Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Титовец Марина Александровна

    Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_roditelnyy_padezh.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок    русского языка в 4 классе

    Тема    Родительный падеж имён существительных

    Дата : 28.11.2014

    Цель урока       Познакомить с особенностями имён существительных в родительном

                               падеже.

    Задачи урока   1. Уточнить  и расширить знания учащихся о родительном падеже имён

                                   существительных (основные значения, вопросы, предлоги).

                             2. Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного  

                                 падежа в тексте, используя падежные  и смысловые вопросы, предлоги.

    1. Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
    2. Отрабатывать приём распознавания падежей.
    3. Развивать внимание, память, речь.
    4. Формировать умение работать в паре.
    5. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе,                              

          объективность в самооценке.

        Формируемые УУД

     Личностные универсальные учебные действия:  повышение уровня мотивации учебной и парной  деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

         Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия,  планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)

        Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре

        Коммуникативные универсальные учебные действия:  умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной  и письменной форме, формулирование собственного  мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

    Планируемые результаты

    Предметные результаты: 

    Знать и уметь определять существительные в родительном падеже

    Уметь выполнять разбор предложения по членам

    Личностные результаты:

    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

    Уметь высказывать свое мнение

    Метапредметные результаты: 

    Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

    Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    Уметь слушать и понимать речь других

    Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме

    Уметь работать в паре

    Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

    Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, карточки для исследовательской работы, тест

    Название этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. 1.  Самоопределение к деятельности \ Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Подравнялись, тихо сели.

    Дружно принялись за дело. (Слайд 1 презентации)

    - С каким настроением вы пришли на урок?

    - А чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу.

    - Откройте тетради,  сядьте правильно, запишите сегодняшнее число, классная работа.

    Учащиеся приветствуют учителя.

    Учащиеся отвечают на вопросы, улыбаются.

    Учащиеся  открывают тетради и выполняют необходимые записи.

    1. Актуализация знаний \ Повторение изученного материала.

    - Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

    -Запишите предложение.

    Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве. (По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова.)

    -Выполним разбор предложения по членам.

    -Определим падежи существительных в этом предложении.

    -Дайте характеристику данному предложению.

    -Что вы знаете об однородных членах?

    -Поставили ли вы запятую в этом предложении? Почему?

    - Продолжим повторение и запишем несколько слов. Ваша задача - записать их грамотно.

    Большой, вечерний, снежок, лесная, речной.

    -Что за орфограмма объединяет эти слова?  Докажи.

    -Какое слово лишнее?  (Снежок)  Почему?

    -Что такое имя существительное?

    -Тему «Имя существительное» мы и будем продолжать изучать.

    Учащиеся записывают предложение, называют орфограммы, доказывают правильность написания.

    Один ученик вслух ведёт разбор, остальные выполняют в тетрадях и следят за правильностью объяснения ученика.

    Учащиеся вспоминают правила об однородных членах, приводят примеры, доказывают.

    Учащиеся обдумывают вопрос и высказывают своё мнение.

    Учащиеся вспоминают определение.

    1. Постановка учебной задачи \ Сообщение темы и задач урока.

    - Тема нашего сегодняшнего урока – Родительный падеж имён существительных. (Слайд 2 презентации)

    - А чему нам предстоит научиться на этом уроке? (Учитель подводит итог высказываниям учеников)

    -  Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги.

    Учащиеся высказываются по вопросу учителя.

    1. «Открытие» учащимися новых знаний \ Исследовательская работа в паре

    с самопроверкой по эталону

    - Выполнить поставленные задачи урока вам поможет исследовательская работа, которую вам предстоит выполнить. (Приложение 1) Она состоит из 2 частей: первая часть – практическая, выполнив её, вы сможете выполнить задания  второй части – теоретической. После её окончания  вы поможете мне составить схему знаний о падеже. Вот её пункты. (Слайд 3 презентации) Работать вы будете в паре, выполнять задания, делая записи на листе. Заранее решите, кто будет писать.  На выполнение работы вам  даётся 8 минут.

    - Начинайте.

    - Начнём  работу с проверки практической части. (Слайд 4 презентации)

    - А сейчас составим схему знаний о родительном падеже. (Слайд 5 презентации)

    - А сейчас самая сложная часть схемы – значение родительного падежа. Нам помогут разобраться словосочетания на доске –  (Приложение 4)

    Дом отца

    Тетрадь  Артура

     Домик из глины

    Салат из огурцов

      Приехал из Москвы

    - А следующий слайд познакомит вас с историей названия родительного падежа. (Слайд  6 презентации)

    - Оцените свою  исследовательскую работу.

    Учащиеся слушают учителя, затем  знакомятся с текстом работы, принимают совместное решение о ходе выполнения работы и приступают к выполнению работы. Результаты записывают в лист (работа в паре).

    Во время проверки учащиеся объясняют результаты работы, проводят сверку своей работы с образцом на слайде, а затем оценивают свою работу.

    1. Физминутка

    - А сейчас настало время отдохнуть.

    1. Включение новых знаний в систему знаний \ самостоятельная работа

     \ проверка  самостоятельной работы

    - А сейчас я предлагаю выполнить ещё одно задание.  Составьте  и запишите словосочетания  с существительными в родительном падеже, употребляя предлоги. (Слайд  7 презентации)

    • Добрался           город;    (до)
    • Слетела             дерево;   (с)
    • Вылетел            гнездо;   (из)
    • Написал            ошибка; (без)
    • Приготовил     подарок; (для)
    • Посидел           ручей;     (у)
    • Отплыл            берег;     (от)
    • Вырос              забор;   (около)

    -В каком падеже стоят имена существительные? Докажите.

    -Какие предлоги употребили?

    -Составьте предложение с одним из словосочетаний, разберите по членам.

    Учащиеся выполняют работу самостоятельно, допускается обращение за помощью к товарищу по парте.

    Учащиеся представляют результаты работы, доказывая своё мнение.

    1. Самостоятельная работа

    - А сейчас покажите свои знания.

    Дети 1 варианта – будут выполнять самостоятельно упражнение 121. Внимательно прочитайте задание и начинайте выполнять.

    Дети 2 варианта – поработают с тестом.  (Приложение 2)

    Учащиеся знакомятся с заданием и выполняют работу самостоятельно.

    (Если позволяет время, то можно организовать взаимопроверку)

    1. Итог урока \ Рефлексия

    -Что мы теперь знаем о родительном падеже? (Слайд  8 презентации)

    -На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?

    -Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа?

    -С каким настроением вы заканчиваете урок?

    - Заполните оценочный лист урока (Приложение 3)

    -Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

    Мне удалось …

    Мне понравилось …

    Я порадовался за …

    Я могу похвалить себя за … 

    -Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

    Учащиеся делают вывод,

     оценивают свою работу, заполняя оценочный лист, и  высказываются о своей работе.

    1. Домашнее задание

    - Приготовьте рассказ о родительном падеже, используя вопросы упр. 126

    Учащиеся записывают задание в дневник.

    Приложение 1.

    Исследовательская работа                            

    1. Подчеркните все члены в предложении, определи падежи у существительных.    

     

    Сладкая   земляника  растёт  у  тропинки.

    1.  Определите падеж у выделенных существительных

    Играть  у  дома,  дошёл  до  леса,  бежал без шапки,  писал  письмо,  гулял  после  дождя.

    1.  После выполнения  практической части,  выполните следующие задания:

    1. Напишите   вспомогательное слово  родительного падежа  _____________________________
    2. Напишите основные вопросы, на которые отвечают существительные в родительном падеже

         ________________________________________________________________________________

    1. Напишите смысловые вопросы, на которые отвечают существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________
    2. Запишите предлоги, которые могут быть использованы с существительным в родительном падеже _________________________________________________________________________
    3. Напишите, используются ли в предложении существительные в родительном падеже без предлога _______________________________________________________________________
    4. Запишите, каким членом предложения являются существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________________
    5. Напишите,  какое значение имеют существительные в родительном  падеже  __________________________________________________________________________________

    Приложение 2.

    Тест

    Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

    Тест

    Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

    Сидел у кровати

    Сидел у кровати

    Сок из моркови

    Сок из моркови

    Работал шофёром

    Работал шофёром

    Отъезжал от деревни

    Отъезжал от деревни

    Шапка папы

    Шапка папы

    Кисель из клюквы

    Кисель из клюквы

    Шум ручья

    Шум ручья

    Застучал по крыше

    Застучал по крыше

    Гулял с сыном

    Гулял с сыном

    Ушёл без портфеля

    Ушёл без портфеля

    Выпить воды

    Выпить воды

    Пою о Родине

    Пою о Родине

    Желаю здоровья

    Желаю здоровья

    Коридор гостиницы

    Коридор гостиницы

    Дует ветер

    Дует ветер

     

    Приложение 4


    Дом  отца

    Тетрадь  Артура

    Домик  из  глины

    Салат  из огурцов

    Приехал  из  Москвы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"

    урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам"...

    Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

    - закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

    конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

    Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

    Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

    урок русского языка в 3 классе программа Школа России...