Конспект урока русского языка в 4 классе «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: изучение нового учебного материала

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Основные дидактические формы: урок практикум.

Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.

Задачи:

1.    Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.

2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.

3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_russkogo_yazyka_obrashchenie_ns.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учитель: Равчева Маргарита Раилевна

Класс: 4 Б

Количество учеников в классе: 29 чел.

Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.»

Дата проведения: 8.09.14г., урок по расписанию

Тип урока: изучение нового учебного материала

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Основные дидактические формы: урок практикум.

Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.

Задачи: 

1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.

2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.

3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Формируемые УУД: п. – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; умение делать выводы и умозаключения; выполнение действий по алгоритму; к.- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; р.- принятие и постановка новых учебных задач; контроль за действиями партнёра при выполнении совместного задания; л.- критичное отношение к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их адекватно оценивать.

Ресурсы урока:

Рабочая программа, учебник русского языка под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; компьютер, мультимедийный проектор,  слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с заданием, литературное чтение 4 класс, видео сопровождение физкультминутки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический

комментарий

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов  в работе.

        Прочитайте эпиграф

                 (слайд 2)

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Прозвенел звонок для нас.

Всех детей позвал он в класс,

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем.

Такие  упражнения проводятся в начале учебного дня для создания благоприятной рабочей обстановки в классе.

Формируются

УУД личностные:

 умение выделить нравственный аспект поведения, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Самоопределение к деятельности

Проблемная ситуация

- Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. Какие части слова называются значимыми?

- В какой части слова заключено его основное лексическое значение?

- Прочитайте слова, записанные на доске. Спишите.

- Что вы можете сказать о них?

- Как вы объясните общий смысл однокоренных слов?

- Откройте учебник на стр.8, прочитайте тему урока.

- Что самое важное в понятии обращение?

- Сформулируйте цель урока.

- Основное лексическое значение заключено в корне слова.

Общий, общество, общение, общежитие, сообщество, сообща, общаться

- Это однокоренные слова. Корень -общ- .

- Разговаривать, делиться мыслями, знаниями.

- Узнать что такое обращение, вспомнить правила обращения.

Учитель помогает

 осознать смысл обучения, задуматься о получении новой информации на уроке.

Актуализация знаний.

Обратите внимание на

        задание и найдите отличия

                  (слайд 3)

-Чем различаются предложения?

-Что это за слова?

Спишите 3 предложение.

-Во втором столбике в предложениях некоторые слова выделены запятой.

-Мы называем того, к кому  мы обращаемся .

Списывают предложение.

Принимаются разные высказывания  детей. Важно научить уч-ся слушать друг друга.

УУД познавательные:

определение  проблемы;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Постановка учебной задачи

Самоопределение к деятельности

Работа в парах

-Назовите тему нашего урока.

-Что об этом знаете? Не знаете?

-Чему будем учиться на уроке?

- Какие цели вы перед собой поставите?

-Я согласна с вами и предлагаю прочитать цели на слайде

(слайд 4)

   

- Чем обусловлены изменения в обращении?

- Какие виды речи вы  уже знаете?

- Разыграйте ситуации в парах. 1 ряд – ситуация «ученик – ученик», 2 ряд – ситуация «учитель – ученик», 3 ряд – ситуация «ученик – директор школы».

- Сделайте вывод о различиях деловой и разговорной речи, прочитайте сообщение профессора Самоварова на с.18.

- Обращение.

- Находить обращение в предложении, правильно выделять на письме.

- Выбор обращения зависит от ситуации общения.

- Виды речи: деловая, научная, разговорная, художественная

Коллективная проверка.

 

Учащиеся под руковоством учителя определяют область употребления лексики в предложениях (упр. 25, с.18-19). Записывают в тетрадь.

УУД регулятивные: целеполагание;

общеучебные:

выделение и формулирование познавательной цели,

поиск и выделение необходимой информации.

Закрепляется навык работы с информационным источником - учебником.

Изучение  нового материала

Найди обращения в

предложениях (слайд 5).

-Прочитайте предложения.

-Есть ли в них обращения?

-Почему вы так решили?

-Какой частью речи могут быть обращения?

-Подберём к обращениям прилагательные по смыслу.

-Что вы заметили?

-Итак, какой вывод мы можем сделать:

-Что мы назовём обращением?

 -Понравившееся предложение запишите в тетрадь.

-Существительными.

-Долгожданная весна и чистый ручеёк.

-Слово или сочетание слов, которое называет того (человека, животное), к кому мы обращаемся.

Фронтальная работа

УУД регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные:

 участие в коллективном обсуждении проблем;

познавательные:

построение логической цепочки рассуждений

6.

7.

Первичное закрепление

Динамическая пауза

Письмо по памяти

-Обращение не всегда обособляется запятыми.

Обратите внимание на слайд 6

-Где стоит обращение?

-Как оно выделено на письме? Интонационно?

Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком.

-Запишите предложение в тетрадь по памяти.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(музыкальная презентация)

-Встречалось ли обращение в физкультминутке. Кто может назвать?

-Кто желает, может записать предложение в тетрадь.

-В начале предложения.

-Запятыми. Восклицательным знаком.

-Эй, лежебоки,

все на зарядку!...

(проговаривают вслух)

УУД регулятивные:

формирование уровня усвоения знаний;

познавательные:

структурирование знаний;

коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

Учитель обращает

 внимание ребят, как данная физкультминутка связана с темой урока.

8.

9.

10.

Самостоятель

ная работа с самопроверкой по эталону

Включение нового знания в систему знаний и повторения

Тест

Творческая

работа

1.Игра «Выбери меня»

Ребята, перед вами на слайде

 предложения     (слайд 7)

Задание: выбрать предложения с обращением списать, расставить знаки препинания.

Прочитайте предложения и найдите в них грамматическую основу.     Слайд 9

-Каким членом предложения является слово «друзья».

-В каком падеже стоит слово - обращение?

 -Какой вывод мы можем  

          сделать?

-Является ли обращение членом предложения?

-Выполните тест.

- В древнерусском языке для обращений существовал звательный падеж.

С формой звательного падежа можно встретиться в произведениях А.С.Пушкина (не старик-старче)

-Поработаем  с учебником

литературного чтения.

    - Вспомним произведения А.Пушкина.

      -Найдём  в них обращения.

-Прослушаем и исполним песню «Лесной олень» (слайд 10)

-Подумайте, какое отношение имеет эта песня к теме нашего урока?

-Представьте себе, что олень выполнил вашу просьбу, и вы оказались в сказке.

Напишите дома мини –письмо любимому сказочному герою, в котором просите о помощи, так как попали в трудную ситуацию. Используйте обращения и вежливые слова.

Учащиеся выполняют работу на слайде-тренажёре

 выполненное задание учащиеся проверяют по слайду 8 «Проверяй внимательно»

-В 1предложении-подлежащим, во 2-это обращение в И.п.

-Обращение не является членом предложения.

-Обращение тоже стоит в И.п., но отличается от подлежащего звательной интонацией.

- Нет.

Ученики выполняют и работы сдают учителю.

Читают наизусть отрывки из сказок  А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…».

-Встречается обращение:

Вернись ко мне, лесной олень.

Формируются УУД

 регулятивные:

Сличение выполненного задания с заданным эталоном;

общеучебные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

 коммуникативные:

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Создание ситуации успеха.

Учащиеся продолжают работать в паре

Учитель помогает детям через предложенное задание увидеть роль обращения в предложении.

УУД регулятивные:

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Все учащиеся с удовольствием исполняют песню и учатся видеть прекрасное.

Творческая работа способствует закреплению знаний об обращении.

11.

12.

Итог урока

Домашнее задание

-Что нового узнали?

-Чему учились сегодня на уроке

-Какие вопросы рассмотрели?

  - Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни?

-Что выражают обращения?

-Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни?

слайд 11, слайд 12

По желанию выбирают задание №1 или №2 и выполняют:

1.мини –письмо любимому сказочному герою, используя обращения и вежливые слова.

2.   На  слайде 13   дополнительные задания, которые можно использовать на уроке русского языка по теме «Обращение».

-Узнали, что такое обращения;

выделяется запятыми и восклицательным знаком. В предложении стоит в И.П. в звательной форме.

-Обращаемся к окружающим.

-Наше отношение, что чувствуем к тому, к кому обращаемся.

Учащиеся выбирают понравившееся задание

Учитель

обращает внимание на огромную роль обращений в нашей жизни.

УУД регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения,

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

        Основная цель урока достигнута. Учащиеся сумели обозначить учебную задачу, осознали, чему научились и над чем стоит ещё поработать.

13.

Рефлексия

Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке, используя выражения (слайд14)

А теперь нарисуйте на полях в тетради «волшебную палочку» и поставьте на ней себе отметку за активность на уроке

УУД личностные:

оценивание усваиваемого содержания;

регулятивные:

осуществление самооценки собственной учебной деятельности.