Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока

Учитель: Булатова Лидия Павловна.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш], упражнять детей в традиционном написании сочетаний ча, ща с буквой а, чу, щу с буквой у.

Задачи обучения:

1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.

2. Формировать навык написания сочетаний ча, ща, чу, щу.

Задачи развития:

1. Развивать навык работы с различными источниками информации.

2. Развивать творческое воображение.

3. Развивать умение различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными.

Задачи воспитания:

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

2. Воспитание трудолюбия.

Коррекционные задачи:

1. Развитие и совершенствование связной речи учащихся.

2. Развитие мыслительной активности.

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организацион­ный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение но­вого материала. Прово­дит пальчиковую гимнастику

Проверяют готовность своего рабочего места, выполняют пальчиковую гимнастику

 

2. Сообщение темы и целей урока

– Мы с вами говорили о сочетаниях жи, ши. Сейчас я прочту веселые стихи, а вы попробуйте услышать другие сочета­ния с шипящими согласными.

– Какие сочетания вы услышали?

Сегодня мы будем учиться писать слова с этими сочетаниями

Называют сочетания ча, ща, чу, щу.

Формулируют тему, цели урока

1. Чайка чайник вскипятила,

Чайка чаек пригласила:

– Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

2. Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вокруг леща

3. Проверка домашнего задания

– Какие бывают шипящие?

– Назовите твердые шипящие.

– Назовите мягкие шипящие.

– На какую изученную орфограмму вы встре­тили слова в упражне­нии?

– Прочитайте предложе­ния, которые вы записа­ли с этими словами.

Отмечает особенно удачные предложения.

Твердые и мягкие.

Дети читают слова с шипящими звуками

 

4. Чистописание

Предлагает игру «Доскажи словечко».

– Какой звук вы слышали в начале этих отгадок?

– Какая буква на письме обозначает этот звук?

– Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной и заглавной буквы Ф.

– Спишите с доски

Фд    Фд

фу, фи, фе, фя, фа, уф, аф, оф

Дети отгадывают загадки.

Обозначают буквой услышанный звук.

Определяют букву, которую будут писать.

 

 

 

 

Списывают с доски, выполняют указания учителя

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я…

(фарфор)

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается.

И не погаснут до зари

Глаза ночные – … (фонари)

5. Работа по теме урока

Спишите и вставьте жи и ши:

Ма…на, о…бка, слу…ть, дру…ть, …лет, кув…н.

– С какими шипящими звуками вы написали слова?

– Какое правило вы знаете об этих согласных?

– Сегодня на уроке мы узнали, какая буква пишется после мягких согласных шипящих.

– Отгадайте, какой предмет о себе может так сказать.

– Произнесите слово, выделите первый звук.

– Что можете о нем сказать?

Вывод:

Этот звук всегда мягкий, поэтому его смягчать уже не надо. В сочетании ча пишется буква а. Запишите слова: чайник, чай, чашка.

Запишите слова: роща, чаща, пища.

Подчеркните сочетания и заполните.

– Какое правило мы можем сформулировать?

Предлагает загадку:

Хвостом виляет, зубаста, а не лает (Щука).

– Сформулируйте правило.

Упр. 66.

Формулирует задание.

 

Прочитайте правило.

– Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?

– Как пишутся сочетания ча, ща?

– Как пишутся сочетания чу, щу?

Выполняют задание.

 

 

Отвечают на вопросы

(С твердыми шипящими)

 

 

(Хоть они всегда твердые, но в сочетаниях жи, ши пишется буква и).

 

 

 

 

 

 

 

 

От согласный, шипящий, мягкий.

 

 

 

 

 

Записывают слова, подчеркивают сочетания

 

 

 

 

Предлагают свои формулировки правила.

Отгадывают загадку.

 

 

Формулируют правило.

 

Дети коллективно подбирают слова на правило, записывают в тетрадь.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В брюхе – баня,

В носу – решито,

На голове – пучок,

Всего одна рука,

И та на спине.

(Чайник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сочетаниях ча, ща пишется только буква а.

 

 

В сочетаниях чу, щу пришут только букву у.

6. Физкульт-минутка

Проводит физкульт­минутку.

– Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Выполняют инструкцию учителя

Ходьба на месте.

 

Потягивание.

 

Повороты туловища.

Наклоны влево-вправо.

Приседание.

 

Поднятие, опускание рук.

 

Ходьба на месте.

 

7. Словарно-орфографическая работа

Знакомит с непрове­ря­емыми орфограммами в словарных словах.

Работа со словарными словами.

Предлагает найти слова работа, рабочий в орфографическом словаре.

– Составьте с любым словом предложение, запишите его.

 

 

 

Находят слова работа, рабочий в орфогра­фичес­ком словаре. Записывают, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную. Читают предложения.

 

 

 

Работа – нахождение в действие, занятие чем-нибудь, труд.

8. Закрепление изученного

– Вставьте пропущенные буквы:

У ш…повника красивые цветы. Дедушке сш…ли новый ж…лет. В воздухе кружатся пуш…стые стеж…нки. У нас ж…веет собака Рыж…к.

Игра «Наоборот».

К словам надо подобрать антонимы.

Грязный – … (чистый)

Искусственный – … (естественный)

Слабый – … (сильный)

Мягкий – … (твердый)

Грубый – … (нежный)

Замкнутый – … (открытый)

Трусливый – … (смелый)

Светлый – … (темный)

– Если прочесть по вертикали первые буквы и добавить мягкий знак в конце слова, то получится слово, обозначающее очень хорошее человеческое качество.

– Какое слово получилось?

 

 

Выполняют задание в тетради

 

 

 

 

 

Подбирают слова, противоположные по значению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют слово.

 

 

 

 

 

 

 

Честность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антонимы – слова, противо­по­ложные по значению

9. Итог урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам.

– Назовите твердые шипящие согласные. Какая гласная пишется после этих согласных?

– Назовите мягкие согласные. Какая буква пишется после этих согласных?

– Какие правила выучили сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

 

 

 

 

 

 

В сочетаниях ча, ща пишем только букву а. В сочетаниях чу, щу пишем только букву у.

10. Домашнее задание

Упр. 68. Правило

Записывают в дневник

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_yazyk.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Булатова Лидия Павловна.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш], упражнять детей в традиционном написании сочетаний ча, ща с буквой а, чу, щу с буквой у.

Задачи обучения:

1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.

2. Формировать навык написания сочетаний ча, ща, чу, щу.

Задачи развития:

1. Развивать навык работы с различными источниками информации.

2. Развивать творческое воображение.

3. Развивать умение различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными.

Задачи воспитания:

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

2. Воспитание трудолюбия.

Коррекционные задачи:

1. Развитие и совершенствование связной речи учащихся.

2. Развитие мыслительной активности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Проводит пальчиковую гимнастику

Проверяют готовность своего рабочего места, выполняют пальчиковую гимнастику

2. Сообщение темы и целей урока

– Мы с вами говорили о сочетаниях жи, ши. Сейчас я прочту веселые стихи, а вы попробуйте услышать другие сочетания с шипящими согласными.

– Какие сочетания вы услышали?

Сегодня мы будем учиться писать слова с этими сочетаниями

Называют сочетания ча, ща, чу, щу.

Формулируют тему, цели урока

1. Чайка чайник вскипятила,

Чайка чаек пригласила:

– Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

2. Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вокруг леща

3. Проверка домашнего задания

– Какие бывают шипящие?

– Назовите твердые шипящие.

– Назовите мягкие шипящие.

– На какую изученную орфограмму вы встретили слова в упражнении?

– Прочитайте предложения, которые вы записали с этими словами.

Отмечает особенно удачные предложения.

Твердые и мягкие.

Дети читают слова с шипящими звуками

4. Чистописание

Предлагает игру «Доскажи словечко».

– Какой звук вы слышали в начале этих отгадок?

– Какая буква на письме обозначает этот звук?

– Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной и заглавной буквы Ф.

– Спишите с доски

Фд    Фд

фу, фи, фе, фя, фа, уф, аф, оф

Дети отгадывают загадки.

Обозначают буквой услышанный звук.

Определяют букву, которую будут писать.

Списывают с доски, выполняют указания учителя

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я…

(фарфор)

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается.

И не погаснут до зари

Глаза ночные – … (фонари)

5. Работа по теме урока

Спишите и вставьте жи и ши:

Ма…на, о…бка, слу…ть, дру…ть, …лет, кув…н.

– С какими шипящими звуками вы написали слова?

– Какое правило вы знаете об этих согласных?

– Сегодня на уроке мы узнали, какая буква пишется после мягких согласных шипящих.

– Отгадайте, какой предмет о себе может так сказать.

– Произнесите слово, выделите первый звук.

– Что можете о нем сказать?

Вывод:

Этот звук всегда мягкий, поэтому его смягчать уже не надо. В сочетании ча пишется буква а. Запишите слова: чайник, чай, чашка.

Запишите слова: роща, чаща, пища.

Подчеркните сочетания и заполните.

– Какое правило мы можем сформулировать?

Предлагает загадку:

Хвостом виляет, зубаста, а не лает (Щука).

– Сформулируйте правило.

Упр. 66.

Формулирует задание.

Прочитайте правило.

– Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?

– Как пишутся сочетания ча, ща?

– Как пишутся сочетания чу, щу?

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы

(С твердыми шипящими)

(Хоть они всегда твердые, но в сочетаниях жи, ши пишется буква и).

От согласный, шипящий, мягкий.

Записывают слова, подчеркивают сочетания

Предлагают свои формулировки правила.

Отгадывают загадку.

Формулируют правило.

Дети коллективно подбирают слова на правило, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

В брюхе – баня,

В носу – решито,

На голове – пучок,

Всего одна рука,

И та на спине.

(Чайник)

В сочетаниях ча, ща пишется только буква а.

В сочетаниях чу, щу пришут только букву у.

6. Физкульт-минутка

Проводит физкультминутку.

– Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Выполняют инструкцию учителя

Ходьба на месте.

Потягивание.

Повороты туловища.

Наклоны влево-вправо.

Приседание.

Поднятие, опускание рук.

Ходьба на месте.

7. Словарно-орфографическая работа

Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах.

Работа со словарными словами.

Предлагает найти слова работа, рабочий в орфографическом словаре.

– Составьте с любым словом предложение, запишите его.

Находят слова работа, рабочий в орфографическом словаре. Записывают, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную. Читают предложения.

Работа – нахождение в действие, занятие чем-нибудь, труд.

8. Закрепление изученного

– Вставьте пропущенные буквы:

У ш…повника красивые цветы. Дедушке сш…ли новый ж…лет. В воздухе кружатся пуш…стые стеж…нки. У нас ж…веет собака Рыж…к.

Игра «Наоборот».

К словам надо подобрать антонимы.

Грязный – … (чистый)

Искусственный – … (естественный)

Слабый – … (сильный)

Мягкий – … (твердый)

Грубый – … (нежный)

Замкнутый – … (открытый)

Трусливый – … (смелый)

Светлый – … (темный)

– Если прочесть по вертикали первые буквы и добавить мягкий знак в конце слова, то получится слово, обозначающее очень хорошее человеческое качество.

– Какое слово получилось?

Выполняют задание в тетради

Подбирают слова, противоположные по значению

Дети называют слово.

Честность.

Антонимы – слова, противоположные по значению

9. Итог урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам.

– Назовите твердые шипящие согласные. Какая гласная пишется после этих согласных?

– Назовите мягкие согласные. Какая буква пишется после этих согласных?

– Какие правила выучили сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

В сочетаниях ча, ща пишем только букву а. В сочетаниях чу, щу пишем только букву у.

10. Домашнее задание

Упр. 68. Правило

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....