Урок русского языка по программе А.В.Поляковой 4 класс. Тема:"Словосочетания глаголов с существительными в косвенных падежах".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лёвина Наталья Анатольевна

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochet.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенных падежах.

Тип урока: Закрепление полученных знаний.

 Цели:

  Предметные: закрепить навык работы со словосочетанием «глагол с существительным в      косвенном падеже»; определять грамматические признаки имени существительного; развивать умение находить данные словосочетания в разных видах деятельности; развивать грамотность учащихся;наблюдать за особенностями народных примет; контролировать выполнение орфографической задачи; осуществлять контроль и коррекцию своих действий.

 Метапредметные:  формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу; воспитание интереса к предмету через познавательный материал; умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; умение формулировать собственное мнение; контролировать действия партнера; развивать мышление через умение сравнивать; анализировать и обобщать полученные результаты.

 

                                                                     Ход урока:

I.Организационный момент :- Я рада видеть всех вас, мне приятно, что все готовы к уроку!

 Эмоциональный настрой:

 - Дети, вам тепло? (Да!) 
– В классе светло? (Да!) 
– Прозвенел уже звонок? (Да!) 
– Уже закончился урок? (Нет!) 
– Только начался урок? (Да!) 
– Хотите учиться? (Да!) 
– Значит можно всем садиться! 

II.Орфографическая пятиминутка: - Сегодня на урок к нам пришёл гость, которого вы знаете (СЛАЙД 1), кто это? Витя Перестукин. Он, как вы знаете, плохо учился в школе и решил, что вы ему сможете помочь выполнить задания и ответить на его вопросы. Вот первое его задание. Витя Писал диктант и вот,что у него получилось. Ваши предложения по заданию. Исправить ошибки.

                                                                Вести из лесу

Пасыпался калючий снек. Зарибило в густом осиннике. Удары снежной крупы о ствалы диревев сливались в таинственный гул. От опушки леса к деревни патинулись следы. Наступила утро.

- Чего не знает Витя? Написание безударных гласных проверяемых ударением, написание разделительного мягкого знака, написание падежных окончаний имён существительных, родовое окончание глаголов прошедшего времени и приставки. А вам всё ли было понятно? Оцените себя.

III. Минутка чистописания:   -Открыли тетради, записали число, классная работа. Витя предлагает нам в игровой форме разгадать слово для нашей минутки чистописания.

а) Угадайте букву. Эта буква похожа на цифру в натуральном ряду чисел. Буква З.

б) Что находится между рекой и берегом. Буква и.

в) Согласный звук, непарный, звонкий, сонорный, твёрдый; встречается в слове море. Звук м- Буква м.

г) До края города дойдёшь, что найдёшь? Букву а.

- Какое слово получилось? Зима. (записываю слово на доске), сколько слогов в этом слове? Два.Назовите первый слог. зи Назовите второй слог. ма (записываю на доске)- Какое соединение мы будем писать в первом слоге? Верхнее.-А во втором слоге? Нижнее.

-Запишите данные слоги по закономерности. Пишите аккуратно, правильно, ведь Витя у вас учится.

IV. Постановка темы и целей: (СЛАЙД 2)   замело снегом

                                                                             поедут с горы

                                                                             скользит по льду

- Что записано? Словосочетания. Какими частями речи они обозначены? Глаголом и существительным. Знакомы нам такие словосочетания? Да, это словосочетания глаголов с существительными в косвенных падежах.

- Сформулируйте учебную задачу. Чему будем учиться. Будем закреплять правописание словосочетаний глаголов с существительными в косвенных падежах в разных видах деятельности.

V. Закрепление:

1. -Даны словосочетания. Запишите их. Определите грамматические признаки имени существительного. ( спрашиваю желающих)  Ставлю от главного слова к зависимому вопрос. Замело чем? Снегом. Это существительное 2  склонения, в творительном падеже, окончание ом.

Поедут с чего?, откуда? С горы. Это существительное 1склонения, в родительном падеже, окончание ы.

Скользит по чему?, где? По льду. Это существительное 2 склонения, в дательном падеже. Окончание у. . Как вы думаете усвоен ли  Витей разбор словосочетаний глаголов с существительными в косвенных падежах?

ФИЗМИНУТКА (приседаем, если услышим глагол)

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, крокодил, вылепил, зажёг, флажок, дружок

2. Работа по учебнику: (СЛАЙД 3) Стр.71, упр. 101. Атеперь научим его работать с учебником.

- Что нужно сделать? Прочитать приметы. Списать предложения, в которых есть сочетания глаголов с существительными в косвенных падежах.

- А что такое примета? (ответы)

 Приметы-это народные поверья и знания об окружающем мире и природных явлениях, изложенные в кратком виде. Эти знания накапливались веками и проверены не раз, поэтому к приметам иногда стоит прислушаться.

-Найдите нужные предложения. Работаем с комментированием. Обратите внимание, что главное слово не всегда стоит на первом месте, оно может идти за существительным.

-Как же мы определяем падеж существительного в словосочетании? Задаём вопрос от главного слова-от глагола. -Всё ли было понятно? Оцените себя.(Оцениваю работающих по ходу).

VI. Словарно-орфографическая работа: - Смотрите, Витя приготовил следующее задание. (СЛАЙД 4). Прочитайте, что это за слово? Это словарное слово.Что мы делаем со словарными словами? Запоминаем.

 ПОРОША 

 записали в тетрадь, поставили ударение, орфограмму выделили и запомнили. – Понятно ли вам значение этого слова? (Нет)

- Даша поработала с разными словарями и вот, что узнала… В словаре Ожегова :Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. Н-р: Ехать по первой пороше.

В словаре Даля: порошить, порошница- пороша, пушной, рыхлый снег, идущий в безветрие, а потому покрывающий землю ровно. Н-р: На дворе пороша, надо в поле ехать.

- Чтобы быстрее его запомнить, давайте  самостоятельно проведём звуковой разбор этого слова. А теперь дайте характеристику каждому звуку.( на слайде появляется разбор с характеристикой каждого звука).

-У кого были затруднения?

VII. Работа по развитию речи:

 Работа с фразеологизмами: - Посмотрите ка, что  вам принёс Витя Перестукин!(На столах лежат листочки с заданием) Работаете в парах, самостоятельно. Нужно найти и подчеркнуть фразеологизм.

1. За столом сказала мать:

-Хватит языком болтать!

-А сынишка осторожно

-А болтать ногами можно? Что это значит? Много говорить.

2.Хоть твердят все сердито: «Скоро ночь настаёт!»

Телевизор Никита выключать не даёт.

Он на всех очень зол, спать никак не идёт.

Хоть не смотрит футбол,

Только носом клюёт.  Что это значит? Хочет спать. Что такое фразеологизм? Это устойчивое сочетание слов. Для чего в речи люди используют фразеологизмы? Для более яркого выражения в речи. Выпишите свои фразеологизмы и определите падеж имён существительных. Как вы это делали? Задавали вопрос от глагола. (СЛАЙД 5) Сверьте свою работу с работой Вити Перестукина. Всё ли он понял, справился ли с заданием?  А вам всё было понятно? Оцените себя.(+)

VIII. Самостоятельная работа: - А теперь небольшая самостоятельная работа по вариантам. На следующем уроке вы получите оценки.

1 вариант: Летел по небу                                       2 вариант: Упал на руку

                   Смотрит на снег                                                     Сидит у реки

                    Стоит у окна                                                           Шёл по дороге

IХ. Итог урока: -Что вам больше всего понравилось? Запомнилось? Чему мы учили сегодня Витю Перестукина? Находить словосочетания глаголов с существительными в косвенных падежах. А так же определять падеж имени существительного в словосочетании. Как вы думаете всё было ему понятно?

- В течение всего урока вы оценивали себя, покажите свою самооценку по итогу урока.

Х. Домашнее задание: стр. 71, упр. № 100 домашнюю работу выполняете аналогично классной.   (СЛАЙД 6)-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"

Урок разработан с учёто методических требований системы Л.В.Занкова согласно возрасных особенностей детей...

Урок русского языка по программе "Школа 21 века" по теме "Личная форма глагола"

Конспект урока русский язык 4 класс по теме "Личные формы глагола" Соответствует реализации ФГОС...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Урок русского языка по программе «Начальная школа XXI века» Тема: « Слова однозначные и многозначные»

Цели:·         создание условий для знакомства с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова·         отработ...

1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...

Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К  конспекту урока есть презентация....

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...