Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок закрепления нового материала по русскому языку в 4 классе. Цели урока:
совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в Именительном падеже);
воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;
развитие логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Закрепление знаний
о типах склонений
имён существительных».
Цели урока:
совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в Именительном падеже);
воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;
развитие логического мышления
Оборудование:
таблицы «Три типа склонения имён существительных»,
«Как определить склонение»,
гербарий «Рожь, ячмень, пшеница»,
дифференцированный текст по теме урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Чистописание.
Пропишите две строчки:
хлх лхл
3.Словарная работа. (На доске☺)
Хлебороб, хозяйство, хлеб.
Учитель.
- Какое слово можно назвать лишним и почему?
Дети.
-Лишнее слово ХЛЕБ, т.к. состоит из одного слога, а ХЛЕБОРОБ и ХОЗЯЙСТВО – из трёх.
- Лишнее слово ХОЗЯЙСТВ, т.к. ХЛЕБОРОБ И ХЛЕБ оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.
- Лишнее слово ХЛЕБОРОБ, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет.
Учитель.
-Найдите и объясните орфограммы в этих словах.
ХЛЕБОРОБ – ХЛЕБ, ХЛЕБОРОБЫ; ХОЗЯЙСТВО – словарное слово, запоминаем «О».
4. Орфографическая разминка.
Учитель.
- Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.
На доске:
ХЛЕБОРОБ Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастёт зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнёт жатву. Выйдут в поле комбайны, и польётся в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почётен труд хлебороба. |
-Как вы думаете, много ли сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб?
- Да!
- Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения.
( Учитель раздаёт индивидуальные карточки ученикам, быстро выполнившим задание, надо определить падеж выделенных существительных).
5. Сообщение темы и целей урока.
Учитель.
- Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имён существительных, будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о типах склонения имён существительных.
6.Определение склонения имён существительных в начальной форме.
Учитель.
- Какие растения выращивают хлеборобы?
(Пшеницу, рожь, ячмень, просо, овёс, гречиху).
- Распределите названия растений по склонениям!
(Читает карточку, название растения и информацию о нём, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике).
Ячмень. Из ячменя получают перловую крупу, кормят скот, используют для приготовления пива. | Овёс. Овёс выращивают главным образом на корм скоту. Его зерно очень питательно. Из овса получают крупу, овсяные хлопья. | Просо. Из проса получают пшено – крупу для каши. | ||
Рожь. Из ржаной муки пекут чёрный хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормилицами человека. | Гречиха. Гречневую кашу пробовал каждый. Гречиха - высококалорийная культура. В ней много белков, углеродов, жиров и витаминов. Из неё даже делают лекарство. А гречишный мёд очень полезен. | Пшеница. Из пшеницы делают муку для белого хлеба, манную и пшеничную крупы. |
На доске:
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
пшеница гречиха | ячмень овёс просо | рожь |
Учитель.
-Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонениям?
Дети.
- К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями
–а, - я.
- Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода без окончаний и среднего рода с окончаниями - о, - е.
- К 3-му склонению относятся существительные женского рода без окончаний.
7.Определение склонения имён существительных в косвенных падежах.
Учитель.
- Долгое время главным хлебом русских была рожь, так как она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились учёным для выведения холодоустойчивых сортов пшеницы, чтобы получить богатый урожай.
( На индивидуальных карточках у вас записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение, падеж).
Пшеница. Много земли засевает человек пшеницей. В нашей стране посевы добираются до Мурманской области. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупу. | Рожь. В начале осени поле засевают рожью. Скоро поле покрывается густым зелёным ковром. Рожь не боится трескучего мороза, засыпает под снегом на зиму, чтобы весной, как только пригреет солнышко, расправить листики, а в июле, августе порадовать людей урожаем. |
Учитель.
- Как определить склонение имён существительных, если имя существительное стоит в косвенном падеже?
- (Надо поставить существительное в Именительном падеже единственном числе, затем воспользоваться таблицей «Как определить склонение»).
8. Списывание и выполнение задания.
Учитель.
- Почему же именно про хлеб говорят – «Хлеб – всему голова»?
Дети.
- Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. Он сам – пища. В хлебе – нелёгкий человеческий труд. Поэтому необходимо относиться к хлебу уважительно, бережно. Между тем нелёгкий труд вложен в каждую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна. А Огню, Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами, сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из стихотворений о хлебе.
(Один ученик читает стихотворение на доске).
Хлеб. Люди хлеб в п … лях лелеют, Сил для хлеба не жалеют, Пашут каждую в … сну, Поднимают целину. Сеют, жнут, н … чей не спят … С детства знай, как хлеб растят. |
- Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Укажи склонение этих слов.
(Дети выполняют задание).
Проверка. Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами.
(Полях – 2-е скл., весну – 1-е скл., ночей – 3-е скл.).
Зерно – показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья. Они символизируют труд, богатство и плодородие.
Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб - это символ богатства и труда.
Прочитайте пословицы, записанные на доске.
ХЛЕБА КРАЙ – И ПОД ЁЛКОЙ РАЙ. А ХЛЕБА НИ КУСКА – И В ТАРЕЛКЕ ТОСКА. | БЕЗ СОЛИ НЕВКУСНО, БЕЗ ХЛЕБА НЕСЫТНО. | ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. | ||
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ СИДИ НА ПЕЧИ. | БЕЗ ПЕЧИ ХОЛОДНО, БЕЗ ХЛЕБА ГОЛОДНО. |
- Выберите пословицу, которая вам больше всего нравится. Прочитайте её несколько раз, выучите.
- Запишите пословицу, которую запомнили, укажите склонение имён существительных.
9. Самостоятельная работа.
Учитель.
- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Склонение имён существительных»
Работа по вариантам.
(Индивидуальные задания по карточкам).
10.Итог урока.
Учитель.
- Вы хорошо работали, были активны. Мне понравились ваши устные ответы. Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке.
11.Домашнее задание.
12.Резерв. Карточки.
- Составь из данных частей предложений пословицы
ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ
УМЕЛОМУ ХЛЕБОРОБУ НЕ ЗЕМЛЯ ПЛОХА, |
А СЕЯТЕЛЬ ПЛОХ
НЕ СЕЮТ СЕМЕНИ
ДОЖДЬ НЕ ПОМЕХА |
Учитель.
- Напиши. В словах из словарика подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Определи склонения имён существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313423-1381489531.jpg)
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1192459-1574861629.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30031.jpg)
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1366928-1637923252.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...