], буквы Жж, Зз

Роль фонемы в образовании новых слов. Согласование формы слова с действующим лицом. Словообразование. Соотнесение ситуации и звуков, произносимых животными.

Подбор слов к заданным схемам, вписывание пропущенных букв на основе звуобуквенного анализа; чтение текстов, анализ их смысла, соотнесение рисунка и текста, составление собственного рассказа по опорным словам

и рисунку. Соотнесение предложения и его модели;

Сравнительный анализ артикуляционных особенностей звуков. Ознакомление с буквами Жж, Зз. Наблюдение способов образования слов, близких по смыслу (однокорен ных).

45.

(14)

Слова с переносным значением.

Зависимость смысла предложения от порядка слов

Инсценирование. Чтение. Ответы на вопросы.

Наблюдение над переносным значением слов. Наблюдение над значением предлогов.

46.

(15)

Звук [ж], всегда твердый согласный.

Движение как выразительное средство.

Чтение. Продолжение сказки. Составление слов и предложений.

Пропедевтика правописания ЖИ. Наблюдать над многозначностью слов.

47-48.

(16-17)

Буквы звуков, обладающих общей характеристикой: парные глухие согласные.

Чтение и анализ текста. придумывание собственного текста.

Наблюдать за сильной и слабой позицией звуков. Пропедевтика правописания орфограммы парных согласных.

49.

(18)

Удивительное - ка. Звуковой анализ слов

Сказка «Репка», автор (народ), персонажи

Инсценировка сказки. фонетический анализ

Активизация и расширение словаря.

50-51.

(19-20)

Звуки [к], [к’], [п], [п’], буквы Кк, Пп.

Звуковой и звукобуквенный анализ слов и их моделей. С.58-59

Единственное и множественное число названий предметов. Корень слова. Слабая и сильная позиция согласных фонем. Старинные имена, решение ребусов и кроссвордов, сравнение текстов фантастических и правдивых.

Чтение и анализ текстов

Упражнение в запоминании алфавита. Практическое пользование при чтении изученными буквами. Лексическое значение слов.

52-53.

(21-22)

Транспорт. Понимание смысла предложения.

Предлоги, формы слова. Пробел – обозначение границы слова. Сравнение текстов

Различение слова и предмета. Звукобуквенный анализ слов

Согласные звуки. Значение слов. Пересказ сюжета знакомого произведения.

 Слова, обозначающие признак предмета.

Беседа. Чтение стихотворения.

Слова близкие по значению.

54-55.

(23-24)

Звуки [с], [с’], [т], [т’], буквы Сс, Тт. с.62-63

Анализ, как бывает и как не бывает в природе, предложении, тексте.

Чтение слов. Работа с иллюстрацией. Подбор слов.

Признаки предметов. Слова-признаки, их согласование по смыслу с названием предметов, к которым они относятся. Пропедевтика орфограммы «буква парного согласного».

56-57.

(25-26)

Практическое пользование при чтении изу-

ченными буквами.

Согласование слов по смыслу. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Слова-признаки.

Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов.

Активизация и расширение словаря. Понимание смысла текста.

58.

(27)

Театр.

Чтение стихотворных текстов: практическое пользование изученными буквами

Беседа. Чтение стихотворных текстов. Инсценирование.

Активизация и расширение словаря. Понимание смысла текста.

59-60.

(28-29)

Парные звуки [ф] и [ф’] и непарный [ш] по твердости-мягкости.

Парные звонкие и глухие согласные. Выразительное чтение.

Работа над интонационной выразительностью чтения предложений.

Решение ребусов.

Сравнение звуков парных и непарных по твердости-мягкости. Активизация и расширение словаря: многозначные слова (фонари, фонарики; не зевай) и тематические группы слов (одежда, головные уборы). Упражнения в выборе языковых средств, соответствующих

цели и условиям общения.

61.

(30)

Практическое пользование изученными буквами.

Самостоятельное составление ленты букв. Культура общения. Признак предмета, действие предмета

Работа со схемами слов, их звукобуквенный анализ, характеристика гласных и согласных звуков.  Работа со схемами предложений по их распространению. Решение кроссворда как продолжение работы по активизации словаря и звукобуквенному анализу слов.

Смысловой анализ предложений, подбор авторов реплик, интонирование предложений. Продолжение работы по активизации и расширению словаря при сравнении названий нарисованных предметов (шар,

шары, шарики) и подборе их признаков.

62.

(31)

Звук [ж] и [ш]  - всегда твердые согласные звуки.

 Твердый, глухой и звонкий парный согласный звуки

Чтение и смысловой анализ текста, определение его главной мысли путем подбора пословицы. Работа с моделями предложений.

Представление об однокоренных словах и корне слов.

63-64.

(32-33)

Чудеса русского языка: многозначность

слов, смыслообразующая роль звуков речи. С.72-73

 Звуковой и звукобуквенный  анализ слов. Понимание смысла предложений. Отгадывание предмета по описанию

Работа с текстами. Решение ребусов, кроссвордов, шарад.

Наблюдение над количеством звуков, порядком ударения в слове, логическим ударением в предложении, порядком слов, средств устного общения (жестов, мимики).

Двузвучные (йотированные) гласные буквы (Е, Ё, Ю, Я). Ь – показатель мягкости согласного.

Непарные глухие согласные звуки и их бук вы (Х, Ц, Ч, Щ). Разделительные Ь и Ъ (22 часа)

65-66.

(1-2)

Двузвучные (йотированные) гласные буквы Ее, Ёё, Юю, Яя.

Буквы  - е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных звуков. Продолжение ленты букв.

Чтение. Дополнение таблицы. Анализ

Наблюдение над двузвучностью йотированных букв и убедиться, что обозначаются они одним знаком: енот, ёлка, юла, яблоко.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- проявлять интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

- знать основные моральные нормы поведения в новой школьной жизни;

- иметь представление о причинах успеха в учебе;

- проявлять этические чувства на основании анализа простых ситуаций;

- обладать внутренней позицией школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первоначальное умение оценивать работы, ответы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- иметь представление о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения;

- иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения; о своей семейной и этнической принадлежности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

- искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изучен-

ных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

- подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки-бук вы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные; слог; согласные мягкие-твёрдые, согласные звонкие-глухие, согласные шипящие;

- устанавливать причинно)следственные связи в изучаемом круге явлений;

- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- воспринимать смысл небольшого текста;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах);

- иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя;

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

67 - 68.

(3-4)

Одна буква - два звука.

Фразеологизмы

.

Звуковой и звукобуквенный анализ слов.

Чтение. Решение кроссворда. Анализ слов и предложений

Формирование умения практического пользования при чтении изученны ми буквами. Формирование умения характеризовать звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слова. Осознание утверждений: «одна буква - два звука», «эта же буква - один звук». Ознакомление с устойчивыми выражениями (фразеологизмами), их значением в речи, приобретение опыта толкования смысла фразеологизмов, использование фразеологизмов в своей речи. Умение различать роль букв И, Е в словах после букв, обозначающих шипящие согласные звуки и другие согласные звуки.

69.

(5)

Новый год.

Безударные гласные в корне слова

Упражнение в запоминании алфавита. Составление слов из данного набора букв. Чтение текстов, обсуждение информации о празднике Новый год. Разгадывание ребусов. Составление фантастической истории на заданную тему.

Осознание пунктуационного знака многоточие, восстановление пропущенных слов песенки. Восприятие географических названий, узнавание имен собственных.

70.

(6)

Из истории языка. Буквы Е, Ё.

Корень слова Многозначность слов

Чтение. Работа с текстом.

 Наблюдение над тем, что очередное обращение к истории языка показывает, что язык постоянно меняется, совершенствуется, становится удобнее для употребления.

71.

(7)

Бук вы Е, Ё, Ю, Я. Роль фонемы в образовании слов.

Возникновение слов. Работа над выразительным чтением.

Работа над выразительным чтением стихотворения

(роль многоточия), коллективное сочинение продолжения стихотворения.

 Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов. Большая буква. Этимология (на примере имен).

72.

(8)

Практическое пользование при чтении изученными буквами.

Самостоятельное составление ленты букв. Культура общения. Признак предмета, действие предмета

Звуковой и звукобуквенный анализ слов

Расширение представления о корне слова. Единственное и множественное число. Чередование букв в корне.

73.

(9)

Многозначность слов.  Опыт толкования фразеологизмов.с.83

Выразительное чтение.

Выразительное чтение;

анализ столбиков слов

Дети узнают, что даже в одной стране люди на своем родном русском языке говорят по-разному. Использование ситуации, что бы поговорить о местном диалекте.

74-75.

(10-11)

Культура устного и письменного общения. С.84-85

Чтение текстов с изученными буквами Звуковой анализ слов с (й, у), (й, а)

Новые звуки и буквы, их особенность

Выразительное чтение.

Информация, способы ее сохранения и передачи.

76-77.

(12-13)

Мягкий знак - показатель мягкости. Кому что принадлежит?

Новые звуки и буквы, их особенности.

Сравнение с такой же функцией йотированных гласных и И.

Чтение и анализ текста. Составление предложения из данных слов, сравнение смысла полученных вариантов.

Сравнение слов с Ь и без Ь, вы вод о словообразующей роли Ь.

78-79.

(14-15)

Жанры литературы (загадки, считалки,

путаница, сравнение со скороговоркой и чистоговоркой). С.88-89-90

Разночтение. Времена года, месяцы.

Звуковой и звукобуквенный анализ слов, работа с моделями слов.

Опыт анализа однокоренных слов. активизация и расширение словаря.

80.

(16)

Звуки [х], [х’], [ц], буквы Хх, Цц. С.91

Наблюдение особенностей правописания - це,- цы,    

- ци. Согласные звуки звонкие, глухие, мягкие, твёрдые.

Звукобуквенный анализ. Чтение

Наблюдение фонетических особенностей изучаемых звуков (согласные, непарные глухие, парные и непарные по мягкости-твердости), сравнение с согласными парными по звонкости-глухости и мягкости-твердости.

81-82.

(17-18)

Практическое пользование при чтении изученными буквами.

Звуковой анализ слов. Безударные гласные в корне слова.

Звукобуквенный анализ при решении кроссворда и подборе приставок (без введения понятия).  Узнавание предметов по их описанию.

Активное пользование всеми изученными буквами при чтении и анализе текста о хлебе, загадки, заклички, путаницы, скороговорки, значение фразеологизмов с опорой на рисунки (переносный смысл  слов).

83.

(19)

Буквы Чч, Щщ обозначают всегда глухие,

всегда мягкие согласные звуки. Правописание: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. С.98

Сходства и различия в предметах, буквах, звуках

Время. Понятия: сутки, день недели

История часов

Гласные и согласные звуки. Многозначность слов

Гласные и согласные звуки. Многозначность слов

Звукобуквенный анализ. Чтение.

Обобщение знаний о парных и непарных согласных звуках по глухости-звонкости, мягкости-твердости, ударных и безударных гласных, слогоделении.

84.

(20)

Практическое пользование при чтении изученными буквами.

Чтение и анализ текстов.

Активное пользование всеми изученными буквами при чтении и анализе текста

85-86.

(21-22)

Разделительные Ь, Ъ. с.102-103

Упражнение в нахождении ь и ъ знаков в тексте

Фольклор. Отличие его от других стихотворных произведений

Чтение и анализ текстов.

Наблюдение над ролью разделительных Ъ и  Ь.

Послебукварный период (6 часов)

87-88.

(1-2)

Что читали в букварях ваши прапрадедушки и прапрабабушки?

Чтение. Сравнение текстов по содержанию и способу передачи информации. Лексический анализ текстов. Чтение и осмысление текста, добывание информации об устаревших словах, соотнесение их с рисунками. Чтение и осмысление произведений современных писателей и поэтов; разучивание стихотворений.

Сравнение тематики, нравственного содержания произведений, которые читали наши предки с произведениями современными. Лексический анализ текстов. Упражнение во включении фразеологизмов в активный словарь. Упражнение в различении жанров устного народного

творчества. Уточнение, обогащение и активизация словаря.

Личностные

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

- интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

-представление о своей этнической принадлежности;

Познавательные

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

-осуществлять синтез

как составление целого

из его частей;

-ориентироваться на

возможное разнообразие

способов решения учебной задачи;

--подводить языковой

факт под понятия разного уровня обобщения

(например: слово – слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);

– проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного

общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные

- научится оценивать совместно с учителем или одноклассниками

результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- получит возможность научится адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

89-90.

(3-4)

Народный  фольклор:  прибаутки, поговорки, считалочки.

91.

(5)

Удивительный русский язык

92.

(6)

«Прощание с азбукой»

Обучение письму.

«Тетрадь по письму» в 4 частях. Т.М. Андрианова, А.В. Остроумова, И.Л. Андрианова

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Примеча-ние

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Добуквенный период. Тетрадь №1.

1.

Правила письма. С.2-4

1

Обучающийся научится:

- ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать гигиенические требования при письме.

Личностные:

- представления о причинах успеха в учебе;

- этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения;

- о русском языке как средстве межнационального общения; о своей семейной и этнической принадлежности.

Регулятивные:

- проговаривать вслух последовательность производимых действий;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- воспринимать смысл небольшого текста;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Ориентировка в тетради по письму.

2-3.

Мы и наша речь. С.5-6

2

Раскрашивание, воспроизведение рисунков, подготовка руки к письму.

4-5.

Обводка предмета по контуру. С.7-8

2

Рисование узоров. Штриховка.

6.

Узоры. С.9

1

7.

Наклонная линия. С.10

1

8.

Узоры. Схемы слов. С.11

1

9.

Виды штриховок. С.12

1

10.

Округлые линии в полосе. С.13

1

Письмо элементов букв, развитие мелкой моторики, глазомера.

Письмо линий, рисование узоров. Письмо наклонных линий.

11.

Росчерки. С.14

1

12.

Росчерки и штриховки. С.15-16

1

13.

Рабочая строка. С.17

1

14-15.

Прямая наклонная линия. С.18-19

2

16-17.

Линия с закруглением внизу. С.20-21

2

18-19.

Линия с закруглением внизу и вверху. С.22-23  

2

20-21.

Овалы большие и маленькие. С.24-25

2

22-23.

Полуовалы большие и маленькие. С.26-27

2

24-25.

Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево. С.28-29

2

26-27.

Длинная наклонная линия с петлей вверху и внизу. С.30-31

2

28.

Росчерки. Проверь себя. Итоговая работа.

1

Буквенный период.

Тетрадь №2.

29.

Строчная буква а. с.3

1

Обучающийся научится:

- писать письменные прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

- писать буквосочетания, слоги, слова, предложения;

- писать разборчиво и аккуратно;

- приемам правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом;

- письму под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением;

- орфографическому чтению (проговариванию) как средству самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;

- определять сильную и слабую позиции гласных в слове;

- применять правила правописания: раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания (. ? !) в конце предложения;

- безошибочно списывать слова, предложения, тексты, предложенные в Тетради по письму.

Обучающийся получит возможность научиться:

- позиционному (с ориентацией на следующую букву) способу письма;

- безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для письма;

- применять правила правописания: написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением), прописная (заглавная) буква в начале

предложения, в именах людей и кличках животных;

- применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо букв.

Письмо соединений, соотнесение печатных и прописных букв.

Письмо предложений и небольших текстов.

Составление предложений и текстов.

30.

Заглавная буква А. с.4

1

31.

Строчная буква у. с.5

1

32.

Заглавная буква У. с.6

1

33.

Письмо изученных букв. С.7

1

34.

Буква Оо. с.8

1

35.

Буква Ээ. С.9

1

36.

Письмо изученных букв.

1

37.

Строчная буква и. с.11

1

38.

Заглавная буква И. с.12

1

39.

Буква ы. с.13

1

40.

Письмо изученных букв. с.14

1

41.

Строчные буквы л,м. с.15

1

42.

Письмо изученных букв. С.16

1

43.

Заглавные буквы Л,М. с.17

1

44.

Письмо изученных букв. С.18

1

45.

Буква Йй. С.19

1

46.

Письмо изученных букв. Предложение. С.20

1

47.

Строчная буква н. с.21

1

48.

Заглавная буква Н. с.22

1

49.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. С.23

1

50.

Строчная буква р. с.24

1

51.

Заглавная буква Р. с.25

1

52-54.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. С.26-28

3

55.

Итоговая работа. Проверь себя.

1

Тетрадь №3.

56.

Строчная буква б. с.3

1

57.

Заглавная буква Б. с.4

1

58.

Строчная буква в. с.5

1

59.

Заглавная буква В. с.6

1

60.

Строчная буква г. с.7

1

61.

Заглавная буква Г. с.8

1

62.

Строчная буква д. с.9

1

63.

Заглавная буква Д. с.10

1

64.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. С.11

1

65.

Строчная буква ж. с.12

1

66.

Заглавная буква Ж. с.13

1

67.

Строчная буква з. с.14

1

68.

Заглавная буква З. с.15

1

69.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. С.16

1

70.

Строчная буква п. с.17

1

71.

Заглавная буква П. с.18

1

72.

Строчная буква ф. с.19

1

73.

Заглавная буква Ф. с.20

1

74.

Строчная буква к. с.21

1

75.

Заглавная буква К. с.22

1

76.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. С.23

1

77.

Строчная буква т. С.25

1

78.

Заглавная бука Т. С.25

1

79.

Строчная буква ш. с.26

1

80.

Заглавная буква Ш. с.27

1

81-82.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. С.28-29

2

83.

Итоговая работа. Проверь себя. С.31

1

Тетрадь №4.

84.

Строчные буквы е, ё. с.3

1

85.

Заглавные буквы Е, Ё. с.4

1

86-87.

Письмо слов и предложений с изученными буквами. С.5-6

2

88.

Строчная буква ю. с.7

1

89.

Заглавная буква Ю. с.8

1

90.

Строчная буква я. С.9

1

91.

Заглавная буква Я. с.10

1

92.

Письмо слов и предложений с изученными буквами. С.11

1

93.

Строчная буква х. с.12

1

94.

Заглавная буква Х. с.13

1

95.

Строчная буква ц. с.14

1

96.

Заглавная буква Ц. с.15

1

97.

Строчная буква ч. С.16

1

98.

Заглавная буква Ч. С.17.

1

99.

Строчная буква щ. Сочетания ча-ща, чу-щу. С.18

1

100.

Заглавная буква Щ. с.19

1

101.

Письмо слов и предложений с изученными буквами. С.20

1

102.

Буква ь. с.21

1

103.

Ь – показатель мягкости. С.22

1

104.

Разделительный ь. с.23

1

105.

Буква ъ. с. 24

1

106.

Письмо слов и предложений с изученными буквами. С.25

1

107-110.

Готовимся к изучению русского языка. С.26-31

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Данное календарно- тематическое планирование разработано  на основе ФГОС.  Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, 1 КЛАСС, 93 часа (4 ч в неделю)

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, 1 класс. УМК Школа России , 93 часа (4 ч. в неделю)...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, обучению письму

В папке представлен материал календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и письму ПНШ 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте (обучение письму)1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте (обучение письму)1 класс. УМК  "Начальная школа XXI века"...