Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Антонимы.

Программа: «Школа России».

Автор учебника: В. П. Канакина

Тип урока: Комбинированный.

Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности. 

Цели образования:

 ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

8. Материально-дидактическое обеспечение урока:

УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. Учебник « Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  4. Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г.

Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева

Оборудование и материалы:

Мультимедиа система, презентация.

Учебник «Русский язык»  2 класс, часть I,  В. П. Канакина.

Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

http://stat21.privet.ru/lr/0c102f314febb37bd59512ec99404057

ОСИНА

Индивидуальные карточки для проверки словаря:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура  урока

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организация класса

беседа

фронтальная

наблюдение

стихотворение

Коллективная

Проверка домашнего задания

беседа

фронт

наблюдение

Проектор, ПК, экран

коллективная

Подготовка к изучению нового материала

беседа

фронт

Наблюдение, раб. с текстом

Проектор, ПК, экран

коллективная

Мин.каллиграфии

беседа

фронт

наблюдение

-

коллективная

Словарная работа

беседа

фронт

Наблюдение, проблемная ситуация

Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок

Коллективная индивидуальная

Закрепление нового

беседа

фронт

Практическая  работа

ПК, проектор, экран

Коллективная

Работа с учебником

-

фронт

Сам. раб.

учебник

индивидуальная

Самостоятельная работа

объяснение

Сам. раб

Практическая  работа

Карточки, учебник, презентация

индивидуальная

Д/ з

беседа

фронт

Сам .раб.

дневник

индивидуальная

Ход урока:

  1. Организация класса. (1мин.)

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

Ксения: - В домашнем задании  из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Учитель: -  Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ребята -  дети, бежать – мчаться, красный -  алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Итог. Учитель: -  Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок!  Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок.  Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Учитель: - что значит определить лексическое значение слова?

Учитель: - Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?

1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель:  - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Учитель: - Хорошо. Назовите  слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

2)Сообщение темы. (1мин.)

Учитель: - какая тема  урока будет сегодня?

- Антонимы.

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова?

Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?

- Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый? 

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?

Учитель: - Молодец!  Значит, какие это слова?

3 слайд

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

  1. Минутка каллиграфии (2мин.)

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:

(Самомассаж рук.)

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число, сегодня 5 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки.  Посмотрите, как правильно надо их писать.

( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают  буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Продолжаем работу.

  1. Словарная работа. Итог.(8 мин)

Учитель: Распределите слова  в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Учитель: - Ребята, а  мы сейчас «Поиграем в словарик». Вы по очереди называете лексическое значение словарного слова, Таня пишет это слово на доске за ширмой , а вы -  в тетрадях.

 ( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение  и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

Проверка. Итог.(1мин.)

Встали.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)

Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».

Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?

Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?

Дети (хором): [асина]

Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?

Дети (хором):[А]

Учитель: - А правильно пишется это слово так:

ОСИНА

(Вывешиваю слово на доску:)

Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги.  Можно ли её проверить?

(дети про себя пробуют подобрать  проверочное слово)

Учитель: - Какой вывод можно сделать?

Учитель: - Хорошо! 2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)

Учитель: - Какое лексическое значение имеет слово «осина»?

Учитель: - Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»? Учитель: - Умница! Правильно!

3) Этимология.(1мин.)

Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

4 слайд:

Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых.

http://stat21.privet.ru/lr/0c102f314febb37bd59512ec99404057

4) Составление и запись  предложения  с этим словом. (2мин.)

Учитель: -  Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.

Учитель: - Хорошо, молодцы!  А мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ.

( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)

Учитель: - Правильно,  молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку  в предложении? Что надо сделать, чтобы при  письме не допускать ошибок?

Учитель:- Как проверить это слово?

Вика Смолина: - Поставить эту букву под ударение.

Учитель: - Хорошо.

Физкультминутка. (1 мин.)

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

  1. Закрепление нового  материала.( 3 мин.)

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы  к картинкам:

 ( грустный – весёлый)

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

10 слайд:

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.


Учитель:  - Какие это слова? Таня?

Таня: - Это антонимы.

Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке  обозначает «против».

  1. Работа с учебником.(1мин.)

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике  45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы, Лиза?

Лиза: - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.

(  Устная работа.  Дети хором отвечают отгадки).1

11 слайд :

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

12 слайд:

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

- Молодцы!

13 слайд:

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте  в них антонимы.

14 слайд:

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - Как вы понимаете значение этой пословицы?

 Учитель: - Умница! Хорошо.

15 слайд:

Знай больше,

А говори ……..(меньше)

( Хором – меньше)

Учитель: - Федя, как понимаешь значение этой пословицы?

Федя: - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо!  Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!

  1. Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)

Учитель:  - А сейчас небольшая самостоятельная работа.  Сядьте правильно. (читаю четверостишия)

16 слайд:

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.

17 слайд:

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.

18 слайд:

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

19 слайд:

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

20 слайд:

Толстый – тонкий

Взял – забыл

Мокрый – сухой

Сладкий – горький

Полный – пустой

Длинный - короткий

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Ксения и Федя  не успели  дописать слова. Поставьте точку там, где вы закончили.  

Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?

Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы!

Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?

  1. Итог урока.(1мин.)

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового  вы  сегодня узнали на уроке? Ксения?

( Какие  слова называются  антонимами.)

Учитель: - Какие это слова?

Лиза: -  Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

Дима: - Отгадывали загадки.

Учитель: - Хорошо! Ещё?

Ксения: - Учились подбирать антонимы  к картинкам и к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

  1. Оценивание. (1мин.)

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы.

Домашнее задание.(2мин.)

21 слайд:

- Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 -  подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

- Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с антонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе по теме:   "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"  по системе Л.В. Занкова...