Урок-исследование "Имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Бут Ольга Александровна

Урок-исследование "Имя прилагательное" в 3 классе. На уроке  проводится  наблюдение за именем прилагательным, как частью речи. Выявляются особенности изменения имён прилагательных. Распознавание имён прилагательных среди других частей речи. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_prilagat.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Большегрызловская СОШ»

Серпуховский район Московская область

Конспект урока

 «Имя прилагательное»

 предмет: «Русский язык», 3 класс

 (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Автор:

Бут Ольга Александровна

Место работы:

МОУ «Большегрызловская СОШ»

Должность:

учитель начальных классов

Тема:  Имя прилагательное.

Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.

Цели:

- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;

- выявить особенности изменения имен прилагательных;

-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

-развивать орфографическую зоркость;

- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Оборудование:

- задание на карточках для работы в парах;

- задание на карточках для самостоятельной работы;


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

- Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.

  • А кто такие исследователи?

2.  Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и цели урока.

  • У вас на столах лежат карточки с заданиями.
  •  Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. (работа в группах)

Тропинка ……. , а дорога……..
Малина…….., а клюква …….
Фея ………..., а колдунья …..

  • Какие слова вы вписали?
  • Какая это часть речи? (имя прилагательное)
  • В детстве все любят играть в прятки. Вот и я спрятала тему нашего урока на столе. Но вот проблема у нас в классе несколько столов. Вот на каком догадайтесь сами.
  • Он деревянный, большой, тёмный, компьютерный.
  • Да тема нашего урока «Имя прилагательное».
  • Что вы знаете об имени прилагательном.

На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока:

Имя прилагательное

Имя прилагательное

        

                

3. Открытие «новых» знаний.

- А почему имена существительные получили такое название? (потому что они обозначают все то,  что существует)

- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)

- К чему оно прилагается? ( гипотезы)

 Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное)

_______________ груша,

_______________ картофель,

_______________ молоко,

_______________ чай,

_______________ книга.

- Так к чему же прилагаются они?

- Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.

(на доске дополняется схема – связь с именем существительным)

Имя прилагательное

 Наблюдение над изменением имени прилагательного.

- Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? (постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам)

  • Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете? (предположения)

Работа в парах. (задание дано на карточках)

Исправьте ошибки, определи род имён существительных

Зелёный   карандаш              

Зеленый  тетрадь

Зеленый яблоко

- Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.

Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске) (слайд 13)

Имя прилагательное

        

                

- А теперь поработайте а  парах. Перед вами карточки с заданием.

Измените, словосочетания  так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

З…лёное     ябл…ко -  

Пр…стой   к…р…ндаш –

Школьная т…тра…ь –

Вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)

Имя прилагательное

        

                

  • Открыли учебники стр. 80 упр. 2
  • Давайте определим каким членом предложения чаще всего является определение.

Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок  выпорхнул из родного гнезда и запел серебристую песню. Заяц побежал по росистому лугу за сочной травой.

- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо)

- Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам)

- Давайте проверим наши выводы по учебнику с.69 ( читают определение в учебнике)

  1. Закрепление изученного материала.

   Выбери верное утверждение.

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы

а) кто? что?

б) какой? какая? какие? какое?

в) что делать?

2. Имя прилагательное.

а) часть слова

б) член предложения

в) часть речи

3. Имена прилагательные обозначают

а) действие предмета

б) признак предмета

4. Имена прилагательные (выбери верный ответ)

а) изменяются по родам

б) не изменяются по родам

5. Имена прилагательные бывают :

а) трех родов: муж., жен., ср. рода.

б) только муж. и жен. Рода

6. Имена прилагательные являются

а) главными членами предложения

б) второстепенными

7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

а) с именем существительным

б) с глаголом

8. Имена прилагательные (выбери верный ответ)

а) изменяются по числам

б) не изменяются по числам

6. Итог урока. Рефлексия.

- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.

-А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

-Заполните рефлексивный лист

(Оценивание учащихся )

7. Домашнее задание.

Упражнение 3  страница 81. Выучить правило стр.81.

Задание 1

  •  Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.

Тропинка ……. , а дорога……..
Малина…….., а клюква …….
Фея ………..., а колдунья …..

  • Задание 2

- Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

_______________ груша,

_______________ картофель,

_______________ молоко,

_______________ чай,

_______________ книга.

  • Задание 3

Исправьте ошибки, определи род имён существительных

Зелёный   карандаш              

Зеленый  тетрадь

Зеленый яблоко

  • Задание 4

Измените, словосочетания  так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

З…лёное     ябл…ко -  ____________________________

Пр…стой   к…р…ндаш – __________________________

Школьная т…тра…ь – ____________________________

            ТЕСТ

 Выбери верное утверждение.

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы

а) кто? что?

б) какой? какая? какие? какое?

в) что делать?

2. Имя прилагательное.

а) часть слова

б) член предложения

в) часть речи

3. Имена прилагательные обозначают

а) действие предмета

б) признак предмета

4. Имена прилагательные (выбери верный ответ)

а) изменяются по родам

б) не изменяются по родам

5. Имена прилагательные бывают :

а) трех родов: муж., жен., ср. рода.

б) только муж. и жен. Рода

6. Имена прилагательные являются

а) главными членами предложения

б) второстепенными

7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

а) с именем существительным

б) с глаголом

8. Имена прилагательные (выбери верный ответ)

а) изменяются по числам

б) не изменяются по числам

Обозначает признак предмета

 

 

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

 

 

Изменяются по родам

 

 

 

Изменяются по числам

 

 

 

Связь с именем существитель-ным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...