Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Колесникова Галина Валерьевна

Формируются знания правописания слов с непроизносимыми согласными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_na_konkurs.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Галина Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №100 им. С.Е.Цветкова"

Тема:  «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Цели:  формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне;

развивать произвольное внимание, память, рефлексивные и контрольно-оценочные умения;

учить учебному сотрудничеству.

                                           Ход урока.

I.  Оргмомент.

Улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Оформление тетрадей обучающихся.

Учитель:  Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

II.  Ситуация  разрыва  в знаниях.

1.  Упражнение на различение звукового состава слова.

 Учитель:  Запишите под диктовку слова, которые состоят из 2 –х слогов.

Зелёный, молочный, поздний, добрый, бережливый, пёстрый.

2. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

- Поднимите руки те, кто правильно выполнил задание. В каких словах выявили несоответствие со словарём?

Дети записывают на доске ошибочно написанные слова.

Учитель:  Объясните свой выбор орфограммы. ( Дети пытаются объяснить выбор орфограммы).

Учитель:  Мне кажется, что вы остановились, вызвало затруднение слово поздний. Объясните, почему у вас возникло затруднение, обратитесь ко мне с вопросом.

III. Фиксирование разрыва в знаниях.

1. Постановка учебной задачи.

Учитель:  Как вы рассуждали, когда записывали данное слово?

Дети:  Звуки на письме обозначаются соответствующими буквами, кроме тех случаев, когда надо применить тот или иной «закон письма», например, мягкость согласного звука обозначается мягким знаком и т. д.

Учитель:  Давайте обратимся к нашей проблеме. Что в нашем случае?

Дети: Звука в слове нет, мы его не произносим, а буква написана.

Учитель:  А теперь попробуйте сформулировать то, чего вы не знаете.

Дети:  Мы не знаем, как узнать, в каких случаях в слове нет звука, а буква, его обозначающая, должна быть написана.

Учитель:  У вас появилась проблема. Что будете делать?  ( Учитель рисует над словом  поздний вопрос. Сформулируйте новую учебную задачу.

Дети:  Необходимо узнать, почему в слове поздний пишется буква «д», есть ли такие слова в русском языке, и есть ли правило, которому они подчиняются.

IV.   Решение  задачи,  конструирование  нового способа действия.

Учитель:  Я думаю, что у вас накопилось достаточно знаний по русскому языку, чтобы пробовать самим открыть новый способ.

1.  Задание для групповой работы.

Учитель:  Объединитесь в группы. Девиз работы: «Одна голова – хорошо, а две – ещё лучше». Вспомним правила работы в группах.

Учитель:  Обсудите предложения, версии всех участников группы. Все предложения фиксируйте на листе бумаги ( каждая группа получает лист А4 и фломастер).

 Если после раздумий ни у кого в группе не возникнет предложений о решении нашей задачи, предлагаю подойти к столу учителя и взять карточку – помощника.

                                               Карточка – помощник

поздний

1.  Вспомните, какие слова называются родственными?

2. Ниже под данным словом напишите несколько родственных слов.

3.  Выделите в них корень.

4.  Понаблюдайте за составом этих слов. Что интересного заметили?

5. Сделайте вывод.

6. Попробуйте сформулировать ответ на поставленную задачу.

7.  Отразите своё решение на листе бумаги.

V. Проверка результатов групповой  работы.

После обсуждения учебной задачи каждая группа высказывает свою версию. Остальные  активно обсуждают , задают вопросы, доказывают свою точку зрения.

VI.  Рефлексивная оценка.

Учитель:  Какой вопрос возник в начале урока? Обратите внимание на доску. Каким словом можно проверить написание слова поздний?  А как действовать в других словах с этим же явлением?

Дети:  Пока не выяснили.

Учитель:  Какой вопрос остался? Попробуйте найти ответ в учебнике.

Каждый ученик работает индивидуально с учебником.

VII.   Итог  урока.

Учитель:   Вспомните пословицу « Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». Кто может сказать, что после этого урока сундучок знаний стал тяжелее?

Домашнее задание.  Упражнения из учебника на выбор: упражнение в применение памятки, упражнение творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова

Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...