Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока
Учитель: Булатова Лидия Павловна.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш], упражнять детей в традиционном написании сочетаний ча, ща с буквой а, чу, щу с буквой у.
Задачи обучения:
1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.
2. Формировать навык написания сочетаний ча, ща, чу, щу.
Задачи развития:
1. Развивать навык работы с различными источниками информации.
2. Развивать творческое воображение.
3. Развивать умение различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными.
Задачи воспитания:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
2. Воспитание трудолюбия.
Коррекционные задачи:
1. Развитие и совершенствование связной речи учащихся.
2. Развитие мыслительной активности.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Проводит пальчиковую гимнастику | Проверяют готовность своего рабочего места, выполняют пальчиковую гимнастику |
|
2. Сообщение темы и целей урока | – Мы с вами говорили о сочетаниях жи, ши. Сейчас я прочту веселые стихи, а вы попробуйте услышать другие сочетания с шипящими согласными. – Какие сочетания вы услышали? Сегодня мы будем учиться писать слова с этими сочетаниями | Называют сочетания ча, ща, чу, щу. Формулируют тему, цели урока | 1. Чайка чайник вскипятила, Чайка чаек пригласила: – Приходите все на чай! Сколько чаек? Отвечай! 2. Плавниками трепеща, И зубаста, и тоща, Пищи на обед ища, Ходит щука вокруг леща |
3. Проверка домашнего задания | – Какие бывают шипящие? – Назовите твердые шипящие. – Назовите мягкие шипящие. – На какую изученную орфограмму вы встретили слова в упражнении? – Прочитайте предложения, которые вы записали с этими словами. Отмечает особенно удачные предложения. | Твердые и мягкие. Дети читают слова с шипящими звуками |
|
4. Чистописание | Предлагает игру «Доскажи словечко». – Какой звук вы слышали в начале этих отгадок? – Какая буква на письме обозначает этот звук? – Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной и заглавной буквы Ф. – Спишите с доски Фд Фд фу, фи, фе, фя, фа, уф, аф, оф | Дети отгадывают загадки. Обозначают буквой услышанный звук. Определяют букву, которую будут писать.
Списывают с доски, выполняют указания учителя | Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я… (фарфор) Весь день стоят на улице, Прохожими любуются. Их служба начинается, Когда уже смеркается. И не погаснут до зари Глаза ночные – … (фонари) |
5. Работа по теме урока | Спишите и вставьте жи и ши: Ма…на, о…бка, слу…ть, дру…ть, …лет, кув…н. – С какими шипящими звуками вы написали слова? – Какое правило вы знаете об этих согласных? – Сегодня на уроке мы узнали, какая буква пишется после мягких согласных шипящих. – Отгадайте, какой предмет о себе может так сказать. – Произнесите слово, выделите первый звук. – Что можете о нем сказать? Вывод: Этот звук всегда мягкий, поэтому его смягчать уже не надо. В сочетании ча пишется буква а. Запишите слова: чайник, чай, чашка. Запишите слова: роща, чаща, пища. Подчеркните сочетания и заполните. – Какое правило мы можем сформулировать? Предлагает загадку: Хвостом виляет, зубаста, а не лает (Щука). – Сформулируйте правило. Упр. 66. Формулирует задание.
Прочитайте правило. – Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]? – Как пишутся сочетания ча, ща? – Как пишутся сочетания чу, щу? | Выполняют задание.
Отвечают на вопросы (С твердыми шипящими)
(Хоть они всегда твердые, но в сочетаниях жи, ши пишется буква и).
От согласный, шипящий, мягкий.
Записывают слова, подчеркивают сочетания
Предлагают свои формулировки правила. Отгадывают загадку.
Формулируют правило.
Дети коллективно подбирают слова на правило, записывают в тетрадь.
Отвечают на вопросы. |
В брюхе – баня, В носу – решито, На голове – пучок, Всего одна рука, И та на спине. (Чайник)
В сочетаниях ча, ща пишется только буква а.
В сочетаниях чу, щу пришут только букву у. |
6. Физкульт-минутка | Проводит физкультминутку. – Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбку подарили. | Выполняют инструкцию учителя Ходьба на месте.
Потягивание.
Повороты туловища. Наклоны влево-вправо. Приседание.
Поднятие, опускание рук.
Ходьба на месте. |
|
7. Словарно-орфографическая работа | Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах. Работа со словарными словами. Предлагает найти слова работа, рабочий в орфографическом словаре. – Составьте с любым словом предложение, запишите его. |
Находят слова работа, рабочий в орфографическом словаре. Записывают, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную. Читают предложения. |
Работа – нахождение в действие, занятие чем-нибудь, труд. |
8. Закрепление изученного | – Вставьте пропущенные буквы: У ш…повника красивые цветы. Дедушке сш…ли новый ж…лет. В воздухе кружатся пуш…стые стеж…нки. У нас ж…веет собака Рыж…к. Игра «Наоборот». К словам надо подобрать антонимы. Грязный – … (чистый) Искусственный – … (естественный) Слабый – … (сильный) Мягкий – … (твердый) Грубый – … (нежный) Замкнутый – … (открытый) Трусливый – … (смелый) Светлый – … (темный) – Если прочесть по вертикали первые буквы и добавить мягкий знак в конце слова, то получится слово, обозначающее очень хорошее человеческое качество. – Какое слово получилось? |
Выполняют задание в тетради
Подбирают слова, противоположные по значению
Дети называют слово.
Честность. |
Антонимы – слова, противоположные по значению |
9. Итог урока. Рефлексия | Проводит беседу по вопросам. – Назовите твердые шипящие согласные. Какая гласная пишется после этих согласных? – Назовите мягкие согласные. Какая буква пишется после этих согласных? – Какие правила выучили сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
В сочетаниях ча, ща пишем только букву а. В сочетаниях чу, щу пишем только букву у. |
10. Домашнее задание | Упр. 68. Правило | Записывают в дневник |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkiy_yazyk.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Булатова Лидия Павловна.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш], упражнять детей в традиционном написании сочетаний ча, ща с буквой а, чу, щу с буквой у.
Задачи обучения:
1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.
2. Формировать навык написания сочетаний ча, ща, чу, щу.
Задачи развития:
1. Развивать навык работы с различными источниками информации.
2. Развивать творческое воображение.
3. Развивать умение различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными.
Задачи воспитания:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
2. Воспитание трудолюбия.
Коррекционные задачи:
1. Развитие и совершенствование связной речи учащихся.
2. Развитие мыслительной активности.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Проводит пальчиковую гимнастику | Проверяют готовность своего рабочего места, выполняют пальчиковую гимнастику | |
2. Сообщение темы и целей урока | – Мы с вами говорили о сочетаниях жи, ши. Сейчас я прочту веселые стихи, а вы попробуйте услышать другие сочетания с шипящими согласными. – Какие сочетания вы услышали? Сегодня мы будем учиться писать слова с этими сочетаниями | Называют сочетания ча, ща, чу, щу. Формулируют тему, цели урока | 1. Чайка чайник вскипятила, Чайка чаек пригласила: – Приходите все на чай! Сколько чаек? Отвечай! 2. Плавниками трепеща, И зубаста, и тоща, Пищи на обед ища, Ходит щука вокруг леща |
3. Проверка домашнего задания | – Какие бывают шипящие? – Назовите твердые шипящие. – Назовите мягкие шипящие. – На какую изученную орфограмму вы встретили слова в упражнении? – Прочитайте предложения, которые вы записали с этими словами. Отмечает особенно удачные предложения. | Твердые и мягкие. Дети читают слова с шипящими звуками | |
4. Чистописание | Предлагает игру «Доскажи словечко». – Какой звук вы слышали в начале этих отгадок? – Какая буква на письме обозначает этот звук? – Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной и заглавной буквы Ф. – Спишите с доски Фд Фд фу, фи, фе, фя, фа, уф, аф, оф | Дети отгадывают загадки. Обозначают буквой услышанный звук. Определяют букву, которую будут писать. Списывают с доски, выполняют указания учителя | Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я… (фарфор) Весь день стоят на улице, Прохожими любуются. Их служба начинается, Когда уже смеркается. И не погаснут до зари Глаза ночные – … (фонари) |
5. Работа по теме урока | Спишите и вставьте жи и ши: Ма…на, о…бка, слу…ть, дру…ть, …лет, кув…н. – С какими шипящими звуками вы написали слова? – Какое правило вы знаете об этих согласных? – Сегодня на уроке мы узнали, какая буква пишется после мягких согласных шипящих. – Отгадайте, какой предмет о себе может так сказать. – Произнесите слово, выделите первый звук. – Что можете о нем сказать? Вывод: Этот звук всегда мягкий, поэтому его смягчать уже не надо. В сочетании ча пишется буква а. Запишите слова: чайник, чай, чашка. Запишите слова: роща, чаща, пища. Подчеркните сочетания и заполните. – Какое правило мы можем сформулировать? Предлагает загадку: Хвостом виляет, зубаста, а не лает (Щука). – Сформулируйте правило. Упр. 66. Формулирует задание. Прочитайте правило. – Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]? – Как пишутся сочетания ча, ща? – Как пишутся сочетания чу, щу? | Выполняют задание. Отвечают на вопросы (С твердыми шипящими) (Хоть они всегда твердые, но в сочетаниях жи, ши пишется буква и). От согласный, шипящий, мягкий. Записывают слова, подчеркивают сочетания Предлагают свои формулировки правила. Отгадывают загадку. Формулируют правило. Дети коллективно подбирают слова на правило, записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы. | В брюхе – баня, В носу – решито, На голове – пучок, Всего одна рука, И та на спине. (Чайник) В сочетаниях ча, ща пишется только буква а. В сочетаниях чу, щу пришут только букву у. |
6. Физкульт-минутка | Проводит физкультминутку. – Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбку подарили. | Выполняют инструкцию учителя Ходьба на месте. Потягивание. Повороты туловища. Наклоны влево-вправо. Приседание. Поднятие, опускание рук. Ходьба на месте. | |
7. Словарно-орфографическая работа | Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах. Работа со словарными словами. Предлагает найти слова работа, рабочий в орфографическом словаре. – Составьте с любым словом предложение, запишите его. | Находят слова работа, рабочий в орфографическом словаре. Записывают, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную. Читают предложения. | Работа – нахождение в действие, занятие чем-нибудь, труд. |
8. Закрепление изученного | – Вставьте пропущенные буквы: У ш…повника красивые цветы. Дедушке сш…ли новый ж…лет. В воздухе кружатся пуш…стые стеж…нки. У нас ж…веет собака Рыж…к. Игра «Наоборот». К словам надо подобрать антонимы. Грязный – … (чистый) Искусственный – … (естественный) Слабый – … (сильный) Мягкий – … (твердый) Грубый – … (нежный) Замкнутый – … (открытый) Трусливый – … (смелый) Светлый – … (темный) – Если прочесть по вертикали первые буквы и добавить мягкий знак в конце слова, то получится слово, обозначающее очень хорошее человеческое качество. – Какое слово получилось? | Выполняют задание в тетради Подбирают слова, противоположные по значению Дети называют слово. Честность. | Антонимы – слова, противоположные по значению |
9. Итог урока. Рефлексия | Проводит беседу по вопросам. – Назовите твердые шипящие согласные. Какая гласная пишется после этих согласных? – Назовите мягкие согласные. Какая буква пишется после этих согласных? – Какие правила выучили сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | В сочетаниях ча, ща пишем только букву а. В сочетаниях чу, щу пишем только букву у. |
10. Домашнее задание | Упр. 68. Правило | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.
Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
Урок русского языка по темеСлова, отвечающие на заданные вопросы. Сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Урок составлен по УМК "Школа 21 века! с учетом ФГОС....
Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...
Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....
Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....