"Правописание безударных гласных в корне слова", 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Комарова Валентина Ивановна

2 класс

 

Цели:

1) Развивать умение находить в слове безударный гласный.

2) Тренировать способность к быстрому обнаружению слов с безударным гласным в тексте и умению быстро подбирать проверочные слова.

3) Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnykh_glasnykh_v_korne_slova.odt29.65 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели:

1) Развивать умение находить в слове безударный гласный.

2) Тренировать способность к  быстрому обнаружению слов с безударным гласным в тексте и умению быстро подбирать проверочные слова.

3) Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

Цель:

1) мотивировать учащихся  к  учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность через создание доброжелательной атмосферы в классе;

3) определить содержательные (тематические) рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

I шаг     - надо понять «Чего я не знаю?».  

II шаг    – «Сам найду способ».

         Прочитайте девиз нашего урока: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться»

-  Как вы понимаете эти слова?

 - Смайлик предлагает нам игру «Правильно или нет?»,  а мы постараемся догадаться, какие знания нам сегодня нужны для изучения темы урока.

- Внимательно прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Можно ли считать результат сложения правильным?»  

  - Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Ответ:  всё зависит от ударения!

  1. 140+140 не будет 240. (Так можно поставить ударение в первом предложении.)
  2. 100 сорок +100 сорок  будет 200 сорок.  
  3. Смайлик просит «кликнуть» около слова «ответ», появляется запись: «Всё зависит от ударения! Ударение изменяет смысл слова!»

- Умницы! Сегодня нас будет интересовать ударение в слове.

Чтение с доски темы и формулирование целей урока.

 2. Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала.

Цель:

1) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

2) организовать выполнение учащимися  задания для пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Смайлик предлагает нам проверить свои знания и выяснить: «Что мы ещё не знаем?»

- Надо в слова вставить пропущенные буквы.

 - Прочитайте слова, чем они интересны? Что общего?

(Пропущены безударные гласные. Написание этих слов надо запомнить, они из словаря.)

Медведь, баран, заяц, билет, собака.

     Проверка: справа в словах появляется  нужная буква. Дети проверяют своё написание.

Написание каких безударных гласных вызывает затруднение?

Вывод: в словах опасно писать на слух безударные гласные: а, о, и, е, я.

Значит, сегодня нам нужны знания букв, которые надо проверять в безударном положении.

-Какое слово лишнее?

Подберите однокоренные слова к слову билет.

- Какие слова называются однокоренными? Что знаем о правописании корня в однокоренных словах?

Смайлик предлагает нам выполнить следующее задание: найти слова, в которых пропущенные буквы надо проверять.

Самостоятельная работа.

На доске слова: к_кушка,  кр_чок,  м_сной (суп), тр_ва, гр_бок, р_бак, п_ляна, р_ка.

- Если затрудняетесь, пропускайте слово и работайте со следующим, а потом вернётесь к пропущенному слову.  

(У детей не возникает затруднений со словами: кукушка,  крючок,  рыбак,  остальные слова требуют проверочных слов, у части детей возникает проблема:  м_сной (суп), тр_ва, гр_бок, п_ляна, р_чной).

- Какие слова у вас вызвали затруднение?

- В какой части слова пропущена гласная?

3. Выявление  места и причины  затруднения.

Цель:

Организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Не все  смогли выполнить задание.  Какая у нас проблема?

-  Нам трудно было догадаться, какую букву  надо вписать на месте безударного гласного в корне слова.

4. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Первый обязательный шаг мы сделали. Поняли, где затруднение?

- Теперь какая у нас будет цель?   Найти способ проверки безударного гласного в корне слова.

- Каким будет второй шаг? (Постараемся самостоятельно найти решение.)

- Что для этого надо сделать?

(Надо внимательно перечитать слова, найти безударный гласный постараться найти проверочное слово…)

Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель: 1) Развивать умение находить в слове безударный гласный.

2) и быстро подбирать проверочные слова.

Физминутка.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) зафиксировать новое знание в речи;

2) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

(Дети называют сначала те слова, в которых не было затруднения, на доске вписывают букву.  Обсуждение, объяснение правильного написания безударной гласной, например: слово м_сной (суп), 2 слога, 2-й слог ударный, первый безударный,  можно проверить – мясо.

- Мы выполнили второй шаг? Справились с проблемой? Узнали, какую букву надо вписать и почему?

Вывод: проверять нужно гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах, а гласные буквы у, ы, ю проверять ударением не нужно.

Выключение ИД

- Сможем ли мы помочь Айсулу проверить безударные гласные?  Упр.331, стр. 137

- Как проверить правописание безударной гласной в корне слова?

Проверьте своё предположение. Прочитайте правило на стр. 137

Расскажите правило. Как понимаете его?

- Гласные звуки бывают в сильной и в слабой позиции. Когда гласный звук стоит под ударением - он находится в сильной позиции. Если же ударение на него не падает - это слабая позиция, возникает вопрос: какую букву написать? Тогда надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал сильным, ударным, и посмотреть, какой буквой он обозначается в этом случае. В слабой позиции пишется та же буква, что и в сильной позиции при изменении слова.

  Работа с пословицами.

 Чтение пословиц.

-Как понимаете смысл пословиц?

Самостоятельная работа. (по рядам в парах) 2 ученика у доски

Проверка. Объяснение. Сверка с доской.

6.  Включение в систему знаний. Закрепление.

Цель:

Тренировать способность к  быстрому обнаружению слов с безударным гласным в тексте и умению быстро подбирать проверочные слова.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Смайлик приготовил для вас задание.

- Выпиши из предложений слова, в которых нужно проверить безударный гласный. (У ребят на партах есть листочек с текстом.) Запишите проверочные слова.

Самостоятельная работа.

В степях Казахстана много цветов. Весной из травы глядят красные маки.

На ИД ученик «берёт» слова из текста и составляет в столбик. Для проверки «открывает» проверочные слова кликом на кнопку.

Включение ИД

Что надо сделать, чтобы найти, в каком слове есть безударная гласная в корне?

Один из учеников «кликает» под Смайликом и на доске в словах тоже появляется ударение.

Проверка.    На ИД - «самораскрывающаяся кнопка». Если всё успели сделать красиво и аккуратно – поставьте восклицательный знак. Если успели не всё или работа получилась грязная – поставьте вопрос.

7. Составление алгоритма проверки безударной гласной в корне слова.

Учитель «кликает» раскрывающуюся кнопку, объясняет задание.

У детей на партах карточка с «шагами» алгоритма проверки безударных гласных, необходимо в группах обсудить и составить алгоритм.

Дети обсуждают в группах, и на доске выставляют шаги алгоритма в нужном порядке.

Дети сами сформулируют правило и способ проверки: «Буквы а, о, е, и, я  в безударных слогах нужно проверять. Для проверки нужно так изменить слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Например: трава` - тра`вы…

Алгоритм сравнивают с эталоном.

–Теперь потренируемся в  применении наших знаний.

6. Закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование нового знания  с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Догадайтесь, какое здесь задание?

Дети видят, что в слова нужно вставить безударный гласный.

 (Сверху – бегущая строка с заданием.)

-Пользуясь алгоритмом проверки безударного гласного,  дети выбирают проверочное слово, обосновывают свой выбор и ставят его в центре. Если слово выбрано правильно, то появляется улыьающийся смайлик, если ошибка, то унылый смайлик.

В тетрадях появляется запись: Пя`ть – пятёрка, …

хлопушка, дворняжка, солёный, зимовье.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

–  Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться находить в тексте слова с безударным гласным и подбирать к ним проверочные слова).

– Мы достигли цели? (…)

– (кнопка 3-я) Смайлик нам предлагает повторить алгоритм проверки безударных гласных. 

– Что интересное было на уроке? Над чем интересно было работать?

- Оцените свою работу на уроке.

10. Домашнее задание. Выучить правило на стр. 137, упр. 336


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...